К вечеру 16 мая почти вся Октябрьская площадь у Драмтеатра и сквера, где планируется строительство храма святой Екатерины, оказалась обнесенной ограждениями. Место, куда уже четвертый день подряд приходили горожане, выступающие против застройки общественного пространства, огородили в связи со спортивным забегом — такую информацию можно было увидеть на заборе. Полицейские, охраняющие вход на площадь, говорили, что пропуск ограничен в связи с мероприятием, но не уточняли каким. Пройти к фонтану у Драмтеатра можно было после досмотра. Так началась четвертая встреча горожан в сквере.
Новому народному сходу предшествовал ряд событий четверга, которые повлияли на характер сегодняшней акции. С самого утра силовики не подпускали людей к ограждениям в сквере. Продолжались работы по установке капитального забора в части сквера, подлежащего застройке. Внутрь завозили большие бетонные блоки. Днем гендиректор УГМК Андрей Козицын, совладелец РМК Игорь Алтушкин и мэр города Александр Высокинский на совещании по озеленению Екатеринбурга в резиденции губернатора договорились о том, что в городе разобьют семь дополнительных скверов. Наконец, вечером во время выступления на форуме ОНФ президент России Владимир Путин, отвечая на вопрос о ситуации в городе, предложил провести опрос по вопросу строительства храма на месте сквера.
Люди в сквер сегодня стали массово заходить позже обычного: на это повлияли и полицейские досмотры, и три узких входа, на которых образовались заторы, и последние известия о возможном опросе. Некоторые принципиально оставались за ограждениями: «Мы отказываемся проходить через рамки. Это вопрос достоинства». И все же народ постепенно заполнял все пространство площади: люди гуляли, говорили, слушали уличных музыкантов и неминуемо подходили к воздвигнутому забору в сквере, который охраняли бойцы Росгвардии и ОМОНа.
Ограждения вокруг площади оказались неслучайными — в этот раз в сквер пришел мэр города. Также внутри были экс-мэр Евгений Ройзман (он заявил о поддержке сторонников сквера, но призвал не нагнетать ситуацию), депутаты Андрей Альшевских и Вячеслав Вегнер. Вокруг политиков сразу возникли толпы из журналистов и горожан, желающих знать, как разрешить кажущуюся безвыходной ситуацию со сквером. Как сказал Ройзман: «Моя позиция неизменна: в скверах в городе ничего строить нельзя. То, что сейчас сказал президент — он выполнил работу губернатора. С людьми надо говорить».
Выступление Александра Высокинского прошло на более высоких тонах: во время его речи толпа то и дело скандировала «Мэра в отставку!», «Хватит врать!», «Мы здесь власть!», «Мы за сквер!» и другие лозунги прошедших дней. Глава города стал громоотводом, на которого обрушились все претензии собравшихся, но вид не подавал, улыбался. Самым громким скандированием стало: «Убери забор!».
Каждые пару минут люди вокруг взрывались новым лозунгом, а когда мэр закончил разговор и направился к выходу, то все пошли за ним, скандируя: «Хватит врать!», «Мы тебя не выбирали!», «Позор!» и «В отставку!», а также требовали освободить задержанных за время прошлых дней протеста.
Кстати, собственно слова мэра услышать могли только несколько десятков человек, собравшиеся вокруг него, преимущественно журналисты. Высокинский заявил, что опрос горожан по поводу строительства будет проводиться на сайте мэрии и на улицах, не ограничиваясь центральным районом. Стройка на это время будет заморожена: «Никакие котлованы копаться не будут, деревья обещаем тоже не рубить».
В это же время с горожанами и прессой говорил Евгений Ройзман. Он сказал, что забор могут убрать уже завтра, но это будет зависеть от переговоров с властями: «Если бы сейчас был мэр, которого выбрали жители, было бы не так. Тот, кого выбирали жители, отвечает перед горожанами, а не перед начальником». Он отметил, что организаторы будущего опроса не станут фальсифицироввть результаты опроса. «Слишком большое общественное давление». Его провожали, аплодируя и скандируя «Ройзман!». Кто-то крикнул: «Красавчик!».
Около 10 часов вечера, после ухода политиков, в сквере начался стихийный концерт: в разных местах вокруг людей с гитарами или переносными колонками собирались люди, подпевали песням (как и в предыдущие дни, чаще всего звучали «Кино», «Гражданская оборона», «Звери»). Около забора пришедшие фотографировались с полицейскими, некоторые вновь принимались наладить с ними контакт. Активно обсуждали идею опроса жителей, настаивая, что это не значит окончания прогулок в сквере.
С наступлением темноты люди, как и накануне, зажгли фонарики. Не расходились, несмотря на дождь: по нашим оценками, в четверг на площадь пришло ещё больше людей, чем 15 мая. «Культурная программа» подходила к концу, как и в прошлые дни, снова чувствовалось напряжение у забора, где в несколько рядов стояли росгвардейцы и омоновцы. В группах подростков между песнями обсуждали, что «пора и митинговать, уже 11 скоро».
К слову, полиция вела себя гораздо более вежливо: это было заметно и на входе и при выходе. Например, девушка из отряда ОМОН обращала внимание приходящих и уходящих на ограждение, за которое можно запнуться, и просила быть осторожнее. Один из полицейских говорил уходящим: «Благодарю, до завтра!». В 11 часов люди стали расходится активнее — дождь усилился. Тем не менее, в сквере продолжали играть и слушать музыку, общаться, гулять.
Группа людей осталась около священника Максима Миняйло. Горожане спорили с ним, задавали вопросы, но протоиерей все так же настаивал на необходимости храма в этом месте.
Постепенно полиция стала уходить из сквера. Некоторые горожане кричали им «Спасибо» — за то, что сегодня обошлось без силовых акций. Кто-то пел песню Ирины Аллегровой «Младший лейтенант». После полуночи из сквера ушли последние участники схода. Кажется, что в четверг прошла самая спокойная акция в защиту этого места. И самая многочисленная — по разным оценкам, на ней побывали от 5 до 10 тысяч человек.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.