Исследователи Екатеринбурга Алексей Шахов и Михаил Вербицкий объявили о запуске сразу двух больших проектов. Они развивают креативное пространство «Вода и Завод» на берегу Верх-Исетского пруда и хотят сделать район привлекательным для прогрессивной молодежи. А еще недавно выкупили студию подкастов «Послушайте», чтобы превратить Екатеринбург в столицу подкастов.
Ребята уже могут опереться на аудиторию, которая относится к ним с доверием: у обоих есть бэкграунд в журналистике, оба зарабатывают на экскурсиях и лекциях. Шахов давно и прочно ассоциируется со стрит-артом, а Вербицкий изучает историю города 1990-х и 2000-х годов. Но достаточно ли этого для того, чтобы успешно воплотить намеченное?
It’s My City встретился с Михаилом и Алексеем и выяснил, для чего городу нужно еще одно креативное пространство, чем оно может быть похоже на питерский «Севкабель Порт», не помешает ли местным жителям и насколько смелыми нужно быть, чтобы в нестабильное время запускать подобное.
— Леша, ты исследуешь стрит-арт, а Миша популяризирует современную историю Екатеринбурга. И вдруг вы заявляете, что хотите развивать городское общественное пространство на ВИЗе и сделать там креативный кластер. Как вы к этому пришли?
Шахов: После распада The Village в Екатеринбурге (Издание закрылось в марте 2022 года, тогда его заблокировал Роскомнадзор из-за распространения ложной информации о военных действиях. Команда медиа провела ребрендинг и запустила локальное лайф-стайл медиа «Чойс» — прим. ред.) мы очень долго плакали с Мишей. Хотели и дальше продолжать работать друг с другом.
Вербицкий: Распад The Village... Ощущение, будто ты говоришь про Советский Союз.
Шахов: Есть такое. В общем, до истории с запуском общественного пространства мы хотели запустить портал о туризме на Урале. Мы же оба рассказываем про Екатеринбург, у нас есть для этого все компетенции. Хотели не делать переписки с других сайтов, а разрабатывать крутые авторские маршруты. Однако нам постоянно отказывали в грантах. Приходили ответы типа: «Ребят, а зачем вам деньги? Просто делайте». Да и в повестке, грубо говоря, были другие проекты. В общем, не особо вышло.
Вербицкий: В 2022 году одно из городских изданий нам сделало предложение: мол, вы с Лешей такие движовые, организуйте фестиваль уральской идентичности, у нас есть деньги на то, чтобы покрыть расходы. В итоге никаких обещанных денег нам не дали. Возможно, их вообще даже и не было, фестиваль тоже не состоялся.
В марте этого года мы подумали, что к 300-летию Екатеринбурга в городе нет мероприятий, которые могли бы понравиться нам и нашему поколению, прогрессивным горожанам. Они нуждаются в фестивале, который не будет типичной попсой на Плотинке.
С этой мыслью мы пошли к Саше Козлову, бывшему владельцу студии подкастов «Послушайте!» и ведущему подкаста «Уральский энтузиаст». Он поддержал нашу идею и предложил помочь в организации фестиваля «ВИЗ-00». Позднее инициатива переросла в создание креативного пространства.
— Почему для этого вы выбрали ВИЗ, а не условный Шарташ? Какую роль здесь играет сам микрорайон?
Вербицкий: Изначально мы не хотели проводить фестиваль на ВИЗе, а рассматривали три площадки в центре. В том числе хотели организовать большой фестиваль на Вайнера.
Шахов: Под светящимся карнизом Симановского...
Вербицкий: Тогда карниза еще не было. Именно Саша Козлов подсказал нам, что ВИЗ — крутая, неисследованная территория. До нас это место пытался развивать Коля Паньков, предприниматель и организатор кругосветной парусной экспедиции «Уральский меридиан», он уже год-полтора проводил движухи с яхтами, йогой и вечеринками. Наш совместный проект нашел поддержку у руководства губернского яхт-клуба «Коматек».
Шахов: И мы решили, что хотим сделать что-то типа «Севкабель Порта» (арт-пространство в порту на Васильевском острове Санкт-Петербурга — ред.) в нашем городе. Поговорили с теми, кто до нас пытался развивать территории, с представителями креативных кластеров.
Вербицкий: И решили, что ключевая точка этого года — заявить о себе и провести фестиваль. Также рассматриваем возможность проводить что-то и зимой, но пока нет точной информации.
Шахов: Ну, если наши яхты станут ледоколами, конечно...
Вербицкий: Пока наш проект — поп-ап-пространство, но есть планы, в том числе на получение своего помещения. В дальнейшем надеемся, что там будут офисы, кофейни, рестораны.
— Не кажется ли вам, что «креативный кластер» — уже избитая формулировка? Куда ни глянь, везде делают кластеры. Чем ваш проект будет отличаться от других?
Шахов: Не могу согласиться с этим. Креативные кластеры можно пересчитать по пальцам одной руки. «Домна», старая команда «Дома Маклецкого» (имеет в виду Фонд городских инициатив, бюро «Плотинка» и сообщество «Открытый консорциум», которые размещались в «Доме Маклецкого», а потом переехали в ТЦ Sila Voli — прим. ред.), «Л52», Ельцин Центр... Все эти креативные проекты интересны прогрессивным горожанам.
Но мы учитываем и другие критерии, в том числе расположение на открытом воздухе и близость к истории Екатеринбурга. У нас крутая локация, историческая плотина, от которой буквально оторвался весь город. Есть яхт-клуб, с которым можно проводить спортивные мероприятия и не только.
— Тут можно вспомнить и креативный кластер «Лето на заводе», где также уделяется большое внимание исторической части завода...
Вербицкий: Да, можно вспомнить и его. В целом это похожие проекты. Но я, как целевая аудитория кластера, не готов ездить в Сысерть несколько раз в год. Также я знаю, что организаторы там сталкиваются с недовольством местных из-за шума и наплыва туристов. Очевидно, что наш проект выгоден с транспортной точки зрения, да и у местных он не вызовет возмущений, так как кластер находится в Екатеринбурге, где всегда шумно.
— А с местными жителями по поводу создания пространства вы общались? Действительно ли им нужен этот кластер? Вдруг их устраивал тихий пруд около дома.
Вербицкий: С резким негативом в нашу сторону мы не сталкивались, но надо понимать, что территория яхт-клуба использовалась и для других шумных мероприятий — корпоративов и выпускных. Кроме того, все наши активности заканчивались по закону до 23:00. А вообще у нас есть два разных ВИЗа. Мы действуем на частной территории клуба «Коматек», где все более-менее цивильно. А есть пляжный ВИЗ с батутами, кальянами и прочими прелестями.
Шахов: Да, пляж рядом тоже не тихий. Он кажется таким разве что на фото. Там и колонки с музыкой, и ор. Вообще не понимаю, как этот индустриальный младенец там спит (имеет в виду паблик-арт-объект фестиваля «ЧО» «Индустриальный младенец» — прим. ред.).
Вербицкий: Мы не проводили исследование, сейчас у нас и нет задачи комплексного развития территории, но это наш следующий шаг. Мы знаем, что у жителей есть потребность в хорошей благоустроенной набережной. Мы видели проекты по переориентации пространства завода и благоустройства территории от программы городского развития «Архитекторы.рф», где в ходе разработки проекта были фокус-группы с горожанами. Будем ориентироваться на них.
Также очевидно, что на ВИЗе есть проблемы с едой и заведениями. Там мало кафе и ресторанов, которые могли бы войти в подборки СМИ. Наше решение — фуд-корт во время фестиваля, который мы сделаем. В будущем кластер также решит эту проблему: появятся стационарные точки питания.
— На фестиваль «ВИЗ 00» вы поставили планку посещаемости более 10 тысяч человек. Как вы собираетесь привлечь такое большое количество людей на мероприятие?
Вербицкий: Какой будет наша концепция? Каждый элемент нашего фестиваля будет переосмыслен. Это не будет классический маркет или классический завтрак, к каким мы привыкли на фестивалях. Программу проанонсируем в начале июля.
Мероприятия будут длиться один день с утра до вечера, мы его делим на три части: утро, день и вечер. Утром гостей будет ждать кино под открытым небом, завтрак, йога на воде и диджей-сеты. Днем на берегу начнется основная программа с лекциями, паблик-токами, мастер-классами и ярмаркой. Лекторы также будут приглашенные, потому что нам важно, чтобы мы не варились в собственном соку. Вечером нас ждет кульминация с локальными артистами, выступлением хедлайнера, прогулками на яхтах. Также мы планируем афтерпати с мини-рейвом на острове пруда.
Вход на мероприятие будет платный, но несильно дорогой. Нам это нужно, скорее, не для окупаемости, а для привлечения нужной аудитории и увеличения его ценности.
Уровень хедлайнеров зависит от количества денег. Конечно, у нас большие хотелки, мы пока не будем называть, кого мы хотим. Пока можем сказать, что это будет один хедлайнер федерального уровня, соответствующий нашей целевой аудитории, и местные группы.
— Как вы планируете зарабатывать с кластера? Где собираетесь брать деньги на развитие проекта?
Вербицкий: Конечно, мы планируем зарабатывать с нашего пространства. Мы прописали экономику каждого мероприятия и всего проекта в целом, на что выживать и как сделать так, чтобы это окупилось. Первой целью было вывести все это в ноль. Это получилось. Мы встретили большой интерес к нашим проектам от горожан. Людям очень понравились прогулки на яхте. Концерт тоже вызвал интерес.
Самое главное, люди готовы приезжать на ВИЗ и платить за это деньги.
В первой половине июня мы взяли небольшую паузу, чтобы учесть опыт майских мероприятий и все круто сделать на «ВИЗ 00» в августе.
Августовский фестиваль пройдет на деньги инвесторов. Мы их пока не раскрываем, потому что четких договоренностей нет. Кроме того, нас поддержит и департамент культуры администрации Екатеринбурга.
— Недавно вы также купили студию «Послушайте» и заявили еще об одном масштабном намерении — сделать Екатеринбург столицей подкастов. Почему вы уверены, что у города действительно может быть такое звание?
Шахов: Конечно, заявление про столицу подкастов было громким. Скорее, это значило, что мы хотим развивать внестоличный подкастинг, запускать всероссийские проекты из Екатеринбурга. Наша цель — чтобы у нас были такие проекты, которые бы слушали по всей России, например, как «Либо/Либо». Мы хотим продюсировать ярких ребят или же запустить свои подкасты.
Усилиями Саши Козлова уже был заложен крепкий фундамент. Ребята сделали несколько сильных проектов, сформировали комьюнити вокруг студии. Мы в какой-то степени идейное продолжение прошлой стратегии.
К слову, когда Саша запускал подкастерскую в 2019 году, на него тоже все смотрели как на человека со странной идеей. Но он же добился своей цели. Теперь наш черед ставить безумные цели.
Вербицкий: Вторая наша цель — проведение всероссийского фестиваля подкастов в сентябре. Так мы хотим развить нетворкинг и партнерство между коллегами. Фестиваль будет в офлайне. Если будет много гостей из-за рубежа, то организуем и онлайн-площадку. Возможно проведем его в Ельцин Центре, но пока у нас нет каких-то договоренностей. А пока мы отлаживаем работу подкастерской, ведь каждый день всплывают какие-то новые проблемы, которые нужно решать.
— Сколько вы потратили денег на покупку студии? Изменится ли ценовая политика на запись подкастов, будут ли еще какие-то нововведения?
Вербицкий: Мы купили все оборудование, светильники, бренд. Сейчас еще дополнительно купили CRM-системы для самостоятельной записи в студию. Цену, к сожалению, назвать не можем.
Мы хотели бы окупить потраченную сумму до конца лета, но не очень к этому близки. Пока не планируем повышать цены, но все будет зависеть от экономической ситуации. Наоборот, мы ввели скидку на первую запись, разрабатываем пакетные штуки с включенным продвижением в «Яндекс.Музыке» и в «ВК», монтажом, джинглом, даем советы начинающим.
— Запуск пространства на ВИЗе и большой фестиваль, а теперь и работа в студии «Послушайте» — все это отнимает большое количество времени и сил. Значит ли это, что вы отойдете от своих прежних проектов?
Шахов: Точно нет, мы оба работаем на пределе. Пока стрит-арт история двигается, я собираю новые маршруты экскурсий. Да, забуксовала история с книгой-исследованием об уральском стрит-арте, в какой-то мере из-за работы над серией Таро («Уральское Таро» — серия из 14 карт, вдохновленных локальным артом на улицах — прим. ред.). Но закончу уже в этом месяце.
С Мишей мы также удачно провели экскурсию про 1990-е годы, крутую программу составили. Там будет все: рождение, рассвет и смерть наших культовых клубов.
— Тем не менее, открывать что-либо в такое нестабильное время — это довольно смелый поступок. Почему вы на это решились?
Шахов: Я долго думал в 2022 году, остаться ли мне или уезжать. В итоге решил, что слишком люблю город и решил остаться.
Я понял, что мне нужно четкое оправдание в рамках города — хочу развивать его в креативном плане. До этого у меня был другой сильный вызов — смогу ли я стать исследователем стрит-арта и содержать себя без основной работы? Смог. Думаю, и этот вызов я переживу.
Вербицкий: Конечно, страшновато, особенно со всеми появляющимися законами. Даже в этом интервью я во многом ограничиваю себя. Но ничего, мы стараемся не выходить за грани. У каждых тем есть красные линии, мы стараемся не переходить даже оранжевые.
Вторая значимая проблема — отсутствие денег из-за тяжелой экономической ситуации. Инвесторам и грантодателям сейчас мало интересны креативные пространства. Но и мы смелые парни, уверен, что после фестиваля у нас будет реальный кейс, показывающий значимость нашего проекта.