Почему книги Владислава Крапивина — не такая уж и детская литература
Про Владислава Петровича Крапивина говорить неожиданно сложно. Неожиданно, потому как его повести и романы знакомы с самого детства, по крайней мере – моему поколению. Они очаровывали, иногда пугали, иногда вдохновляли, но всегда вселяли надежды и воспитывали. Крапивин-писатель словно бы формировал внутренний стержень личности. Да, мир не создан для детей, проблемы в нем настоящие, страдания настоящие, смерть настоящая, но Крапивин очень продуманно готовил ко встрече с этим настоящим миром. Готовил не просто отражать удары извне, а сохранять мечту. «Учись летать высоко и смело. Ты сумеешь. Если тяжело будет – выдержишь, если больно – вытерпишь, если страшно – преодолеешь».
И все-таки говорить сложно. Детский писатель? Но детский ли? Что, например, детского в повести «Тень Каравеллы»? Только герои: два мальчика и одна девочка. Ну и еще какие-то мелкие подонки на втором плане. И вроде бы повесть про дружбу, но разве про дружбу? Скорее, про встречу и невстречу. И собственно уже не важно – дети перед нами, взрослые ли, мальчики, девочки ли, имеет значение только мучительная в любом возрасте ситуация встречи и внезапного расставания. И опять-таки все здесь настоящее, а тоска – более всего.
«Тень Каравеллы» (1970) – повесть автобиографическая и, я бы сказала, шестидесятническая, стоящая в одном ряду с рассказом «Уроки французского» (1973) Валентина Распутина. Военное детство было знакомо обоим писателям не понаслышке. Трудный, полуголодный быт, безотцовщина, унижения во дворе и на улице, сиротливое одиночество, бессознательное стремление к тому, кто старше, сильнее, разумнее и, возможно, добрее. Хрупкость и пронзительность отношений, для которых не имеют значения социальные или какие другие условности, отношений, которые в любой момент могут оказаться под угрозой. И оказываются. У внешнего мира своя логика, свои законы, он чаще разводит, чем сводит, в нем больше потерь, чем приобретений. Но здесь уже вступает в силу сугубо крапивинское, светлое: «И все-таки когда я думаю о том времени, то вспоминаю чистое небо июня и радостный полет среди тополиной пурги. Это не потому, что память отбрасывает все плохое. Неправда. Все помнится: и беспощадность военных зим, когда распухали от холода пальцы, и лепешки из картофельных очисток, и короткий лязг ножниц, вырезающих из хлебных карточек мелкие квадратики талонов. Но у детства смелый характер. Оно борется за радость. Оно эту радость находит, несмотря на голод и невзгоды».
Искренность и сдержанная интонация печали – вот что находим и у Крапивина, и у Распутина, словно бы воспринявших исповедальную модальность писателей фронтового поколения, прошедшего через мясорубку Второй мировой и создавшего очень честную и по сути антивоенную «лейтенантскую прозу». Как тут не вспомнить и Виктора Астафьева, до отъезда в Сибирь жившего недалеко от Свердловска, в Перми, а затем в Вологде? Что-нибудь из его повестей 1960-х – начала 1970-х годов. «Звездопад», например.
Разумеется, Крапивину ближе мир детства. Через голову фронтового поколения – повести Аркадия Гайдара, знак которого был присужден уральскому писателю в 1983 году. Крапивинские мальчишки – тимуровцы по убеждению, они всегда готовы прийти на помощь нуждающемуся, защитить слабого, решить задачу, которая ни при каких обстоятельствах не поддается решению. Утопия детского братства. И уж совсем от Гайдара всадники Сережи Каховского в «Мальчике со шпагой» (1974).
«Каховка, Каховка, родная винтовка...» – однако Крапивин, сколь бы не создавал невероятных опасностей на пути героев, не переступает одной черты, которая для Гайдара, с 14 лет находящегося в рядах Красной Армии, не являлась проблемной. Какая бы страшная ни была действительность, как бы взрослый мир не угрожал мальчишкам и девчонкам, уральский автор принципиально оберегает детей от войны. У Крапивина нет окопной героики, партизанской удали, кровавых пыток и расплат. Да, персонажи в его книгах умирают, и порой очень трагически, но их смерть единична и всегда осмысленна. Она, по законам трагедии, освещает будущую победу доброго, разумного, не уверена только, что вечного. Военное детство Владислава Петровича научило бояться войны, оберегать от нее хрупкость детства, воспринимать ее как однозначное зло и ценить жизнь.
Военная тайна у Крапивина замещается тайнами иного рода. Иногда – игровыми, отсюда узнаваемый реквизит классики приключений на суше и на море – шпаги, перья стрел, бригантины, бастионы, «мушкетеры, Спартак, Айвенго и чапаевцы в бурках седых» и т. д. и т. п. Иногда тайнами, которые позволяют оберегать мир детей от разрушительного воздействия взрослых. А иногда и совсем тайнами мироздания, нет, не эзотерикой, по крайней мере, в чистом виде, но странными научными гипотезами, знанием, доступным лишь избранным. Все-таки сциентизм как один из столпов позднесоветской утопии обладал множеством положительных сторон, в том числе в плане формирования в СССР мощного движения научной фантастики. К формированию этого движения имел немалое отношение журнал «Уральский следопыт», а к журналу – Крапивин, в 1960-е работавший в редакции, а в 1970–1980-е состоявший в редколлегии.
Фантастика у Крапивина появляется еще с первых повестей и соседствует на равных правах с сугубым реализмом школьной – и шире – детской повести. Однако 1983 год представляется своеобразным переломом в фантастическом творчестве писателя, да и в творчестве в целом. Напомню, что в 1983-м Крапивин получает еще и премию «Аэлита». Эту премию в области фантастики вручают в Свердловске с 1981 года, а первыми ее лауреатами становятся братья Стругацкие, отмеченные за роман «Жук в муравейнике» – по мне, один из лучших их романов, входящий в цикл «Мир Полудня». Загадочный и опасный мир Стругацких словно бы распространяется и на миры Крапивина. Гуманитарная проблематика братьев-фантастов, отстаивающих ценность жизни, кому бы она не принадлежала: человеку или нечеловеку; обостренный конфликт между собственными убеждениями и тем, что диктуется извне; антиутопический, а точнее, антифашистский дискурс – все это оказывается близко уральскому прозаику, в 1983-м начавшему «Голубятню на желтой поляне», а затем создавшему один из лучших отечественных фантастических циклов «В глубине Великого Кристалла» (1988–1991).
Крапивин никогда не был подражателем, его дар был по-своему равновелик дару Стругацких, но, что важно, писатель и на новом витке творчества принципиально остался верен миру детства.
Ковры-самолеты и тополиные рубашки прежнего, очень светлого Крапивина сменяются мрачными технократическими реалиями. Появляются зловещие манекены («Голубятня на желтой поляне»), чуть ранее – робот Ящер («Дети синего фламинго»), чуть позже – система индексов («Гуси-гуси, га-га-га...»), заброшенные объекты индустриальных пейзажей и т. д. Да и сам Кристалл, сквозь грани которого, отчаянно рискуя, проходят крапивинские мальчишки – тоже искусственно выращен в горшке на подоконнике одной ученой дамой со странностями.
Крапивин работает не только с пространством, но и со временем, создавая временные петли, перемещая героев из условного прошлого в условное настоящее, и наоборот, а иногда и вовсе прозревая будущее, в том числе – за пределами Кристалла. Почему-то не удивительно, что индексы, которые присваиваются каждому гражданину в повести «Гуси-гуси, га-га-га...», напоминают нынешние номера сотовой связи, а моноколеса, на которых передвигаются уланы-полицейские, – уже ставшие обыденностью одноколесные гироскутеры. Впрочем, советская фантастика прозревала многое, Крапивин здесь – не исключение.
Но тайна, тайна осталась и, более того, стала ключевым приемом во Вселенной Кристалла. Мальчишки-трикстеры, пересекающие его грани, мальчишки-койво, обладающие экстраординарными способностями, загадочные Командоры – взрослые, собирающие таких мальчишек, а затем объекты на картах, то появляющиеся, то исчезающие, туннели между мирами, предметы-оло – да и много чего до поры до времени необъяснимого или необъяснимого вообще.
Крапивинские конфликты стали жестче, решения изобретательнее, действительность болезненнее. Писатель стал использовать приемы детектива, фэнтези, антиутопии и даже голливудские эффекты. Но что осталось незыблемым в его прозе – гуманитарная направленность, сочувствие к маленькому герою и его большой-большой жизни, полной проблем. А потому «города, которые предали своих детей, долго не живут.
– Даже если одного?
– Даже если одного» («Выстрел с монитора»).
Иногда говорят, что Крапивин чрезмерно жесток по отношению к своим героям, что детей надо оберегать от взрослого мира, от обмана, насилия и смерти. Все так. Но разве не была вообще жестока школьная повесть позднего застоя? Чего стоит, к примеру, «Всего-то несколько дней» Владимира Железникова, опубликованная в 1981 году в журнале «Пионер», с которым сотрудничал Крапивин, и известная по фильму «Чучело». Кстати, фильм вышел на советские экраны все в том же пресловутом 1983 году. Основатель и руководитель детского клуба «Каравелла», сделавший невозможное в ригидной системе советского воспитания, т. е. создавший автономную организацию, строившуюся на принципах того самого утопического детского братства, знал о детях все. И главное – то, что правда не бывает приятной. «Дети могут воевать со взрослыми. Взрослые тоже воюют с детьми, они одичали. Но дети не воюют с детьми ни на одной планете – они еще не посходили с ума!»
Автор — Юлия Подлубнова, литературный критик, зав. музеем «Литературная жизнь Урала ХХ века»
Рассказ о биографии Владислава Крапивина: как он злил учителей, дружил с агентом КГБ и создал удивительный мир для подростков
«Утопия детского братства»: почему книги Владислава Крапивина — не такая уж и детская литература
1. Редакция ItsMyCity.ru (далее IMC) предлагает вам осуществить пожертвование в любой удобной вам форме на следующих условиях.
2. Настоящее предложение является предложением коллектива IMC заключить с любым, кто отзовется на данное предложение (далее — Жертвователь), договор пожертвования, на условиях, предусмотренных ниже.
3. Предложение вступает в силу со дня, следующего за днем ее размещения на сайте IMC в интернете по адресу itsmycity.ru/donate (далее - Сайт).
4. Предложение действует бессрочно. IMC вправе отменить предложение в любое время без объяснения причин. В предложение могут быть внесены изменения и дополнения, которые вступают в силу со дня, следующего за днем их размещения на Сайте. Недействительность одного или нескольких условий предложения не влечет недействительности всех остальных условий предложения.
5. Соглашаясь с предложением, Жертвователь дает свое согласие на получение транзакционных писем от IMC, подтверждающих совершение платежа.
6. Жертвователь безвозмездно передает в собственность IMC денежные средства в размере, определяемом Жертвователем, на цели, указанные в п. 7 данного предложения.
7. Назначение пожертвования: средства считаются поступившими на ведение уставной деятельности и содержание IMC.
8. Датой осуществления пожертвования является дата поступления денежных средств от Жертвователя на счет IMC.
9. IMC вправе в любое время до передачи ей пожертвования и в течение 15 дней после передачи пожертвования от него отказаться. В случае отказа от пожертвования после передачи пожертвования IMC возвращает пожертвование в течение 15 дней после принятия решения об отказе. В случае невозможности передать пожертвование Жертвователю пожертвование остается в распоряжении IMC.
10. Жертвователь вправе отказаться от своего пожертвования в течение 15 дней со дня совершения транзакции. О своем желании Жертвователь извещает IMC по электронной почте, по адресу editor@itsmycity.ru.
11. IMC обязуется вернуть денежные средства в течение 15 дней с момента заявления Жертвователя.
12. Совершая действия, предусмотренные данным предложением, Жертвователь подтверждает, что ознакомлен с условиями и текстом настоящего предложения, целями деятельности IMC, осознает значение своих действий, имеет полное право на их совершение и полностью принимает условия настоящего предложения.
13. В соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» Жертвователь настоящим дает свое согласие на обработку своих персональных данных любыми не запрещенными законом способами для целей исполнения настоящего предложения.
Процессинговый центр CloudPayments защищает и обрабатывает данные Вашей банковской карты по стандарту безопасности PCI DSS 3.2. Передача информации в платежный шлюз происходит с применением технологии шифрования SSL. Дальнейшая передача информации происходит по закрытым банковским сетям, имеющим наивысший уровень надежности. CloudPayments не передает данные Вашей карты нам и иным третьим лицам. Для дополнительной аутентификации держателя карты используется протокол 3D Secure.
В случае, если у Вас есть вопросы по совершенному платежу, Вы можете обратиться в службу поддержки клиентов платежного сервиса по электронной почте support@cloudpayments.ru.
Предоставляемая Вами персональная информация (имя, адрес, телефон, e-mail, номер кредитной карты) является конфиденциальной и не подлежит разглашению. Данные Вашей кредитной карты передаются только в зашифрованном виде и не сохраняются на нашем Web-сервере.
Мы рекомендуем вам проверить, что ваш браузер достаточно безопасен для проведения платежей онлайн, на специальной странице.
Безопасность обработки Интернет-платежей гарантирует ООО «КлаудПэйментс». Все операции с платежными картами происходят в соответствии с требованиями VISA International, MasterCard и других платежных систем. При передаче информации используются специальные технологии безопасности карточных онлайн-платежей, обработка данных ведется на безопасном высокотехнологичном сервере процессинговой компании.
Федеральный закон РФ № 152-ФЗ «О персональных данных» — федеральный закон, регулирующий деятельность по обработке (использованию) персональных данных.
Интернет проект www.itsmycity.ru (далее – URL, «мы») серьезно относится к вопросу конфиденциальности информации своих клиентов и посетителей сайта www.itsmycity.ru (далее – «вы», «посетители сайта»). Персонифицированной мы называем информацию, содержащую персональные данные (например: ФИО, логин или название компании) посетителя сайта, а также информацию о действиях, совершаемых вами на сайте www.itsmycity.ru. (например: заказ посетителя сайта с его контактной информацией). Анонимными мы называем данные, которые невозможно однозначно идентифицировать с конкретным посетителем сайта (например: статистика посещаемости сайта).
Мы используем персонифицированную информацию конкретного посетителя сайта исключительно для обеспечения ему качественного оказания услуг и их учета. Мы не раскрываем персонифицированных данных одних посетителей сайта www.itsmycity.ru другим посетителям сайта. Мы никогда не публикуем персонифицированную информацию в открытом доступе и не передаем ее третьим лицам. Исключением являются лишь ситуации, когда предоставление такой информации уполномоченным государственным органам предписано действующим законодательством Российской Федерации. Мы публикуем и распространяем только отчеты, построенные на основании собранных анонимных данных. При этом отчеты не содержат информацию, по которой было бы возможным идентифицировать персонифицированные данные пользователей услуг. Мы также используем анонимные данные для внутреннего анализа, целью которого является развитие продуктов и услуг www.itsmycity.ru
Сайт www.itsmycity.ru может содержать ссылки на другие сайты, не имеющие отношения к нашей компании и принадлежащие третьим лицам. Мы не несем ответственности за точность, полноту и достоверность сведений, размещенных на сайтах третьих лиц, и не берем на себя никаких обязательств по сохранению конфиденциальности информации, оставленной вами на таких сайтах.
Мы делаем все возможное для соблюдения настоящей политики конфиденциальности, однако, мы не можем гарантировать сохранность информации в случае воздействия факторов находящихся вне нашего влияния, результатом действия которых станет раскрытие информации. Сайт www.itsmycity.ru и вся размещенная на нем информация представлены по принципу "как есть” без каких-либо гарантий. Мы не несем ответственности за неблагоприятные последствия, а также за любые убытки, причиненные вследствие ограничения доступа к сайту www.itsmycity.ru или вследствие посещения сайта и использования размещенной на нем информации.
По вопросам, касающимся настоящей политики, просьба обращаться по адресу donate@itsmycity.ru
Юридическое лицо
ИП Колезев Дмитрий Евгеньевич
ИНН 667116912412
ОГРН 317665800061970
Адрес: 620025, г. Екатеринбур, ул. Мамина-Сибиряка, 126, оф. 299
Сделанный платеж можно отменить в течение 15 дней после его совершения. Для этого напишите на почту donate@itsmycity.ru, указав email, оставленный при регистрации платежа, а также указав номер платежа, который будет указан в письме, полученном после осуществления платежа.
Если вы хотите отменить регулярную подписку на платежи, напишите на donate@itsmycity.ru, также указав ваш email и номер платежа.