Исследователи Екатеринбурга Алексей Шахов и Михаил Вербицкий объявили о запуске сразу двух больших проектов. Они развивают креативное пространство «Вода и Завод» на берегу Верх-Исетского пруда и хотят сделать район привлекательным для прогрессивной молодежи. А еще недавно выкупили студию подкастов «Послушайте», чтобы превратить Екатеринбург в столицу подкастов.
Ребята уже могут опереться на аудиторию, которая относится к ним с доверием: у обоих есть бэкграунд в журналистике, оба зарабатывают на экскурсиях и лекциях. Шахов давно и прочно ассоциируется со стрит-артом, а Вербицкий изучает историю города 1990-х и 2000-х годов. Но достаточно ли этого для того, чтобы успешно воплотить намеченное?
It’s My City встретился с Михаилом и Алексеем и выяснил, для чего городу нужно еще одно креативное пространство, чем оно может быть похоже на питерский «Севкабель Порт», не помешает ли местным жителям и насколько смелыми нужно быть, чтобы в нестабильное время запускать подобное.
— Леша, ты исследуешь стрит-арт, а Миша популяризирует современную историю Екатеринбурга. И вдруг вы заявляете, что хотите развивать городское общественное пространство на ВИЗе и сделать там креативный кластер. Как вы к этому пришли?
Шахов: После распада The Village в Екатеринбурге (Издание закрылось в марте 2022 года, тогда его заблокировал Роскомнадзор из-за распространения ложной информации о военных действиях. Команда медиа провела ребрендинг и запустила локальное лайф-стайл медиа «Чойс» — прим. ред.) мы очень долго плакали с Мишей. Хотели и дальше продолжать работать друг с другом.
Вербицкий: Распад The Village... Ощущение, будто ты говоришь про Советский Союз.
Шахов: Есть такое. В общем, до истории с запуском общественного пространства мы хотели запустить портал о туризме на Урале. Мы же оба рассказываем про Екатеринбург, у нас есть для этого все компетенции. Хотели не делать переписки с других сайтов, а разрабатывать крутые авторские маршруты. Однако нам постоянно отказывали в грантах. Приходили ответы типа: «Ребят, а зачем вам деньги? Просто делайте». Да и в повестке, грубо говоря, были другие проекты. В общем, не особо вышло.
Вербицкий: В 2022 году одно из городских изданий нам сделало предложение: мол, вы с Лешей такие движовые, организуйте фестиваль уральской идентичности, у нас есть деньги на то, чтобы покрыть расходы. В итоге никаких обещанных денег нам не дали. Возможно, их вообще даже и не было, фестиваль тоже не состоялся.
В марте этого года мы подумали, что к 300-летию Екатеринбурга в городе нет мероприятий, которые могли бы понравиться нам и нашему поколению, прогрессивным горожанам. Они нуждаются в фестивале, который не будет типичной попсой на Плотинке.
С этой мыслью мы пошли к Саше Козлову, бывшему владельцу студии подкастов «Послушайте!» и ведущему подкаста «Уральский энтузиаст». Он поддержал нашу идею и предложил помочь в организации фестиваля «ВИЗ-00». Позднее инициатива переросла в создание креативного пространства.
— Почему для этого вы выбрали ВИЗ, а не условный Шарташ? Какую роль здесь играет сам микрорайон?
Вербицкий: Изначально мы не хотели проводить фестиваль на ВИЗе, а рассматривали три площадки в центре. В том числе хотели организовать большой фестиваль на Вайнера.
Шахов: Под светящимся карнизом Симановского...
Вербицкий: Тогда карниза еще не было. Именно Саша Козлов подсказал нам, что ВИЗ — крутая, неисследованная территория. До нас это место пытался развивать Коля Паньков, предприниматель и организатор кругосветной парусной экспедиции «Уральский меридиан», он уже год-полтора проводил движухи с яхтами, йогой и вечеринками. Наш совместный проект нашел поддержку у руководства губернского яхт-клуба «Коматек».
Шахов: И мы решили, что хотим сделать что-то типа «Севкабель Порта» (арт-пространство в порту на Васильевском острове Санкт-Петербурга — ред.) в нашем городе. Поговорили с теми, кто до нас пытался развивать территории, с представителями креативных кластеров.
Вербицкий: И решили, что ключевая точка этого года — заявить о себе и провести фестиваль. Также рассматриваем возможность проводить что-то и зимой, но пока нет точной информации.
Шахов: Ну, если наши яхты станут ледоколами, конечно...
Вербицкий: Пока наш проект — поп-ап-пространство, но есть планы, в том числе на получение своего помещения. В дальнейшем надеемся, что там будут офисы, кофейни, рестораны.
— Не кажется ли вам, что «креативный кластер» — уже избитая формулировка? Куда ни глянь, везде делают кластеры. Чем ваш проект будет отличаться от других?
Шахов: Не могу согласиться с этим. Креативные кластеры можно пересчитать по пальцам одной руки. «Домна», старая команда «Дома Маклецкого» (имеет в виду Фонд городских инициатив, бюро «Плотинка» и сообщество «Открытый консорциум», которые размещались в «Доме Маклецкого», а потом переехали в ТЦ Sila Voli — прим. ред.), «Л52», Ельцин Центр... Все эти креативные проекты интересны прогрессивным горожанам.
Но мы учитываем и другие критерии, в том числе расположение на открытом воздухе и близость к истории Екатеринбурга. У нас крутая локация, историческая плотина, от которой буквально оторвался весь город. Есть яхт-клуб, с которым можно проводить спортивные мероприятия и не только.
— Тут можно вспомнить и креативный кластер «Лето на заводе», где также уделяется большое внимание исторической части завода...
Вербицкий: Да, можно вспомнить и его. В целом это похожие проекты. Но я, как целевая аудитория кластера, не готов ездить в Сысерть несколько раз в год. Также я знаю, что организаторы там сталкиваются с недовольством местных из-за шума и наплыва туристов. Очевидно, что наш проект выгоден с транспортной точки зрения, да и у местных он не вызовет возмущений, так как кластер находится в Екатеринбурге, где всегда шумно.
— А с местными жителями по поводу создания пространства вы общались? Действительно ли им нужен этот кластер? Вдруг их устраивал тихий пруд около дома.
Вербицкий: С резким негативом в нашу сторону мы не сталкивались, но надо понимать, что территория яхт-клуба использовалась и для других шумных мероприятий — корпоративов и выпускных. Кроме того, все наши активности заканчивались по закону до 23:00. А вообще у нас есть два разных ВИЗа. Мы действуем на частной территории клуба «Коматек», где все более-менее цивильно. А есть пляжный ВИЗ с батутами, кальянами и прочими прелестями.
Шахов: Да, пляж рядом тоже не тихий. Он кажется таким разве что на фото. Там и колонки с музыкой, и ор. Вообще не понимаю, как этот индустриальный младенец там спит (имеет в виду паблик-арт-объект фестиваля «ЧО» «Индустриальный младенец» — прим. ред.).
Вербицкий: Мы не проводили исследование, сейчас у нас и нет задачи комплексного развития территории, но это наш следующий шаг. Мы знаем, что у жителей есть потребность в хорошей благоустроенной набережной. Мы видели проекты по переориентации пространства завода и благоустройства территории от программы городского развития «Архитекторы.рф», где в ходе разработки проекта были фокус-группы с горожанами. Будем ориентироваться на них.
Также очевидно, что на ВИЗе есть проблемы с едой и заведениями. Там мало кафе и ресторанов, которые могли бы войти в подборки СМИ. Наше решение — фуд-корт во время фестиваля, который мы сделаем. В будущем кластер также решит эту проблему: появятся стационарные точки питания.
— На фестиваль «ВИЗ 00» вы поставили планку посещаемости более 10 тысяч человек. Как вы собираетесь привлечь такое большое количество людей на мероприятие?
Вербицкий: Какой будет наша концепция? Каждый элемент нашего фестиваля будет переосмыслен. Это не будет классический маркет или классический завтрак, к каким мы привыкли на фестивалях. Программу проанонсируем в начале июля.
Мероприятия будут длиться один день с утра до вечера, мы его делим на три части: утро, день и вечер. Утром гостей будет ждать кино под открытым небом, завтрак, йога на воде и диджей-сеты. Днем на берегу начнется основная программа с лекциями, паблик-токами, мастер-классами и ярмаркой. Лекторы также будут приглашенные, потому что нам важно, чтобы мы не варились в собственном соку. Вечером нас ждет кульминация с локальными артистами, выступлением хедлайнера, прогулками на яхтах. Также мы планируем афтерпати с мини-рейвом на острове пруда.
Вход на мероприятие будет платный, но несильно дорогой. Нам это нужно, скорее, не для окупаемости, а для привлечения нужной аудитории и увеличения его ценности.
Уровень хедлайнеров зависит от количества денег. Конечно, у нас большие хотелки, мы пока не будем называть, кого мы хотим. Пока можем сказать, что это будет один хедлайнер федерального уровня, соответствующий нашей целевой аудитории, и местные группы.
— Как вы планируете зарабатывать с кластера? Где собираетесь брать деньги на развитие проекта?
Вербицкий: Конечно, мы планируем зарабатывать с нашего пространства. Мы прописали экономику каждого мероприятия и всего проекта в целом, на что выживать и как сделать так, чтобы это окупилось. Первой целью было вывести все это в ноль. Это получилось. Мы встретили большой интерес к нашим проектам от горожан. Людям очень понравились прогулки на яхте. Концерт тоже вызвал интерес.
Самое главное, люди готовы приезжать на ВИЗ и платить за это деньги.
В первой половине июня мы взяли небольшую паузу, чтобы учесть опыт майских мероприятий и все круто сделать на «ВИЗ 00» в августе.
Августовский фестиваль пройдет на деньги инвесторов. Мы их пока не раскрываем, потому что четких договоренностей нет. Кроме того, нас поддержит и департамент культуры администрации Екатеринбурга.
— Недавно вы также купили студию «Послушайте» и заявили еще об одном масштабном намерении — сделать Екатеринбург столицей подкастов. Почему вы уверены, что у города действительно может быть такое звание?
Шахов: Конечно, заявление про столицу подкастов было громким. Скорее, это значило, что мы хотим развивать внестоличный подкастинг, запускать всероссийские проекты из Екатеринбурга. Наша цель — чтобы у нас были такие проекты, которые бы слушали по всей России, например, как «Либо/Либо». Мы хотим продюсировать ярких ребят или же запустить свои подкасты.
Усилиями Саши Козлова уже был заложен крепкий фундамент. Ребята сделали несколько сильных проектов, сформировали комьюнити вокруг студии. Мы в какой-то степени идейное продолжение прошлой стратегии.
К слову, когда Саша запускал подкастерскую в 2019 году, на него тоже все смотрели как на человека со странной идеей. Но он же добился своей цели. Теперь наш черед ставить безумные цели.
Вербицкий: Вторая наша цель — проведение всероссийского фестиваля подкастов в сентябре. Так мы хотим развить нетворкинг и партнерство между коллегами. Фестиваль будет в офлайне. Если будет много гостей из-за рубежа, то организуем и онлайн-площадку. Возможно проведем его в Ельцин Центре, но пока у нас нет каких-то договоренностей. А пока мы отлаживаем работу подкастерской, ведь каждый день всплывают какие-то новые проблемы, которые нужно решать.
— Сколько вы потратили денег на покупку студии? Изменится ли ценовая политика на запись подкастов, будут ли еще какие-то нововведения?
Вербицкий: Мы купили все оборудование, светильники, бренд. Сейчас еще дополнительно купили CRM-системы для самостоятельной записи в студию. Цену, к сожалению, назвать не можем.
Мы хотели бы окупить потраченную сумму до конца лета, но не очень к этому близки. Пока не планируем повышать цены, но все будет зависеть от экономической ситуации. Наоборот, мы ввели скидку на первую запись, разрабатываем пакетные штуки с включенным продвижением в «Яндекс.Музыке» и в «ВК», монтажом, джинглом, даем советы начинающим.
— Запуск пространства на ВИЗе и большой фестиваль, а теперь и работа в студии «Послушайте» — все это отнимает большое количество времени и сил. Значит ли это, что вы отойдете от своих прежних проектов?
Шахов: Точно нет, мы оба работаем на пределе. Пока стрит-арт история двигается, я собираю новые маршруты экскурсий. Да, забуксовала история с книгой-исследованием об уральском стрит-арте, в какой-то мере из-за работы над серией Таро («Уральское Таро» — серия из 14 карт, вдохновленных локальным артом на улицах — прим. ред.). Но закончу уже в этом месяце.
С Мишей мы также удачно провели экскурсию про 1990-е годы, крутую программу составили. Там будет все: рождение, рассвет и смерть наших культовых клубов.
— Тем не менее, открывать что-либо в такое нестабильное время — это довольно смелый поступок. Почему вы на это решились?
Шахов: Я долго думал в 2022 году, остаться ли мне или уезжать. В итоге решил, что слишком люблю город и решил остаться.
Я понял, что мне нужно четкое оправдание в рамках города — хочу развивать его в креативном плане. До этого у меня был другой сильный вызов — смогу ли я стать исследователем стрит-арта и содержать себя без основной работы? Смог. Думаю, и этот вызов я переживу.
Вербицкий: Конечно, страшновато, особенно со всеми появляющимися законами. Даже в этом интервью я во многом ограничиваю себя. Но ничего, мы стараемся не выходить за грани. У каждых тем есть красные линии, мы стараемся не переходить даже оранжевые.
Вторая значимая проблема — отсутствие денег из-за тяжелой экономической ситуации. Инвесторам и грантодателям сейчас мало интересны креативные пространства. Но и мы смелые парни, уверен, что после фестиваля у нас будет реальный кейс, показывающий значимость нашего проекта.
1. Редакция ItsMyCity.ru (далее IMC) предлагает вам осуществить пожертвование в любой удобной вам форме на следующих условиях.
2. Настоящее предложение является предложением коллектива IMC заключить с любым, кто отзовется на данное предложение (далее — Жертвователь), договор пожертвования, на условиях, предусмотренных ниже.
3. Предложение вступает в силу со дня, следующего за днем ее размещения на сайте IMC в интернете по адресу itsmycity.ru/donate (далее - Сайт).
4. Предложение действует бессрочно. IMC вправе отменить предложение в любое время без объяснения причин. В предложение могут быть внесены изменения и дополнения, которые вступают в силу со дня, следующего за днем их размещения на Сайте. Недействительность одного или нескольких условий предложения не влечет недействительности всех остальных условий предложения.
5. Соглашаясь с предложением, Жертвователь дает свое согласие на получение транзакционных писем от IMC, подтверждающих совершение платежа.
6. Жертвователь безвозмездно передает в собственность IMC денежные средства в размере, определяемом Жертвователем, на цели, указанные в п. 7 данного предложения.
7. Назначение пожертвования: средства считаются поступившими на ведение уставной деятельности и содержание IMC.
8. Датой осуществления пожертвования является дата поступления денежных средств от Жертвователя на счет IMC.
9. IMC вправе в любое время до передачи ей пожертвования и в течение 15 дней после передачи пожертвования от него отказаться. В случае отказа от пожертвования после передачи пожертвования IMC возвращает пожертвование в течение 15 дней после принятия решения об отказе. В случае невозможности передать пожертвование Жертвователю пожертвование остается в распоряжении IMC.
10. Жертвователь вправе отказаться от своего пожертвования в течение 15 дней со дня совершения транзакции. О своем желании Жертвователь извещает IMC по электронной почте, по адресу editor@itsmycity.ru.
11. IMC обязуется вернуть денежные средства в течение 15 дней с момента заявления Жертвователя.
12. Совершая действия, предусмотренные данным предложением, Жертвователь подтверждает, что ознакомлен с условиями и текстом настоящего предложения, целями деятельности IMC, осознает значение своих действий, имеет полное право на их совершение и полностью принимает условия настоящего предложения.
13. В соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» Жертвователь настоящим дает свое согласие на обработку своих персональных данных любыми не запрещенными законом способами для целей исполнения настоящего предложения.
Процессинговый центр CloudPayments защищает и обрабатывает данные Вашей банковской карты по стандарту безопасности PCI DSS 3.2. Передача информации в платежный шлюз происходит с применением технологии шифрования SSL. Дальнейшая передача информации происходит по закрытым банковским сетям, имеющим наивысший уровень надежности. CloudPayments не передает данные Вашей карты нам и иным третьим лицам. Для дополнительной аутентификации держателя карты используется протокол 3D Secure.
В случае, если у Вас есть вопросы по совершенному платежу, Вы можете обратиться в службу поддержки клиентов платежного сервиса по электронной почте support@cloudpayments.ru.
Предоставляемая Вами персональная информация (имя, адрес, телефон, e-mail, номер кредитной карты) является конфиденциальной и не подлежит разглашению. Данные Вашей кредитной карты передаются только в зашифрованном виде и не сохраняются на нашем Web-сервере.
Мы рекомендуем вам проверить, что ваш браузер достаточно безопасен для проведения платежей онлайн, на специальной странице.
Безопасность обработки Интернет-платежей гарантирует ООО «КлаудПэйментс». Все операции с платежными картами происходят в соответствии с требованиями VISA International, MasterCard и других платежных систем. При передаче информации используются специальные технологии безопасности карточных онлайн-платежей, обработка данных ведется на безопасном высокотехнологичном сервере процессинговой компании.
Федеральный закон РФ № 152-ФЗ «О персональных данных» — федеральный закон, регулирующий деятельность по обработке (использованию) персональных данных.
Интернет проект www.itsmycity.ru (далее – URL, «мы») серьезно относится к вопросу конфиденциальности информации своих клиентов и посетителей сайта www.itsmycity.ru (далее – «вы», «посетители сайта»). Персонифицированной мы называем информацию, содержащую персональные данные (например: ФИО, логин или название компании) посетителя сайта, а также информацию о действиях, совершаемых вами на сайте www.itsmycity.ru. (например: заказ посетителя сайта с его контактной информацией). Анонимными мы называем данные, которые невозможно однозначно идентифицировать с конкретным посетителем сайта (например: статистика посещаемости сайта).
Мы используем персонифицированную информацию конкретного посетителя сайта исключительно для обеспечения ему качественного оказания услуг и их учета. Мы не раскрываем персонифицированных данных одних посетителей сайта www.itsmycity.ru другим посетителям сайта. Мы никогда не публикуем персонифицированную информацию в открытом доступе и не передаем ее третьим лицам. Исключением являются лишь ситуации, когда предоставление такой информации уполномоченным государственным органам предписано действующим законодательством Российской Федерации. Мы публикуем и распространяем только отчеты, построенные на основании собранных анонимных данных. При этом отчеты не содержат информацию, по которой было бы возможным идентифицировать персонифицированные данные пользователей услуг. Мы также используем анонимные данные для внутреннего анализа, целью которого является развитие продуктов и услуг www.itsmycity.ru
Сайт www.itsmycity.ru может содержать ссылки на другие сайты, не имеющие отношения к нашей компании и принадлежащие третьим лицам. Мы не несем ответственности за точность, полноту и достоверность сведений, размещенных на сайтах третьих лиц, и не берем на себя никаких обязательств по сохранению конфиденциальности информации, оставленной вами на таких сайтах.
Мы делаем все возможное для соблюдения настоящей политики конфиденциальности, однако, мы не можем гарантировать сохранность информации в случае воздействия факторов находящихся вне нашего влияния, результатом действия которых станет раскрытие информации. Сайт www.itsmycity.ru и вся размещенная на нем информация представлены по принципу "как есть” без каких-либо гарантий. Мы не несем ответственности за неблагоприятные последствия, а также за любые убытки, причиненные вследствие ограничения доступа к сайту www.itsmycity.ru или вследствие посещения сайта и использования размещенной на нем информации.
По вопросам, касающимся настоящей политики, просьба обращаться по адресу donate@itsmycity.ru
Юридическое лицо
ИП Колезев Дмитрий Евгеньевич
ИНН 667116912412
ОГРН 317665800061970
Адрес: 620025, г. Екатеринбур, ул. Мамина-Сибиряка, 126, оф. 299
Сделанный платеж можно отменить в течение 15 дней после его совершения. Для этого напишите на почту donate@itsmycity.ru, указав email, оставленный при регистрации платежа, а также указав номер платежа, который будет указан в письме, полученном после осуществления платежа.
Если вы хотите отменить регулярную подписку на платежи, напишите на donate@itsmycity.ru, также указав ваш email и номер платежа.