Зачем на первой выставке V Уральской биеннале положили кирпич в микроволновку и создали несуществующих людейСегодня в ГЦСИ открывается первая выставка V Уральской индустриальной биеннале «После нас», которая работает с темой «Бессмертие». Художники вместе с куратором размышляют на тему того, что останется после нас сегодняшних для будущих поколений. IMC побывал на выставке заранее и рассказывает об арт-объектах, которые вы на ней увидите. 
18+

«После нас» перед биеннале

Зачем на первой выставке V Уральской биеннале положили кирпич в микроволновку и создали несуществующих людей

1 Августа, 17:38
Автор: Анастасия Долгова
Фото: Анастасия Долгова

Сегодня в ГЦСИ открывается первая выставка V Уральской индустриальной биеннале «После нас», которая работает с темой «Бессмертие». Художники вместе с куратором размышляют на тему того, что останется после нас сегодняшних для будущих поколений. IMC побывал на выставке заранее и рассказывает об арт-объектах, которые вы на ней увидите. 

Куратором выступил известный художник Владимир Селезнев, недавно получивший две престижных награды в области искусства — премию Курехина и «Инновацию». Он открывает выставку о современности хайку японского поэта Рёкана, жившего 300 лет назад, которое подсказало ему название проекта: 

После себя

Что я оставлю на свете?

Цветы — весной,

Летом — кукушки напевы,

Осенью — красные клёны… 

Художники выставки работают с материальными доказательствами своего существования, с повседневностью и реальностью. О теме экспозиции сразу же напоминают электронные часы, висящие за куратором: это работа художника Романа Минаева Digluck. Вместо времени часы выдают послания: POOL, COOL, LOSE, HELP. 

— По ним мы не узнаем времени, но можем погадать, — рассказывает Селезнев. 

Фото: Ксения Попова / ГЦСИФото: Ксения Попова / ГЦСИ

В соседнем зале находится «Торговый космос» Юлии Вергазовой. На первый взгляд, на стене размещены схемы космических кораблей на фоне открытого космоса, однако каждая из их секции подписана названиями известных брендов. Художница берет схемы реальных торговых центров и делает из них космические корабли, тем самым изображая «космос потребления», в котором мы находимся. 

— Мы постоянно потребляем, но не думаем об этом, мы погрязли в вещах, но этого мало, —  комментирует куратор. 

По соседству расположился «иконостас» Игоря Самолета со скриншотами из телефона. На фоне играет его музыка из плейлиста «ВКонтакте», а на полу разбросан мусор, который он произвел за день. На иконостасе отображена как его цифровая, так и материальная принадлежность к миру. На экспонаты направлены две камеры — символ большого брата, который при каждом нажатии экрана собирает его личную информацию и волен распоряжаться ей как угодно.

Еще одна работа связана с социальными сетями. Художник-коллажист из Тольятти Александр Веревкин создает паблики в социальной сети «ВКонтакте», которые становятся его арт-проектами. Например, на его страницу «Техническая и научная иллюстрация» подписаны 12 тысяч человек. В нем, художник «вырезает» иллюстрацию из книги, отрывая ее от описания. Таким образом, поясняет куратор, «художник переносит ее в зону чистой эстетики». Мы можем смотреть на нее и не знать, что она иллюстрирует. Такие иллюстрации обычно не подписываются, перед собой зритель видит труд безымянного художника. 

Практически целый зал занимает «Сад Вольный» Анны и Виталия Черепановых. В своей работе они используют ресайкл-арт и часто делают арт-объекты из старых вещей, давая им тем самым вторую жизнь. В центре их «сада» оказался нарисованный в наивной манере медведь, из глаз которого льются струйки воды. 

— Медведь будто пытается своими слезами потушить лесные пожары Сибири, — такой актуальный смысл увидел в работе Владимир Селезнев, однако художниками он заранее вложен не был.

Тему времени и его вечной нехватки продолжает «Форма массы» Александра Зайцева. Художник заполнил целую комнату холстами с нечеткими изображениями. 

— Все были в такой ситуации, когда вы смотрите Instagram, и фото не загружается. Появляется размазанная картинка, которой предстоит стать чем-то осмысленным. В этот момент художник делает скриншот и печатает ее. Мы живем в такое время, когда все спешат, но на то, чтобы пялиться в Instagram целый час, у нас время есть, — размышляет Селезнев.

Видеоинсталляция арт-группы pt9 — это бесконечное количество портретов несуществующих людей. Нейросеть, на основе загруженных в нее изображений лиц, генерирует вполне реальные портреты, в промежутке между созданием каждого выходя в экспериментальные зоны. В промежутках части лица могут быть разбросаны по разным частям экрана и напоминать огромную человеческую жвачку.  

— Это и элемент пост-правды: я могу взять любое из сгенерированных лиц и поставить на аватар, все будут думать, что это я, но этого человека даже не существует, — поясняет куратор.  

Неподалеку слышны звуки включенной микроволновки: в ней разогревается кирпич с высеченной на нем надписью «Ленин». 

— У Андрея Сяйлева кирпич выступает паттерном реальности. На кирпичах из «Ашана» он печатает продукты «Каждый день», выкладывая их на скатерть-чек. Для него это творческий метод. Одна из его работ, «Полное собрание сочинений» — это 50 обложек томов авторства Ленина, высеченые на кирпиче, вырванные из стены реальности, — продолжает пояснять смысл работ Селезнев. 

Также на выставке можно увидеть реконструированную казачью жизнь, воссозданную в игре Sims, матричный пейзаж Самары, груду связанных удлинителей, «Дичь», невеселые флаги, фото из Faceapp, сопровожденную цитатой Егора Летова, а также много множество других ответов и вопросов о том, что будет «После нас». 

Спецпроект «После нас» открывается 1 августа в 19:00 в пространстве ГЦСИ на ул. Добролюбова, 19а. Выставка будет работать до 20 октября.

Напомним, 5-я Уральская индустриальная биеннале пройдет с 12 сентября по 1 декабря 2019 в Екатеринбурге на двух площадках: Уральском оптико-механическом заводе и в кинотеатре «Колизей».

Фото: Анастасия Долгова / IMC

Реклама

Реклама