В Екатеринбурге открылось новое междисциплинарное пространство «Место» от одноименного независимого театра. В подвале конструктивистского памятника, который сейчас принадлежит Музею истории и археологии Урала, будут обитать местные деятели современного искусства, музыканты и архитекторы. IMC пообщался с создательницей театра «Место» Ольгой Комлевой и узнал, кому принадлежит идея культурного пространства, как в нем распланирован ближайший год и какие последствия были, после поста Николая Коляды.
Как появилось «Место» и что будет с концепцией кочевого театра
— В подвале изначально находился первый «Коляда-театр», я часто ходила на спектакли сюда еще в школе. Параллельно здесь существовал центр действия «Нога» — один из первых центров современного искусства. Это была андеграундная площадка, где устраивали не согласованные ни с кем действия, концерты, в том числе первые выступления «4 позиции Бруно». Когда их выселили, площадка много лет пустовала. Она никому не принадлежала. Но подвалу был присвоен статус памятника архитектуры, он был передан в ведение краеведческого музея, перед которым поставили задачу — оживить пространство и сделать, грубо говоря, классное место встреч в центре города. Руководство музея обратилось к театру «Место», чтобы составить программу — так появилось междисциплинарное пространство под названием «Место». И до конца декабря этого года здесь уже всё расписано.
Получается, мы — театр, который расширил свою деятельность. Теперь делаем лекции, концерты и выставки. Позиционируем себя, как театр, который включает множество актуальных художественных практик.
Мы не изменяем своей изначальной концепции: каждый новый проект — на новом месте. Будем делать перформансы здесь и параллельно проекты. В ближайшее время команда будет расширяться, объявим open-call.
Мы открылись на деньги гранта Прохорова, все остальные проекты выпускаем за свой счет. Так существовать невозможно, нам нужна поддержка, поэтому я открываю НКО, чтобы была возможность подавать заявки на грантовые конкурсы. У нас уже большие планы! В 2020-м году — проект с «Провинциальными танцами», в 2021-м — космическая опера «Алешенька», которую мы планировали и отложили. Будет большое исследование, посвященное этому феномену, и выставка.
Ридинг-баттлы, выставки и авангард: программа пространства «Место»
— У самого музея (Музея истории и археологии Урала — прим. ред.) есть программа, посвященная авангарду, поэтому в программе пространства «Место» на будущий год запланированы лекции про авангард. Музей работает с местными сообществами и сообществами краеведов — большие молодцы! Мы соединили свои усилия, и теперь лекции будут интересными для более широкой аудитории.
Также мы запускаем образовательный цикл о современном театре. Раньше в ГЦСИ были подобные лекции, мы приглашали Алексея Киселева, обозревателя «Афиши», который понятным языком рассказывал о российском и европейском современном театре. Теперь нечто подобное будет на этой площадке.
А еще мы придумали новый формат ридинг-баттлов. Будем приглашать театральных деятелей с разным видением театра, чтобы обсуждать современные театральные практики. Так получилось, что мы с доктором философских наук и театральным критиком Галиной Брандт живем через дом. Я приглашала ее на «Отличное тело», она сказала, что не поедет одна ночью, а подруги компанию не составят, потому что им это не близко. В разговоре мы пришли к тому, что нужно создать диалог поколений о театре — и возникла идея ридинг-баттла. Чтобы подключить аудиторию, мы хотим предложить слушателям читать по главе, например, из «Постдраматического театра» Ханса-Тиса Лемана. Зрители смогут выслушать мнение двух сторон, подключиться, потому что они уже читали материал, и составить свое мнение. Такие встречи мы будем устраивать не только по современному театру, но и по современной академической музыке, современному танцу, перформансу и другим практикам.
Возвращаясь к работе в ГЦСИ, моя задача тогда была — показать, что театр на территории современного искусства имеет право быть и важно не исключать такие практики из общего театрального процесса, который происходил тогда в городе. И если спектакли проходят в музее или галерее, то это тоже театр. Сейчас мы смогли доказать местному театральному сообществу, что мы — театр, который говорит на языке современного искусства. И теперь никого не удивишь, что театр может случиться в разных местах, а не обязательно на сцене с зрительным залом. Я считаю, что этот сдвиг в восприятии во многом наша заслуга. Получили не только Гран-при премии Курехина (ежегодная российская премия в области современного искусства имени Сергея Курёхина — прим.ред.), государственную премию Инновация, но и несколько региональных театральных премий «Браво», это значит, что локальное профессиональное сообщество оценило нашу работу.
Но помимо разговоров о театре будут и кинопоказы, и новые серии встреч с Дмитрием Москвиным. Он будет запускать здесь проекты «Право на город» и «Среда в городе», о которых расскажет позже. Будут проекты от Вовы Селезнева, поэтические чтения. Программа утверждена, но мы готовы ее расширять, поэтому открыты к новым предложениям.
Пространство «Место» будет открываться под мероприятие, а выставки будут работать в формате ивентов и по выходным. Потому что у нас, к сожалению, не хватает человеческих ресурсов, чтобы обеспечить работу выставки в ежедневном формате.
Актера уволили: другая сторона конфликта театра «Место» и Николаем Колядой из-за площадки
— Это началось в Facebook (Николай Коляда, узнав об открытии пространства «Место» в подвале, где ранее находился «Коляда-театр», заявил в посте в Facebook, что не будет работать с актерами, которые сотрудничают с независимым театром — прим.ред.). Меня всё дико веселило в первый день, но проблема оказалась куда серьезнее. Сашу Вахова из «Коляда-театра» в итоге уволили. И я понимаю, что многие актеры сейчас тоже находятся в таком положении, что не могут прямо высказаться в нашу поддержку.
У Николая Владимировича была позиция, что нам нет и года, а уже появилось свое помещение в центре города. Но мы прошли большой путь — с 2011 года ставили перформансы на площадке ГЦСИ и создавали перформанс-платформу Уральской индустриальной биеннале современного искусства, а в последний год начали делать независимые проекты уже как театр «Место». На самом деле у ЦСД была возможность занять эту площадку. В тот же день под постом Николая Коляды заведующий Музеем истории и археологии Урала Константин Аникин сообщил, что в ЦСД они писали с предложением предоставить эту площадку и ждали ответа месяц. Но по каким-то причинам ребята из ЦСД этой возможностью не воспользовались. Этот комментарий был удален. И комментарии наших друзей-единомышленников и просто незнакомых нам людей в поддержку театра «Место» тоже были удалены.
Как у нас началось с открытием театра, когда была ситуация с лопнувшим банком, где лежали грантовые деньги, так все и продолжается (смеется). Но мы не унываем и продолжаем что-то делать и получаем классные результаты.
К нам приходят абсолютно разные люди! Я удивилась, когда на показ «Отличного тела» в «Мегу» приехали женщины за шестьдесят. Это так здорово. Они не ушли, их не испугало ни содержание, ни форма.
Мне кажется, важным прийти к диалогу.
Новое междисциплинарное пространство «Место» открылось по адресу пр. Ленина, 69/10. Подробности программы нового места будут появляться здесь.
Подробнее о театре «Место» читайте здесь. О том, как команда независимого проекта устроила вербатим-перформанс на тему буллинга на площадке торгового центра мы рассказывали тут.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.