Как строили Химмаш и чем район живет сегодняХиммаш — один из самых отдаленных от центра города микрорайонов. Это очень спокойное место, которое напоминает отдельный маленький городок. Химмаш не соответствует стереотипам, которые рождаются вокруг таких территорий. Вспоминаем, как появился этот район, в очередном выпуске проекта IMC и компании «Атомстройкомплекс», где мы рассказываем историю застройки города, а местные жители делятся впечатлениями о сегодняшней жизни в разных его частях. О жизни Химмаша сегодня расскажет его жительница, танцор Полина Хмыльнина.
18+

«Каждый житель должен был вырыть у своего дома яму, чтобы поставить столб»

Как строили Химмаш и чем район живет сегодня

Районы
20 Декабря, 11:00
Автор: Полина Экман
Фото: Марина Молдавская

Партнер проекта

Химмаш — один из самых отдаленных от центра города микрорайонов. Это очень спокойное место, которое напоминает отдельный маленький городок. Химмаш не соответствует стереотипам, которые рождаются вокруг таких территорий. Вспоминаем, как появился этот район, в очередном выпуске проекта IMC и компании «Атомстройкомплекс», где мы рассказываем историю застройки города, а местные жители делятся впечатлениями о сегодняшней жизни в разных его частях. О жизни Химмаша сегодня расскажет его жительница, танцор Полина Хмыльнина.

Рождение Химмаша

Район, расположенный на берегу Нижне-Исетского пруда, начинает свою историю в 1930 году. Спустя два года здесь появились лесопилки, дорога и железнодорожный тупик, но стройка шла неактивно, и ее заморозили в 1933 году. Однако во время третьей пятилетки, длившейся с 1938 по 1942 годы, нужно было развивать химическую промышленность, в связи с чем строительство возобновили. В 1941 году, в начале Великой Отечественной войны, было принято решение эвакуировать в Свердловск киевский машиностроительный завод «Большевик», перепрофилированный к тому времени на выпуск оборудования для химической промышленности. Так, помимо оборудования, на территорию будущего Химмаша приехали и работники «Большевика» с женами и детьми. Но заехали они буквально на пустырь, где был железнодорожный тупик и пара недостроенных зданий. 

Нижнеисетский пруд

«Полученная мной в Киеве телеграмма… при всей ее тревожной неожиданности, в какой-то мере была все же ободряющей. Слова „почти ничего нет“ оставляли какую-то надежду. Они означали, что все-таки есть какие-то строения, за которые можно зацепиться… Действительность оказалась хуже всяких предположений», — делился воспоминаниями в своей книге «Так рождался Уралхиммаш» первый директор завода Валериан Курганов.

Вид на проходную завода «Уралхиммаш» в 1980-е

Сотрудников строящегося завода добродушно приняли жители поселка Нижнеисетск, образованного вокруг Нижне-Исетского металлургического завода, который работал с 1789 по 1915 год. Строительство пошло быстро, потому что было необходимо начать производство химоборудования для алюминиевого завода: стране требовался легкий металл для авиации. Работали в любую погоду, в том числе под открытым небом, потому что цехов тоже не было. Так, всего за год возник «Уралхиммаш», который до сих пор изготавливает оборудование для предприятий нефтехимической и газоперерабатывающей отраслей промышленности, а также для химической отрасли, предприятий черной и цветной металлургии, предприятий традиционной, атомной энергетики и строительной промышленности. Помимо этого на заводе, например, был изготовлен фонтан с массивной литой чугунной чашей, который сейчас украшает аллею дендропарка возле торгового центра «Гринвич». Фонтан делали для площади на Химмаше, но в итоге решили отправить его в центр города.

Первый троллейбус Екатеринбурга

Так как большинство рабочих жили в Нижнеисетске и Свердловске, остро требовалось создать линию общественного транспорта, связывающую город и завод. «Уралхиммаш» находился в 10 километрах от города. Комфортных дорог не было, да и автомобилей у рядовых граждан тоже. В то время самым популярным городским транспортом был трамвай (он работал с 1929 года), но прокладывать рельсы на Химмаш было очень дорого, поэтому было решено провести троллейбус. Правда, и со строительством троллейбусной линии возникли трудности. Например, все равно пришлось строить новую дорогу. К тому же транспорт того времени не мог подниматься на горку, поэтому работники часть пути от Нижнеисетска проделывали пешком. Водителей в Свердловске не хватало, поэтому целую делегацию, состоявшую в основном из женщин, отправили на обучение в Москву. 

Троллейбус №1 на Грибоедова

Чтобы успеть построить линию и не сорвать сроки, активно привлекали местных жителей. Так, каждой семье на улице Щербакова было предписано возле своего дома вырыть двухметровую яму под будущий столб. Особенности грунта и параллельная занятость местных на заводах только усложняла работу, но все-таки 17 октября 1943 года была открыта линия протяженностью около 12 км, а первыми троллейбусами в городе были вывезенные из Москвы ЯТБ-4. 

Улица Грибоедова — парадная Химмаша

Жилые дома на Химмаше стали появляться уже в послевоенное время. Временные бараки постепенно стали вытеснять капитальные постройки. Сначала возводили двухэтажные общежития по типовым проектам, а уже в 1950-х можно было увидеть главную улицу микрорайона — Грибоедова — с классическими сталинками. Часть из них строили военнопленные немцы, которые содержались в лагере на территории Химмаша. Но и этих домов, конечно, в те годы не хватало, чтобы расселить всех желающих. Жилищный кризис был настолько острым, что в одну квартиру заселяли по две-три семьи. 

Гастроном на Грибоедова

Жилая застройка

После смерти Сталина (а в регионах и еще позже) позиция власти по поводу архитектуры и строительства резко изменилась — на смену классическому стилю пришли типовые постройки, возводить их было проще и дешевле. Квартиры были меньшей планировки, потолки ниже, здания, созданные по одному проекту, могли возникать сразу в нескольких городах. Так район начал покрываться хрущевками. Рабочие завода начали получать свои квартиры с кухнями и ванными комнатами. Чуть позже, в 1970-е, рабочие районы на территории СССР начинают новый виток развития — появляются соцгорода. Но это не те конструктивистские эксперименты начала советской эпохи, это именно попытка создания комфортной среды для рабочих. Создаются многочисленные рекреационные постройки: концертные залы, клубы, санатории, магазины. В Свердловске, как и в других городах, большинство учреждений были созданы именно в период 1970-1980-х.

Спасенный дворец культуры

Наверное, самое известное здание на Химмаше сегодня — дворец культуры «Химмаш», построенный в 1967 году. Сразу же после открытия он стал местом притяжения всего района: здесь работали детские кружки, приезжали с выступлениями местные театры, успела выступить даже Алла Пугачева. Все благодаря концертному залу на 700 посадочных мест. Здание ДК построено по типовому проекту с панорамным остеклением. Оно создает ощущение единого пространства помещения с улицей и заливает комнаты и коридоры светом. Несколько лет назад ДК хотели снести, но местные жители, собравшись в инициативную группу, сумели отстоять здание. Сейчас решается вопрос о его реставрации. 

Дворец культуры в 1970-е

ДК Химмаш сегодня

Несмотря на свою отдаленность от центра города, у Химмаша были свои преимущества, которыми не могли похвастаться и другие, более удобно расположенные микрорайоны. В 1970-е здесь появляется много школ и детских садов, а у одного из них был даже собственный бассейн. Медицина была гордостью района — детские поликлиники считались лучшими в Свердловске. Сегодня же в районе активно ведется строительство. Так, на берегу Нижне-Исетского пруда появились пять 25-этажных башен. Но даже эти масштабные постройки не слишком меняют атмосферу спокойствия, привычную для Химмаша.

Химмаш глазами его жителя

О том, как живется на Химмаше сегодня, расскажет танцор, преподаватель хореографии студии танцев и растяжки Movement Полина Хмыльнина. Она здесь родилась и никуда не собирается переезжать.

Почему именно Химмаш?

— Я здесь с самого рождения. С Химмаша вообще очень сложно уехать, потому что это свой маленький мир, где все друг друга знают. Самая главная причина для меня — лес. Тут очень большой парк с белками, на прошлой неделе я видела четырех одновременно. Есть стадион, лодочная станция. На районе очень много детей, которые ходят в разные секции. Хочется это развивать, чтобы оставить что-то после себя. Многие думают, что Химмаш — деревня, на самом деле, у нас очень талантливые ребята. Здесь все создано для того, чтобы ребенок учился и ходил куда-то помимо школы и детского сада. Есть два варианта: одни жить на районе не могут совсем, а другим уехать очень тяжело. У меня даже есть возможность жить в другой стране, но я не хочу. На Химмаше у меня вся семья: родители, бабушка, дедушка и дядя — почти династия. 

Атмосфера

На Химмаше можно найти множество советских украшений на фонарных столбах

— У нас есть музей истории Химмаша, там можно найти старые фотографии, посмотреть как раньше выглядела аллея на улице Грибоедова, на которой летом вырубили тополя. Скоро там обещают посадить сирень. Еще можно увидеть плотину и пруд, где зимой ловят рыбу. Больше всего мне нравится гулять в парке, я там каждую тропинку знаю. Например, могу рассказать, как дойти до Уктуса или Светлого. По вечерам местные жители собираются на прогулки с собаками, у них здесь свое сообщество. Еще одно из важных мест — наш ДК, который к сожалению, не в лучшем состоянии. Там прошло все мое детство. Я посещала кучу секций: танцы, хоры, театральные кружки, меня всегда захватывало находиться в закулисье. 

У нас на Химмаше очень большая проблема с арендой, даже если захочется уйти из ДК, то попросту некуда. Больше нигде нет большой сцены, возможности выступать и  качественно репетировать. Еще мне очень нравится лодочная станция. Здесь я в детстве каталась с папой на катамаране, а уже взрослой — на лодке. Зимой мы иногда там же осваиваем снегоходы. 

Инфраструктура 

— Я живу на северном Химмаше — это самая крайняя точка района. Раньше туда вообще ничего из транспорта не ходило. Сейчас, помимо нашего дома, стоят еще четыре. Чтобы доехать от дома хотя бы до Большакова — это час в пути, а до площади 1905 года — час двадцать. Это большой минус. Но если передвигаться на машине, то до центра можно добраться за полчаса, то есть намного быстрее. Поэтому на идеальном Химмаше должно быть метро, но вряд ли его когда-нибудь построят, здесь же вода кругом. Самый ближайший большой магазин — «Сима-Ленд», там есть все и ехать недалеко. А в самом районе есть «Бисквитный двор»: он начинался здесь, с маленькой кондитерской, а сейчас это уже известный в городе бренд. Жаль, что на районе нет ни одного приличного кафе или ресторана, чтобы куда-то сходить, для этого приходится ехать хотя бы на Ботанику. 

В нашем парке есть большая «Тропа здоровья», где круто кататься на велосипедах. Вообще, его можно весь на чем-нибудь объехать, после — выехать на аллею в сторону горки, откуда видно весь город. Я люблю туда приезжать на закате — очень красиво. Так повелось, что большая часть жителей района либо спортсмены, либо занимались спортом раньше. У нас целых три стадиона, где занимаются футболом и хоккеем на траве.

История

— У нас на районе есть традиция: на последний звонок школьники встречаются утром и идут будить классного руководителя. Под окнами у педагога они рисуют на асфальте большую надпись, типа «Мы вас любим!». Потом школьники начинают звать педагога, поэтому все жители Химмаша вне зависимости от возраста знают, что если сегодня вдруг кричат какие-то подростки, значит, последний звонок. Учитель должен помахать ребятам и вместе с классом пойти в школу. Я почему-то думала, что это есть везде. 

Рядом со школой, где я училась, находится пожарная часть, где работал мой отец. После уроков я всегда шла туда вместе с подружкой. Мы часто проводили там время, я облазила там все. Однажды мы играли в прятки. Вдруг прозвучал сигнал, оповещающий о пожаре, а я на крыше машины прячусь. Пожарные за 30 секунд все собрались, а я под потолком. Папа мне кричал: «Ну-ка слазь оттуда!». Так прошло почти все мое детство на районе.

В ближайшие годы на Северном Химмаше появится новый микрорайон, вдохновленный застройкой Лондона. Компания «Атомстройкомплекс» планирует возвести здесь три жилых квартала с домами переменной этажности (от 5 до 27 этажей). Подобная высотность характерна для кварталов второго-третьего пояса британской столицы, при этом английский двор — маленький, компактный. В нем очень много зелени, и почти нет никаких малых архитектурных форм. Максимум — одна песочница, одна качель. А все активности, в том числе спортивные, расположены в ближайшем районном парке.

По аналогии с Лондоном, все шумные активности нового микрорайона планируется вынести в районный парк-стадион Химмаш, который будет как бы огибать будущие новостройки. Парк при этом планируется реконструировать: архитекторы предлагают благоустроить сеть тропинок, создать новые спортивные площадки и площадки для выгула собак, построить скейтпарк и даже летний кинотеатр. Кроме того, в микрорайоне планируется возвести два муниципальных детских сада. Таким образом, Химмаш продолжит свое развитие. 

Благодарим за помощь в подготовке материала Александра Думчикова, научного сотрудника Музея истории Екатеринбурга. 

Фото: 1723.ru; Марина Молдавская / IMC; «Атомстройкомплекс».

Партнерский материал

Партнер проекта

Реклама

Реклама