Из Ельцин Центра за год ушли десять ключевых сотрудников — от директора музея Ельцина до руководителя пресс-службы. У каждого из них были свои причины для увольнения. Кто-то ушел, потому что не может делать вид, будто ничего не происходит, другим было психологически тяжело продолжать работу в обычном режиме, а третьи объясняют свое решение личными обстоятельствами.
It’s My City зафиксировал, кого именно потерял Ельцин Центр за все это время, а также поговорил с бывшими и нынешними сотрудниками институции, как они живут сейчас и что думают о том, что из-за оттока кадров события в центре становятся менее столичными по масштабу.
«Самый нервный шаг сделан»
Увольнения ключевых сотрудников Ельцин Центра начались летом 2022 года, спустя полгода после начала военных действий в Украине. Первым уволился Денис Корнеевский, который занимал должность программного директора. Он курировал все проекты, которые не связаны с галереей и музеем, и координировал работы отделов. Корнеевский публично не заявлял о своем уходе и его причинах.
Многие увольнения из Ельцин Центра хронологически совпали с мобилизацией, которая началась 21 сентября 2022 года, и массовым отъездом россиян из страны. Осенью прошлого года некоторые сотрудники Ельцин Центра сообщили о переезде в своих социальных сетях.
«Самый нервный шаг сделан — я выехал. Теперь нужно вывезти семью и «закрепиться», — писал о своем переезде в Германию бывший директор музея Бориса Ельцина Олег Лутохин 1 октября 2022 года. Некоторое время он работал удаленно, но в конце осени уволился, говорят сотрудники центра.
Лутохин начинал работу в Ельцин Центре с образовательных программ в 2016 году. После ухода Дины Сорокиной из центра в 2020 году он занял ее пост и стал новым директором музея Бориса Ельцина. Он занимался экскурсиями и научной работой. По его инициативе центр стал более экологичным, в нем стали экономить ресурсы и сортировать мусор. После него директором музея стала Анна Бородулина, которая руководила отделом музейной педагогики.
В сентябре того же года закончил свою работу в центре руководитель образовательных программ Александр Бакин. Он организовывал лекции, в частности сделал курс по истории с Александром Архангельским. После ухода его место занял Даниил Кокин.
Из арт-галереи в декабре 2022 года уволился директор Илья Шипиловских, сейчас он живет в Германии. Илья курировал почти все выставки в галерее и инициировал большую часть экспозиций. Сейчас должность директора арт-галереи занимает Светлана Усольцева.
Куратор инклюзивных программ Елена Возмищева тоже ушла в конце 2022 года. При ней в центре начали проводить экскурсии на жестовом языке, появились тифлокомментарии для незрячих людей и возможности сенсорной разгрузки для людей с расстройствами аутистического спектра.
В 2023 году увольнения из центра продолжились. Весной ушел куратор киноконцертных программ Александр Коробейников. В июле пресс-службу центра покинула Евгения Капитонихина.
«Я приняла решение уйти в творческий отпуск, и руководители отнеслись к этому с пониманием. Длительное сотрудничество с такой мощной и активной культурной институцией, привлекающей внимание всех и вся, требует постоянной и полной отдачи», — рассказывала Капитонихина Ura.Ru.
Осенью этого года уволились руководитель отдела партнерских мероприятий Ольга Зверева и новый куратор инклюзивных программ Евгений Кутергин.
В ноябре о своем увольнении сообщила операционный директор центра Ольга Жданович. Она рассказала, что сейчас будет заниматься подготовкой катка «Северное сияние» в парке Маяковского.
«Параллельно поступают предложения от разных компаний. Посмотрим. Пока что хочется сделать выдох», — рассказала Жданович 66.Ru. Она проработала на посту операционного директора со дня открытия Ельцин Центра.
It’s My City обратился за комментариями к нескольким бывшим сотрудникам Ельцин Центра, чтобы подробнее узнать об их увольнениях. Ольга Жданович и Олег Лутохин не ответили на сообщения, Евгения Капитонихина от комментариев воздержалась. О своем уходе согласились поговорить только Елена Возмищева и Илья Шипиловских.
«Ничего уже не было, как прежде»
— Я работала в Ельцин Центре пять лет, с конца 2017 до конца 2022, — рассказывает Елена Возмищева. — В целом это было счастливое время. Я чувствовала доверие и открытость со стороны руководства, поддержку со стороны коллег, многих из которых могу назвать близкими людьми.
Три года Елена была единственным сотрудником в своем отделе и часто пропадала на работе. По ее словам, она ужасно уставала, но также быстро заряжалась энергией. Елена чувствовала отдачу от своей работы, когда видела, как выстраиваются связи между людьми и образуются новые сообщества. Со временем становилось все проще публично говорить о сложных, чувствительных темах и менять дискурс. Но в феврале 2022 года работать стало сложней.
— Как и у многих людей, февраль, март и апрель были очень тяжелыми эмоционально. Потом психика относительно адаптировалась к новым обстоятельствам жизни, но ничего уже не было, как прежде. Моя коллега Даша Веселкина уволилась летом, ей на замену вышел Женя Кутергин, который потом год руководил отделом после меня, а я взяла долгий отпуск на несколько месяцев, но после него уже не возвращалась, — делится Елена.
После увольнения Возмищева занималась в Ельцин Центре волонтерской деятельностью. Она продолжала вести два инклюзивных проекта «ЗАживое» и «Зарисовки» — это театральная и художественная студии с нейроотличными и нейротипичными участниками. Елена вела соцсети проектов, адаптировала новых участников, помогала проектам участвовать в фестивалях. Вместе с сооснователями проектов Дмитрием Зиминым и Ксенией Карабановой они готовили команду к переменам.
— Для меня это была волонтерская деятельность, продиктованная личным отношением ко всем участникам проекта, которых я не хотела оставлять в трудный момент, — уточняет Елена.
Сейчас она помогает инклюзивному отделу Ельцин Центра подготовить программу фестиваля «Неделя (не)видимой инвалидности», работает на проектах и пытается найти баланс в работе.
— За прошедший год я спродюсировала съемки инклюзивного кинотанца, аудиоспектакль в рамках одного из маршрутов биеннале. Была куратором образовательной программы на фестивале социального театра и образовательной программы для музейных сотрудников, — говорит Елена.
Изменения в общей программе Ельцин Центра ей кажутся очевидными. Она считает, что не все из них внешние, потому что пришли новые люди с другими приоритетами. Они выстраивают процессы по-своему. Свою же сферу она всегда рассматривала как политическую область, поэтому считает, что в России сейчас этим почти невозможно заниматься.
— Инклюзия — это про необходимость перераспределения власти. Признания преимуществ и уязвимостей, которые есть у представителей разных комьюнити, социальных и культурных групп. Все остальные подходы, даже благотворительность, в которой самой по себе нет ничего плохого, иерархичны, и всегда рассматривают «другого» как объект, а не субъект.
Мне кажется, сейчас в России в целом, не только в Ельцин Центре, тяжело делать публичные программы, в основе которых лежал бы такой подход. Он упирается в становление агентности и эмансипацию. Многие специалисты из поля инклюзии сейчас вынуждены уйти в область «нейтрального». Но надо понимать, что и это решение тоже политическое, и оно приведет к своим последствиям, — резюмирует Елена.
«Критический взгляд сейчас не в приоритете»
Бывший директор арт-галереи Илья Шипиловских работал в Ельцин Центре с 2016 по 2022 год. За это время он организовал множество выставок. Последними яркими его проектами были выставка собрания картин Евгения Ройзмана* «Выбрал дорогу — не сворачивай!» и экспозиция тагильской художницы Алисы Горшениной «Пугало стояло в центре вспаханного поля».
— Я уволился еще в конце прошлого года. До этого работы, как и всегда, было много, несмотря на все сложности. Вообще, время для моей специализации, то есть для современного искусства в институциях, сейчас непростое. Оно невозможно без критического взгляда, междисциплинарных экспериментов и международного обмена. Все это в данный момент в России не в приоритете, — рассказал Шипиловских.
Увольнение было собственным решением Ильи. По его словам, работа в центре ему нравилась, но продолжать работу, будто бы ничего не изменилось, он не видел возможным.
— Изменилось, очевидно, вокруг многое, и я, в свою очередь, решил изменить то, что мог. Сейчас я живу в Германии, занимаюсь консалтингом и образовательными проектами, учусь понимать немецкую сцену современного искусства и немецкий язык, — поделился Илья.
Шипиловских добавил, что все еще получает рассылку Ельцин Центра и поддерживает связь с бывшими коллегами и руководством организации.
— Мне сложно сказать что-то определенное об изменениях в Центре. Я полагаю, они есть. Было бы странно, если бы после ухода целого ряда публичных сотрудников, работавших с открытия или около того, все осталось бы как прежде. Но Ельцин Центр — это все-таки больше, чем любое отдельное направление, будь то галерея, программная деятельность или даже музей. Амбиции отдельных сотрудников, выбравших его в качестве места работы, значат не так уж и много, — предполагает Илья.
Шипиловских убежден, что большие институции не могут не меняться. Но, по его мнению, Ельцин Центр изменился не сильно и все еще остается значимым местом для понимания новейшей истории страны.
Ельцин Центр уже не торт?
Не все согласны с мнением Ильи. В культурном сообществе Екатеринбурга все чаще можно услышать утверждения, что на фоне происходящих событий Ельцин Центр перестал быть очевидным центром культурной жизни города. Собеседники It’s My City из культурной среды отмечают, что в целом институция стала менее смелой и более осторожной в выборе тем и высказываний для выставок и других публичных мероприятий и сейчас Ельцин Центр можно похвалить только за интересную программу кинопоказов.
Медиаменеджер и популяризатор истории Екатеринбурга Михаил Вербицкий, который сам организует большие мероприятия и фестивали в городе, сетует, что Ельцин Центр изменился после ухода сотрудников, и сейчас в нем почти нет таких активностей, как раньше.
— За последнее время ЕЦ лично для меня перестал быть ключевой смыслообразующей площадкой в Екатеринбурге. Причины понятны: геополитика и утечка кадров. В ЕЦ почти ничего не происходит, — считает Вербицкий.
Пресс-секретарь Ельцин Центра Елена Володарская с этим не согласна. По ее мнению, при всех внешних обстоятельствах работа все равно продолжается.
— Да, форматы меняются, но я не согласна с высказываниями в ключе «Ельцин Центр уже не торт». Тем более когда это связывают со сменой куратора того или иного направления. Те люди, которые работают сейчас, классные профессионалы. Задачи, которые мы берем на себя сейчас, новые, но мы все равно стараемся делать интересно. Пусть и в более камерных форматах, но все-таки. Когда мы все на изоляции сидели в 2020 году, работа вообще перешла в онлайн. Тоже челлендж, — говорит Елена.
Мнение Володарской разделяет сотрудник центра, который согласился поговорить с нами анонимно. Он считает, что мероприятия правда стали локальней, но это шанс для новых спикеров стать заметней.
— За два года просто изменился фокус и масштаб. Мероприятия и проекты стали больше направлены на локальный контекст, что мне нравится. Возможно, кому-то не хватит громких имен, но для кого-то из местных мероприятие в ЕЦ может стать важным этапом в карьере, что тоже очень хорошо. Но надеюсь, что мероприятия, которые будут притягивать людей из других регионов, еще впереди, — рассказал собеседник It’s My City.
«Сильно разлагают Урал»
Атмосфера вокруг Ельцин Центра остается токсичной, что также оказывает определенное давление на его сотрудников. Центр продолжает появляться в новостях, где публичные люди консервативных взглядов негативно оценивают его работу.
В конце октября в своей программе «Бесогон» режиссер Никита Михалков предложил переделать Ельцин Центр в медцентр для граждан Таджикистана. Певица Вика Цыганова, которая летом приезжала в Екатеринбург, тоже критически высказалась об организации.
«Сильно разлагают Урал присутствием этого бизнес-центра, детей разлагают. Столько денег платят за его существование… Лучше зарплату в детском саду добавить воспитательницам и медсестрам», — сказала Цыганова на видео в своем телеграм-канале.
Пожалуй, самыми яркими событиями такого плана были новости о проверке Ельцин Центра на «иноагентство» и провокация сообщества «Русская община». В августе около 20 мужчин зашли в центр вместе с репортерами пропагандистского медиа «Крик-ТВ». Они пытались сорвать концерт группы «Сансара», несмотря на то, что сама группа за несколько часов до этого объявила о его отмене.
Отменить концерт, кстати, пришлось после того, как о нем негативно высказалась глава «Лиги безопасности интернета» Екатерина Мизулина. Она заявила, что осудившие «спецоперацию» и уехавшие из страны исполнители не должны выступать в России. Досталось и самому Ельцин Центру.
«Со стороны Ельцин Центра это очередная провокация, ничего неожиданного в этом нет. Эта организация все время занимается подобными действиями», — сообщила Мизулина.
Пресс-секретарь Елена Володарская рассказала, что комментариев с нездоровой критикой Ельцин Центра слишком много, чтобы отвечать на них.
— На многие из подобных высказываний мы уже дали официальный ответ. В том числе на сайте Ельцин Центра можно найти ответ Никите Михалкову от Наины Иосифовны. Новые комментарии излишни, — говорит Володарская.
Сотрудники центра, с которыми удалось поговорить It’s My City, спокойно относятся к агрессивным высказываниям и стараются продолжать работать, не придавая этому существенного внимания.
— На меня не влияют нападки Михалкова с товарищами, в отличие от понимания того, что в целом происходит в стране. Я вообще пессимистично смотрю на жизнь и Ельцин Центр воспринимаю как место, где она выглядит чуть светлее. Мне по-прежнему интересно тут работать, слушать лекции и смотреть выставки, что организуют коллеги, — рассказывает руководитель экспозиционно-выставочного отдела музея Ельцина Марина Соколовская.
— В любом случае, мы держимся. Посетители иногда спрашивают, как мы. Тоже переживают за нас из-за новостей, мы их успокаиваем. Пресс-службе пишут много и всякое, но по существу претензий нет, — заключает руководитель отдела образовательных программ Даниил Кокин.
«Для каждого из нас это шанс проявить себя. Это крутой вызов»
Уход десяти ключевых сотрудников с управляющих должностей не мог не повлиять на работу центра. Бывших управленцев сменяют люди с другими взглядами и новыми проектами. Действующие работники Ельцин Центра воспринимают это как возможность коллегам проявить себя в новой роли.
— Я сама грущу из-за каждой перемены, но с прежними коллегами можно общаться. Они остаются интересными людьми и специалистами, но приходят новые сотрудники и появляются новые идеи. В стране, где много говорят о неработающих социальных лифтах, пример Ельцин Центра мог бы быть обнадеживающим, — рассказывает Марина Соколовская.
Еще один сотрудник анонимно заявил, что обновление коллектива наполовину в течение трех-пяти лет — нормальный процесс для больших компаний. То же самое, пусть и по некоторым причинам форсированно, произошло в Ельцин Центре.
— Все восемь лет сотрудники меняются, в том числе руководители отделов. Другое дело, что эти перемены привлекают медийное внимание, особенно уход Ольги Жданович. Но о каком-то массовом уходе из Ельцин Центра я бы не говорила, — говорит пресс-секретарь Ельцин Центра Елена Володарская.
Она также считает, что заявления о массовом уходе сотрудников звучат довольно провокативно.
— Такая формулировка обесценивает тех, кто сейчас работает. Мне кажется, даже ставит под сомнения их креативность и амбиции. Мы продолжаем работать с мыслью о том, что состав команды обновляется и для каждого из нас это шанс проявить себя. Лично от себя могу сказать, что это крутой вызов. Классно, что есть достаточно высокий уровень, к которому нужно стремиться, и хорошо, что в центре такая возможность осталась, — сказала Елена корреспонденту It’s My City.
*Власти считают его «иностранным агентом»
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.