Накануне стало известно о том, что в Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга поступило уголовное дело екатеринбургского активиста Вадима Панкратова, известного как «Дед Пикет». Это не первое уголовное дело, которое было заведено после протестов в сквере у Театра драмы, где хотели построить храм святой Екатерины. До этого, с 12 июля в квартирах у протестующих начали проводить обыски. IMC публикует подробности пяти уголовных дел, возбужденных после протестов в сквере.
Дело «деда пикета»
«Применение насилия в отношении представителя власти» — ч.1 ст. 318 УК РФ
«Наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет».
О том, что дело «Деда Пикета» Вадима Панкратова находится в суде, стало известно 17 июля. В вину ему ставят то, что он якобы оскорбил и ударил газетой полицейского в первый день протестов, 13 мая. Сам «Дед Пикет» при этом известен как убежденный путинист, а во время вменяемых ему событий он был одет в футболку с надписью: «Путин, родина, единство, нашей силы материнство».
Сначала сотрудники министерства общественной безопасности утверждали, что он оскорблял губернатора Куйвашева. Однако, как рассказала Татьяна Мерзлякова Znak.com, министерство общественной безопасности свои слова забрало обратно, хотя «остались вопросы со стороны полиции».
Портал E1.ru сообщает, что потерпевшим в деле значится подполковник городской полиции Трошин. На E1.ru также опубликовано видео, где возмущенный Панкратов замахивается на полицейского газетой, но четкого касания полицейского не видно. Однако этот удар, по данным портала, трактуется как применение насилия в отношении представителя власти.
Оскорбление полицейского в гражданском
«Оскорбление представителя власти» — ст. 319 УК РФ
«Наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года».
Есть еще одно дело, заведенное по схожей статье после событий второго дня протеста, 14 мая. Станислав Мельниченко, как утверждает следствие, показал полицейскому средний палец и произнес слово «*******» (человек, который не понимает простых вещей — прим.ред.). Уже через месяц мужчина стал фигурантом уголовного дела об оскорблении представителя власти. Потерпевший, которого якобы оскорбил Мельниченко, — сотрудник пресс-службы городского управления МВД Евгений Крюков. В день акции он снимал протестующих на камеру. Адвокат подозреваемого Алексей Бушмаков рассказывал Znak.com, что на видео абсолютно непонятно, к кому вообще обращается Мельниченко. При этом, утверждает адвокат он вряд ли мог знать, кем работает Крюков, так как тот 14 мая пришел в сквер в гражданской одежде.
Допросы в июле
«Призывы к массовым беспорядкам» — ч.3 ст. 212 УК РФ
«Наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок».
В июне стало известно о возбуждении уголовного дела по статье о массовых беспорядках, однако сначала дело было бесфигурнатным. 12 июля в городе прошли первые обыски и допросы по этому делу. ОВД-Инфо сообщает об обысках у трех человек.
Так, к Максиму Корчемкину 12 июля в 6:40 утра пришли следователь отдела по особо важным делам, оперуполномоченный в гражданской одежде и двое мужчин в форме без опознавательных знаков с масками на лице и оружием в руках. У мужчины изъяли системный блок и несколько мобильных телефонов, а затем увезли на беседу в Следственное управление Следственного комитета по Свердловской области.
Сотрудники задавали Корчемкину вопросы и уговаривали его «признаться в преступлении и сотрудничать». Адвокат мужчины отметил, что «преступлением» сотрудники назвали «Призывы к массовым беспорядкам» по третьей части статьи 212 УК РФ. Также он добавил, что ему и его подзащитному не выдали копий основных документов: постановления о проведении обыска, протокола обыска, протокола об изъятии вещей и других.
К родителям другой жительницы Екатеринбурга Татьяны Марковой пришли следователь и правоохранители, так как девушка была прописана по этому адресу. Следователь смотрела телефоны родителей, уговаривала приехать девушку на место проведения обыска. Позже Марковой прислали повестку, в которой было сказано, что ее вызывают для допроса по уголовному делу в качестве свидетеля, но статью, по которой возбуждено дело, не указали.
К Евгению Березняку силовики пришли 12 июля в шесть утра, изъяли жесткий диск компьютера и сотовый телефон, а затем увезли в то же Следственное управление. Березняк дал подписку о неразглашении.
Дело о заборе
«Умышленное уничтожение или повреждение имущества» — ч.1 ст. 167 УК РФ
«Наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет».
В начале июля участника протестов в защиту сквера Евгения Старцева вызвали на допрос в качестве свидетеля по неизвестному уголовному делу. Однако с порога ему заявили, что на самом деле его подозревают в умышленном повреждении чужого имущества.
По мнению следствия, мужчина повредил имущество, принадлежащее ООО «Храм Святой Екатерины». Речь идет о заборе, которым огородили место строительства будущего храма. Стоимость конструкции оценивают в 923 тысячи рублей. Старцев сейчас находится под подпиской о невыезде.
Пострадавший подросток
«Умышленное причинение легкого вреда здоровью» — ч. 1 ст. 115 УК
«Наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев».
В этом уголовном деле пострадавшим выступает защитник сквера. По данным Telegram-канала «Апология протеста», 17-летний юноша пришел в парк, чтобы поснимать происходящее на телефон, но его задержали. Молодой человек получил перелом костей носа со смещением. Мать подростка рассказывала, что на ее сына напали сотрудники Росгвардии. Именно они, считает женщина, кинули его на асфальт и начали пинать. Из-за травмы юноша был в больнице до 22 мая. Сначала следственный комитет установил, что в материалах не имеется признака преступления, однако потом уголовное дело все-таки возбудили.
И еще 50 человек заплатили штрафы
По уголовным делам суды еще не прошли, однако состоялось несколько по административным. Свыше 50 человек оплатили административные штрафы, многим были назначены исправительные работы и арест по статьям от «Нарушения установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования » и «Неповиновения сотрудникам полиции» до «Мелкого хулиганства». Так, например, суд оштрафовал Семена Леонтьева на 10 тысяч рублей, признав виновным по ч. 5 ст. 20.2 КоАП — в неисполнении требования сотрудников полиции прекратить участие в публичном мероприятии. При этом на момент задержания, как утверждала «Апология протеста», Леонтьев укрылся под деревом от дождя, но сотрудник полиции спросил: «А вы что, не поняли? Вам было приказано разойтись», сразу после чего его задержали. А таксиста Илью Савина суд оштрафовал на 10 тысяч рублей за нарушение правил проведения мероприятия. При этом Савин не участвовал в сходе и остановился возле сквера по просьбе пассажирки, которая хотела сфотографироваться с ОМОНом.
С полным списком осужденных по административным делам можно ознакомиться по ссылке на сайте ОВД-инфо. Самым громким административным делом стало дело Анны Балтиной, которую оштрафовали на 20 тысяч рублей по статье 20.2 КоАП РФ «Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка».
В мае в течение недели в Екатеринбурге шли акции протеста против строительства храма святой Екатерины в сквере у Драмтеатра. О ночах в сквере 13, 14, 15, 16, 17, 18 и 19 мая можно прочитать в репортажах IMC по ссылкам. На данный момент сквер из списка предлагаемых горожанам площадок для строительства храма исключили вскоре после соответствующего заявления епархии.
Фото: Станислав Насонов, Марина Молдавская / IMC
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.