Первый концерт «Чайф» и лучшая в городе шаурма

Как строили микрорайон ЖБИ и чем он живет сегодня

25 апреля, 05:01, 2020г.    Автор: Полина Экман

Микрорайон Комсомольский, в народе известный как ЖБИ, — территория, которая поначалу может показаться скучноватой советской застройкой. Но здесь есть своя атмосфера и можно найти уникальные локации, главные из них — озеро Шарташ и Каменные палатки. На «Жебайке» зародилась екатеринбургская уличная культура, тут живут душевные люди, а еще, как утверждают таксисты, именно здесь продается лучшая в городе шаурма. В новом выпуске проекта IMC и компании «Атомстройкомплекс» поговорим об истории именного этого микрорайона. А одна из создательниц документально-анимационного сериала о жителях Екатеринбурга «Что я здесь делаю» Настя Бузунова поделится смешными историями совсем не серых будней «Жебайки». 

История района

Что такое Кировский район?

В годы Великой Отечественной войны на территорию Свердловска было эвакуировано много заводов. О некоторых из них мы уже рассказывали в выпусках про Химмаш, Вторчермет и Эльмаш. В то время границы города стремительно расширялись, и в апреле 1943 года Свердловский горисполком принял решение № 249 «Об организации трех новых районов». Спустя три дня было принято отдельное решение о строительстве Кировского района. 

К тому моменту восточная часть города была частично освоена: сначала появились Пионерский поселок и Втузгородок, а следом на территории Кировского района расположился микрорайон Комсомольский, или неофициально ЖБИ. Комсомольский с востока и юга ограничен улицей Новгородцевой, с севера — ул. Высоцкого, а с запада — ул. 40 лет ВЛКСМ. 

Ударная комсомольская стройка

Совет Министров СССР в 1953 году принял Постановление о развитии жилищного строительства. Документ предполагал строительство в Свердловске, Челябинске и Харькове однотипных заводов по производству железобетонных изделий. Спустя четыре года, 23 апреля 1957 года свердловский завод ввели в эксплуатацию. Воздвигать его помогали комсомольцы, поэтому летом завод получил звание «Ленинского комсомола». Параллельно с заводом на территории ЖБИ начали строить временное жилье. В 1955 году появился автобусный маршрут, который связал будущий микрорайон с центром города.

За 60 лет своего существования завод изготовил деталей для строительства более 12 млн м2 жилья — не считая школ, садиков, логистических и торговых центров

Новый завод дал мощный толчок типовому жилищному строительству Свердловска и всего Урала. Из панелей ЖБИ построены районы Синие Камни, Юго-Запад и, конечно, Комсомольский. Кто-то считает эти дома скучными и угнетающими, но в то время они обладали рядом преимуществ. В 1960-е годы далеко не во всех домах Свердловска были водопровод и отопление, сталинские дома строились намного медленнее, чем панельные, поэтому для нужд свердловчан это был оптимальный вариант. 

Название «Комсомольский» особо не прижилось. В сознании горожан закрепилось именование микрорайона по заводу, находящегося на его территории. Во-первых, в советское время так было привычнее называть новые городские образования, а во-вторых, завод появился гораздо раньше, чем основная жилая часть района. 

Позднее молодежь сократила скучную аббревиатуру ЖБИ до свойской и легкомысленной «жебайки». 

МЖК вместо ипотеки

Во второй половине XX века в СССР назревал жилищный кризис: подрастало целое послевоенное поколение, которому негде было жить, ведь во время войны строили, в основном, заводы, а не дома. Так было с молодыми специалистами и в подмосковном Калининграде (сегодняшнем Королеве). Они были комсомольцами — членами Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи — и нуждались в комфортном жилье.

В 1968 году у группы комсомольских активистов родилась идея о строительстве молодежного жилого комплекса (МЖК) —  микрорайоне с многоквартирными домами и общественными сооружениями. Это был эксперимент, «…суть которого состояла в том, чтобы активно поддерживать прогрессивные формы быта и культурного досуга…». Спустя восемь лет в Калининграде появилось небольшое подобие Нового Арбата в Москве: дома-книжки с первым общественным этажом. 

«Человек строит дом — дом строит человека»

Эксперимент удался: статья 1977 года в «Комсомольской правде» об опыте калининградской молодежи вдохновила свердловчан на строительство своего комплекса. Командир студенческого стройотряда УПИ Евгений Королев собрал группу друзей, в основном бывших участников студенческих союзных отрядов, и они поехали в экспедицию перенимать опыт создания МЖК. В 1980-м году началось строительство свердловского МЖК-1 при участии первого секретаря обкома КПСС Бориса Ельцина. Евгений Королев, который на тот момент был уже председателем оргкомитета Свердловского МЖК, обозначил цель создания комплекса: «Человек строит дом — дом строит человека». 

После 1982 года строительство подобных комплексов приобрело массовый характер. Была распространена стандартная практика: МЖК создавались комсомольцами при крупных промышленных предприятиях, но под контролем и координацией региональных органов ВЛКСМ. Свердловский опыт изучался выездным заседанием секции Союза Архитекторов СССР в мае 1983, а спустя два года коллектив МЖК-1 удостоился Премии Ленинского Комсомола.

В микрорайоне «Комсомольский» строили не только жилые дома: каждый высокий дом сопровождает клуб, а рядом с центром культуры «Молодежный» можно найти первый в Свердловске подземный гараж на 50 мест. А Борису Ельцину так понравилось строить МЖК, что в Москве, будучи первым секретарем горкома КПСС, он предложил воздвигнуть еще 50 подобных комплексов. Часть из них была реализована, но с развалом Советского Союза практика стала неактуальной.

Своя культура

Американский формат торговли, который советские жители прозвали «сам-бери», стал развиваться в Свердловске еще в 1970-х. Тогда на улице 8 Марта открылся универсам «Мария» с большой парковкой и самообслуживанием (в будущем он стал основой для гигантского «Гринвича»). Следующий магазин был открыт на ЖБИ в 1987 году и получил имя — «Кировский». Кстати, на его открытие приехал сам Михаил Горбачев, тогда Председатель Президиума Верховного Совета СССР. В «Кировском» было четыре тысячи квадратных метров торговых площадей, кассиры в красивой униформе, дефицитные товары, за которыми съезжались со всего города. Чуть позже в магазине начали печь известные на весь город булочки с изюмом и сахаром. С этого универсама на ЖБИ и началась первая сеть супермаркетов в Екатеринбурге. Магазин работает до сих пор.  

Кировский и сегодня остается на ЖБИ главной торговой точкой

Самые необычные детские площадки тоже были в Комсомольском. Благоустройство для детей в виде двух зеленых танков и самолета в конце 1980-х организовал руководитель военно-патриотического клуба «Полет» Владимир Бойбородин. Чуть позже тут же появился корабль, который до этого снимался в фильме «Юность Петра». Его не удалось сделать устойчивым, поэтому было принято решение корабль сжечь, а самолет же постоянно разбирали и в 2005 году его тоже демонтировали. В планах у Бойбородина была еще и подлодка, но он сам отказался от реализации дорогого проекта. Позже к танкам, которые все еще находятся на территории МЖК, прибавился макет ракеты.

Детская площадка с танками в 1990-е

Еще одна важная часть истории района — здесь проходили репетиции группы «Смысловые Галлюцинации», а в доме культуры на ЖБИ 29 сентября 1985 года состоялся первый концерт группы «Чайф». Уличная культура тоже зародилась на ЖБИ, ее отголоски можно найти и в строчках EK-Playaz и в виде потертых граффити на фасадах зданий.  

Современный ЖБИ глазами его жителя

О том, как живется на ЖБИ сегодня, расскажет Настя Бузунова, которая помогала в создании документально-анимационного сериала о жителях Екатеринбурга «Что я здесь делаю». Настя живет в Комсомольском почти всю жизнь и собирает забавные истории про свой микрорайон.

Почему ЖБИ?

— Моей семье было очень важно, чтобы на улицах было тихо, рядом не было пыльных дорог и до Шарташа можно было дойти пешком. Родители всегда говорили: «Важно, чтобы ребенка не задавили по пути в школу». Заявление довольно странное, потому что в школу здесь я никогда не ходила. Однажды мы даже решили переехать, собрали чемоданы и переехали… в соседний подъезд. Для меня это тогда было самым большим путешествием.

Атмосфера

— Лет пять назад я жила у ТЦ «Алатырь» и это было так удивительно: вот ты выходишь из квартиры, спускаешься на лифте и будто проваливаешься в пучину города — кипящую-бурлящую. В восемь утра на улице крики, пробки, гудки — шум и срам по всем сторонам. А отсюда до такой жизни нужно ехать, мягко вливаться в городскую пыль. 

Квартира, в которой я живу, не выходит окнами на завод. И я, если честно, здесь никакого завода не видела и характерного «душка» не чувствовала. Здесь везде секции, какие-то спортивные клубы. В моем доме тоже такой есть, там по вечерам играют в настольный теннис — камерный формат спорта.

Входная секция молодежного клуба

Инфраструктура

— Магазинов вокруг много, и люди такие радушные. Когда долго ищу мелочь — всегда кто-нибудь предлагает добавить. Есть всякие кафешки, школьники тусуются в «Бургер Кинге». Поликлинику на Сиреневом бульваре почти отремонтировали.

ЖБИ — достаточно обособленный район, в центр можно попасть только через Малышевский мост —  этакие «ворота в мир». На «воротах» часто пробки, что не очень удобно, но их можно миновать на трамвае, маршрутов здесь много. До центра можно добраться и на 27 -м автобусе. Наверное, лучший по комфорту маршрут в городе.

Озеро Шарташ в пешей доступности, в детстве мы ходили туда на пикники и даже купались. Вода грязноватая, но ощущение свободы, которое испытываешь по пути домой с мокрыми волосами, почти чувствуя запах моря, — бесценно.

Безопасность

— В последнее время мне попадаются странные таксисты: однажды водитель очень долго до меня добирался, а когда я села в машину, на бардачке увидела лепешку. И таксист говорит: «Вы, наверное, замерзли пока меня ждали, возьмите лепешку, она горячая и вкусная» Действительно, было вкусно, ведь он купил ее на трамвайном кольце, там вообще много таких загончиков. И еще один случай. Еду домой, а таксист спрашивает: «Слушайте, а вы не будете против, если мы остановимся? Здесь самая вкусная шаверма в городе! Вам взять?» Так я с таксистом ела шаурму за пару кварталов от дома.

История

— С Каменными палатками (гранитные скалы на берегу озера Шарташ, природный памятник — прим. ред.) связано забавное детское воспоминание: после школы меня забирал папа, по пути домой мы часто останавливались там и гуляли. В один из таких вечеров, когда было уже темно, мы с папой решили поиграть в ляпки. В общем, картина такая: бежит девочка по темноте, за ней гонится мужик, а она кричит: «Спасите, помогите!» 

Вот, я уже достаточно отбежала от папы вниз по склону горы, и тут слышу всхлип, оборачиваюсь и вижу как какой-то мужик колотит папу по лицу и кричит вслед: «Беги, девочка, беги!» Папа потом неделю ходил с фингалом, зато был очень доволен, что на районе есть у нас такие люди: ребенка не страшно отпускать. 

Партнерский материал

Фото: Марина Молдавская; 1723.ru

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: