От усадеб до заводов

Какие архитектурные памятники и исторические дома за год потерял Екатеринбург

15 января, 18:23, 2025г.    Автор: IMC

2024 год для архитектурного облика Екатеринбурга вышел невеселым. Старинные усадьбы, промышленные здания и деревянные дома, хранящие память о прошлом города, уступают место новым кварталам и высоткам. 

Мы собрали список самых значимых утрат 2024 года — от снесенных усадеб до уничтоженных фабрик. Эти примеры показывают, как меняется Екатеринбург и какие следы прошлого остаются только в памяти. Стараемся все запомнить и ничего не упустить.

Январь. Дом врача Туржанского

5 января девелопер «Брусника» снес усадьбу XIX века на Розы Люксембург, 32 — бывший дом врача Виктора Туржанского. Ранее экспертиза отказалась признать здание объектом культурного наследия. 

— Дом не признан памятником архитектуры и с точки зрения экспертов не представляет исторической ценности. Много лет в нем располагались офисы, арендаторы которых не заботились о техническом состоянии здания, и оно стало непригодным для любой функции, — рассказывали в компании.

На месте дома семьи Туржанских «Брусника» планирует построить ЖК.

Фото: движение «Реальная история» / Е1

Январь. Спичечная фабрика Логинова

22 января напротив «Екатеринбург Арены» снесли здания бывшей спичечной фабрики Логинова, работавшей с XIX века. Двухэтажное здание на Репина, 20 признали аварийным еще в 2020 году, а огромный участок земли в 1,7 гектара выкупил застройщик «КомпаньонПром», связанный с владельцами «Гринвича».

Когда-то фабрика считалась одним из успешнейших предприятий Урала, но в советские годы ее закрыли. Вероятно, участок будет застраивать «Гринвич недвижимость», но в компании это не комментируют.

Фото: Google Maps / E1

Фото: It's My City

Январь. Дом Топоркова

Ночью 24 января начали сносить деревянный дом Топоркова на улице Чернышевского. В 2019 году дом отреставрировала команда волонтеров «Том Сойер Феста». Рабочие демонтировали крышу, входную группу и карнизы, а собственник заявил о планах перестроить здание по изначальному проекту. Однако эксперты утверждают, что дом 1883 года постройки не предполагает изменений.

Активисты обратились в полицию, прокуратуру и к губернатору Свердловской области, а градозащитники подали заявку на внесение здания в реестр памятников архитектуры. Работы приостановили после вмешательства силовиков. Защитники дома продолжают борьбу до сих пор, настаивая на включении дома в реестр памятников. Однако пока власти отказываются это делать.

Дом Топоркова сразу после реставрации (слева) и после попытки сноса (справа)

Дом Топоркова сразу после реставрации (слева) и после попытки сноса (справа)

Март. Усадьба Беленкова

21 марта 2024 года застройщик «Чусовское озеро» продолжил снос усадьбы Беленкова на углу Декабристов и Розы Люксембург, начатый в 2023 году. 

Изначально усадьбу передавали компании для реставрации, но никаких реставрационных работ здесь не проводили. Вместо этого по инициативе застройщика исторический комплекс лишили статуса памятника.

Последним владельцем здания был предприниматель и меценат Иван Беленков, активист и основатель Екатеринбургского комитета Красного Креста.

Фото: It's My City / Е1

Апрель. Кузнечно-прессовый цех УЗТМ

Снос части кузнечно-прессового цеха УЗТМ, который признан объектом культурного наследия, начался еще в 2023 году. За год до этого чиновники издали приказ о новых границах охранной зоны УЗТМ на основе проекта и акта госэкспертизы. Согласно этому приказу из границ объекта культурного наследия исключили часть цеха, где находились уникальные ковочные прессы. Эксперты посчитали их «неисторическими».

В 2024 году на территории завода произошел пожар, который обнажил результаты сноса. Весной стало очевидно, что работы по демонтажу продолжаются. Снос ведется на закрытой территории, и градозащитники подозревают, что здесь могут быть нарушения закона.

Фото: «Заметки жителя Уралмаша»

Градозащитников особенно тревожит судьба ковочного пресса мощностью 10 000 тонн, введенного в эксплуатацию в 1935 году. Этот пресс был уникальным для СССР и стал символом индустриализации. Теперь его могут демонтировать, несмотря на историческую ценность, так как ранее его не включили в охранную зону ОКН. 

Сейчас неравнодушные горожане пытаются вернуть охранный статус этой части цеха и ковочному прессу. Они направили в Управление охраны объектов культурного наследия заключение об историко-культурной ценности пресса. Ответить должны до конца февраля. Сохранить индустриальное наследие особенно важно, так как часть территории завода планируют превратить в жилой комплекс.

Апрель. Остатки усадьбы Жолобова

10 апреля стало известно о сносе части усадьбы Жолобова, расположенной между улицами Октябрьской Революции и Маршала Жукова. От старинной части усадьбы почти ничего не осталось.

Усадьба купца Жолобова, построенная в 1830-х — объект культурного наследия регионального значения. Однако ее пристройки лишились охранного статуса в 2021 году. В марте 2024 года Управление госохраны памятников одобрило их снос, указав, что это не повредит усадьбе и культурному слою. Этот участок принадлежит компании «Центр-2000», которая планирует построить здесь административное здание с автостоянкой и торговыми площадями.

Фото: телеграм-канал Владислава Постникова

Июнь. Дом Мальцева

20 июня на улице Сакко и Ванцетти в Екатеринбурге начали разбирать деревянную усадьбу XIX века — дом Мальцева. Он входит в ансамбль «Городская усадьба» и признан памятником архитектуры. У здания сняли окна, наличники, крышу и разобрали фасад и бревенчатые стены.  

Фото: «Заметки горожанина» / «1723 Екатеринбург»

Работы проводит компания «НПА-Профиль-ПУ». По словам ее представителей, дом собираются адаптировать под современное использование, поэтому демонтируют только элементы в плохом состоянии, а здание планируют отреставрировать. Восстановить дом, чугунную ограду и парадные ворота должны были до ноября 2024 года

В итоге снесли часть главного дома, который признан ОКН. Все элементы декора фасада сняли, пообещав установить новые, а вместо оригинальных бревенчатых стен возвели каркас из клееного бруса. Работы до сих пор не закончены, а дом окружен глухим забором.

Градозащитники выступают против восстановления, в ходе которого памятники почти полностью перестраивают и лишают исторической ценности. 

Фото: Митрохина Марина / It's My City

Август — октябрь. Дома на улице Папанина

На улице Папанина за три месяца снесли сразу пять двухэтажных домов ради второго «Екатеринбург-Сити» от компании «Брусника». Эту землю девелопер получил еще в 2015 году и планирует построить тут новый жилой район с домами высотой от 7 до 49 этажей. 

Дома не были объектами культурного наследия, но с точки зрения исторической малоэтажной застройки имеют ценность. Часть из них были деревянными, имели наличники и другие оригинальные детали декора. Эти дома были признаны аварийными в 2021 году, хотя могли быть еще восстановлены, в них была вся инфраструктура для жизни.

Фото: 2ГИС / Е1

Суммы компенсации, которую предлагали жильцам за их квартиры, было недостаточно даже для покупки студии в том же районе. С такими выплатами они могли поселиться только на периферии города. Некоторые владельцы добивались пересмотра стоимости и их выселяли через суд. 

Историю жительницы района Оксаны рассказывал E1. Изначально ее квартиру на 24,2 квадратных метра оценили в 2,24 миллиона рублей. Позже суд увеличил размер выплаты до 3,48 млн, но она потребовала увеличить сумму до 5 млн рублей. Суд отказал. Оксана оставалась последней собственницей, которая не хотела съезжать и продолжала жить в квартире, несмотря на отключение газа, заколоченные окна и снятые двери. Ее дом снесли в декабре.

Дом Оксаны по адресу Папанина, 26, арт художника Илья Мозги. Фото: Андрей Альшевских

В этом году «Брусника» продолжит сносить малоэтажную советскую застройку  в границах улиц Челюскинцев — Папанина — Энергостроителей и берега Исети. К 2030 году «Брусника» надеется завершить строительство мегаквартала, построив здесь многоэтажное премиальное жилье.

Фото: 2ГИС / It's My City

Исследователь и экскурсовод Дмитрий Москвин также указывает на несправедливые условия, на которых жителей этих домов выселяли для последующего строительства.

«Вот у семьи есть квартира в двухэтажном кирпичном доме; вокруг много зелени, выход на малолюдную набережную, шумная улица на удалении, минимум соседей в доме и в квартале. Приходит застройщик, продавливает решение о сносе этой сложившейся за десятилетия среды, и обитатели домов отдают ему свою недвижимость и образ жизни за бесценок. Зачастую ради бетонного фуфла в 30 этажей с тысячей соседей за картонными стенами», — пишет Москвин в своем канале «Коренной екатеринбуржец».

Фото: It's My City

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: