«Порой нужно немножко выключить мозг»

Что делать, если я не понимаю искусство, но очень хочу научиться. Разбираемся на простых примерах

6 января, 12:00, 2024г.    Автор: IMC

Когда в беседе упоминают искусство, чаще всего мы представляем классические картины из Европы Средних веков или Нового времени: портреты царских особ и знатных дам, натюрморты и религиозные сцены. Иногда все более чем понятно, а иногда в них зашифрованы послания, которые не разгадать без помощи искусствоведа. Еще сложнее бывает с современным искусством, где на первый план часто выходит форма, поэтому многие просто отказываются его воспринимать как что-то серьезное.

Наша новая героиня Ника Фейгина — молодой искусствовед, куратор из Екатеринбурга. Она работает в музее, где водит экскурсии по выставкам и помогает зрителям приблизиться к произведениям искусства, созданным десятки лет назад, а в свободное время ведет подкаст «Диалог с художником» и устраивает «Разговоры о неважном», например, о том, как художники заимствуют друг у друга идеи. 

Мы поговорили с Никой о том, почему нам до сих пор важно соприкасаться с искусством, в том числе современным, как можно открыть его заново для себя и какие выставки в Екатеринбурге стоит посетить во время новогодних каникул.

Фото: Евгения Кобеева / It’s My City

«Я чувствую себя проводником между зрителем и художником»

— Работа в государственном музее не выглядит как в фильмах, когда искусствовед стоит с лупой над картиной. Было много рутинной работы, которая меня абсолютно не вдохновляла, и я все время искала, чем бы интересным заняться. Мне удалось привезти в Музей наивного искусства художницу Оксану Анчарову и сделать с ней выставку. Тогда я поняла, что хочу читать лекции. 

В музее сказали, что можно попробовать сделать свой проект. Так появилась серия лекций «PRОсоветское искусство»: мне удалось придумать, как поговорить о советской экспозиции в актуальном ракурсе, провести параллели с настоящим временем, например, как работала пропаганда в советском искусстве. Тема пропаганды сейчас тоже витает в воздухе. Поговорить про женский образ в советском искусстве, как совсем по-другому сейчас показывают женщин. Что был не только соцреализм, а параллельные течения. Моей целью было приблизить советскую экспозицию к настоящему времени. 

Когда я читаю лекции, мне хочется сделать предмет лекции актуальным для современного зрителя. Я чувствую себя проводником между зрителем и художником и доношу концептуальную составляющую. Сейчас меня ведет в сторону не экскурсий, которые звучат как монолог, а в сторону медиаций. Я внедряю в классические экскурсии вопросы. Когда человеку задаешь вопрос, он больше включается и сам начинает думать, а не готовенькое разжевывать.

Фото: Евгения Кобеева / It's My City

«Даже в самые тяжелые времена люди спасались искусством»

 — Я много думала, почему искусство еще не умерло и одни люди продолжают писать картины, а другие смотреть на них? Помимо строительства дорог, производства военной техники, водоснабжения, медицины, образования, человеку нужно что-то еще. Даже в самые тяжелые времена, а сейчас они тоже нелегкие, люди спасались искусством. Оно помогало им переживать свои травмы, осмыслять их. 

Меня получить образование искусствоведа сподвигла работа Пабло Пикассо «Герника». Поразило, как можно переработать военный ужас, превратить его в картину. Так пережить этот кошмар самому и помочь сделать это же многим людям.

Пабло Пикассо. «Герника». Гобелен по мотивам этой картины висит в зале Совета Безопасности ООН

В тяжелые времена люди обращались к искусству Возрождения: работам Микеланджело, Леонардо, Рафаэля. Для человека Средневековья местом чуда был готический храм, где он ощущал божественное присутствие благодаря свету, проходившему через цветные витражи. Искусство всегда придает смысл жизни. Оно помогает осмыслить процессы, которые происходят в мире и лично с тобой.

Если все звезды сходятся, то не только художник перерабатывает свой опыт, но его осмысляет и зритель. Я могу увидеть картину и поразиться, как другому человеку удалось схватить мои ощущения и визуально их воссоздать. Или как у поэта получилось сформулировать мысль, которая очень долго крутилась в моей голове. Через искусство можно узнать свой собственный опыт.

В музее ИЗО была выставка, посвященная 300-летию Екатеринбурга. Люди приходили, и каждый среди работ находил свою. Мой папа увидел кубистическую картину Михаила Сажаева «Дворы». Там изображен то ли дворник, то ли бездомный среди низких домиков. Он поймал ощущение, что там нарисованы дворы на улице Чапаева из его детства.

Михаил Сажаев. Март. Слава богу! Фото: Татьяна Полякова / polyakova-tatiana.tourister.ru

«Моя» картина — «Улица Тургенева» Алексея Лопато. Художник идеально зафиксировал улицу рядом с университетом, по которой я много раз ходила и с которой у меня связаны воспоминания. Ни одна фотография не даст этого ощущения. Я бы не смогла передать так это. Но я смогла это увидеть, прочувствовать и очень рада.

Алексей Лопато. «Улица Тургенева»

С такими картинами все понятно. А что делать с абстракциями?

— Есть прямое и очевидное искусство, а есть беспредметное — оно выражает то, что невозможно объяснить и представить. У нас много сложных чувств или мыслей, которые не могут обрести четкую форму. И вот это как раз можно передать за счет абстрактного искусства.

В «Эрмитаж-Урале» проходила выставка художников из Башкирии «Земля, небо и их обитатели». На ней была картина Павла Ходаева «На взгляд птицы». Задумка — показать землю с высоты птичьего полета. Если посмотреть на нее, не зная ничего, можно подумать, что это какая-то геометрическая абстракция. Если знать, то получаешь ощущение «О, прикольно, как в самолете я лечу».

Фото: Елена Елизарова / It's My City

Или, например, он же плоскостно изобразил поленницу в направлении абстракции. Но, помимо поленницы, там форма фуги. Он мастерски перенес музыкальные ритмы в живопись. Когда это все узнаешь, то испытываешь «Вау! Ничего себе, кто-то так все придумал». Только для того, чтобы испытать это «вау», можно пойти на выставку.

Если рядом нет экскурсовода или медиатора, то достаточно прочитать текст, который, как правило, есть в экспозиции рядом с картиной.

Фото: Елена Елизарова / It's My City

«Не нужно стыдиться, что какое-то искусство тебе непонятно»

 — Какие вопросы нужно задавать самому себе, когда оказываешься наедине с картиной? Например, что я вижу? Что здесь изображено? Какие чувства и мысли у меня это вызывает? С чем ассоциируется это произведение? Необязательно вспоминать, на каких выставках видел что-то похожее, проводить параллели. Бывает достаточно личного жизненного опыта.

Если на картине изображен конкретный человек, стоит подумать, что я знаю о нем или что я хочу о нем узнать. Если это портрет неизвестного, можно поразмышлять, как он себя чувствует, какую эмоцию может испытывать. Попытаться понять, к какой социальной группе он относится и чем может заниматься. Если вы знаете историю, то можете представить, как художник чувствовал себя в ту эпоху. Рассмотреть картину во временном контексте.

Фото: Марина Молдавская / It's My City

Вопросы могут быть посвящены и технике. Можно присмотреться к работе и подумать, какие цвета использовал автор. Какие из этих цветов мне нравятся, а какие нет. Какое общее впечатление осталось от произведения? Какая работа: теплая или холодная, грубая или мягкая? 

Если вы когда-то учились рисовать и знаете что-то из фотографии, базовых основ композиции, то сможете это вспомнить. Я называю это «разложить работу на запчасти». Но опять же это не всем нужно.

Фото: Елена Елизарова / It’s My City

Когда ты специально не читаешь тексты к картинам на экспозиции и не знаешь, какая задумка была у автора, к какой школе художников он относится и почему он писал именно такие картины, ты просто ходишь и смотришь. Когда в Музее ИЗО была выставка русских импрессионистов, я пришла без экскурсии. Ходила в наушниках, слушая классическую музыку, и долго «залипала» на картины, ни о чем не думая.

Когда долго спокойно смотришь на картину в тишине, можно открыть для себя гораздо больше: заметить, как переданы блики на воде, как отражается солнце, свет. Ты начинаешь это чувствовать.

Иногда этому может помешать слишком большой объем знаний. Ты настолько уходишь в анализ, что не успеваешь ничего почувствовать и начинаешь заниматься интеллектуализацией. Порой нужно немножко выключить мозг.

Если картину все же не получается прочувствовать, не нужно себя мучать и пытаться в ней что-то найти. Ну и не смотрите на нее тогда. Отпишитесь от этого художника, уйдите из этого зала. Поймите, что этот период вас не привлекает. Это тоже полезно — найти то, что интересно конкретно тебе. Не нужно стыдиться, что какое-то искусство тебе непонятно, неинтересно. Можно быть любопытным, но при этом бережно относиться к себе и не заставлять любить то, что тебе не нравится.

Фото: Елена Елизарова / It’s My City

Какие выставки стоит посетить на новогодних каникулах?

 — Не могу не порекомендовать посмотреть обновленную экспозицию XX века в ЕМИИ на Воеводина, 5. Там сделали залы авангарда и предавангарда. Также есть залы с картинами про войну и тихое искусство, где выставлены художники, которые не хотели идеологически поддерживать пропаганду и писали про другое. 

Кроме того, там потрясающий последний зал, затрагивающий эпоху конца 1980-х — начала 1990-х. Туда лучше идти с экскурсией. Там есть о чем подумать. Суперактуально.

Фото: Катя Неклюдова, Екатеринбургский Музей ИЗО / ВКонтакте

Если вам ближе классическое искусство, можно прийти в «Эрмитаж Урал», выпить кофе и сходить на западноевропейскую экспозицию.

В Уральском филиале Пушкинского музея недавно открылась выставка «От А до ЛЕК». Это как раз современное искусство — менее понятное, но не менее интересное. Там нет классических этикеток и экспликаций. В экспозиции несколько вариантов текстов: один от кураторов, другой от художников и еще несколько, которые можно, как одежду, надеть на эту выставку. Также посетители могут залезть в ковер и полистать дневники.

Фото: Елена Елизарова / It's My City

В Арт-галерее Ельцин Центра интересные выставки. Я всегда рекомендую заходить туда, чтобы даже просто посмотреть, как можно организовать выставочное пространство.

И, конечно, я хочу пригласить всех на свою выставку «Индивидуальность» на Блюхера, 3 в оптике «Очки для вас». Там выставлены экспрессивные картины современной художницы из Екатеринбурга Каролины Фейгиной. Это портреты очень харизматичных людей европейской внешности в очках. Если хочется яркого цвета в этом зимнем серо-белом городе, то можете сходить туда.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: