16 декабря силовики пришли к участникам объединения «Правозащитники Урала» Алексею Соколову, Роману Качанову и Ларисе Захаровой. Сначала обыск прошел в их квартирах, позже силовики направились в офис Качанова.
В отношении всех троих возбудили уголовное дело по статье «Организация деятельности нежелательной организации» (часть 3 ст. 284.1 УК РФ). Максимальное наказание по этой статье — шесть лет лишения свободы. Алексея Соколова также обвинили в госизмене (статья 275 УК РФ). По этой статье предусмотрено наказание вплоть до пожизненного лишения свободы.
Сейчас правозащитники находятся в СИЗО. Качанова, Захарову и Соколова арестовали на два месяца.
Это не первое уголовное дело, которое СК возбуждает в отношении членов «Правозащитников Урала». Сейчас идет судебный процесс по делу Алексея Соколова, которого обвиняют в повторной демонстрации экстремистской символики, а именно логотипа Facebook* на сайте объединения. Алексей Соколов считает, что преследования правозащитников могут быть связаны с недовольством свердловского ГУФСИН от их работы: Соколов и его коллеги ездили по колониям, предоставляли юридическую помощь заключенным и публично писали о нарушениях в исправительных учреждениях.
It’s My City рассказывает, чем занимались «Правозащитники Урала» и почему на них могла быть спровоцирована атака со стороны силовиков.
«Использовали заключенных как разменную монету в своих прозападных играх»
В середине ноября в телеграм-канале z-активистки Екатерины Сапрыкиной (раньше она носила фамилию Ипатова) появился пост, в котором она обвинила членов организации «Правозащитники Урала» в получении денег от «нежелательной организации» (по мнению российских властей) Норвежский Хельсинкский комитет.
— Соколов, Захарова и Качанов использовали заключенных как разменную монету в своих прозападных играх. Получая оплату от иностранных кураторов, они подстрекали сидельцев к провокациям, не заботясь о вреде и дальнейших судьбах своих «пешек, — написала Сапрыкина в посте. Позже активистка отправила обращение в СК с просьбой возбудить уголовное дело на правозащитников.
— В Следственный комитет направлено официальное обращение с просьбой провести проверку и при наличии достаточных данных возбудить уголовное дело в отношении указанных лиц по ч. 3 ст. 284.1 УК РФ («Организация деятельности нежелательной организации»), — добавила z-активистка в следующем посте.
Издание ЕАН со ссылкой на свои источники отмечает, что уголовное дело на правозащитников завели после найденных при обыске в квартире Соколова документов от Норвежского Хельсинкского комитета. Из этого можно сделать вывод, что документы Сапрыкиной слили силовики, которые имели к ним доступ.
С начала военных действий в Украине Екатерина Сапрыкина (Ипатова) стала известна среди екатеринбуржцев из-за нескольких громких доносов. В феврале 2024 года она пожаловалась на кинки-вечеринку, которую проводили в Доме офицеров. После этого директор Дома офицеров уволился, а организатор кинки-пати Blue Velvet Станислав Словиковский подвергся травле со стороны пропагандистских СМИ и на него обратили внимание местные силовики.
В итоге в отношении Словиковского возбудили уголовное дело об оскорблении чувств верующих, хотя поводом послужила не вечеринка в Доме офицеров, а фотосессия, опубликованная в соцсетях Blue Velvet. Станислава Словиковского приговорили к 200 часам обязательных работ.
В декабре 2024 года Сапрыкина написала донос на сооснователя группы «Король и Шут» Александра Буланова, его оштрафовали на 30 тыс. рублей штрафа по статье о «дискредитации» российской армии.
В мае этого года силовики сорвали вечер писем для политзаключенных партии «Яблоко» из-за доноса Сапрыкиной. Тогда она написала по поводу вечеров депутату Законодательного собрания Свердловской области Алексею Свалову, который и обратился в полицию.
После задержания участников вечера писем силовики составили протокол о «пропаганде ЛГБТ**» на зампредседателя молодежного свердловского отделения партии «Яблоко» Егора Ткаченко. Поводом стала переписка в телеграм-чате либертарианцев, где участники шутили о сексе, а Ткаченко также отправил туда стикер с порноактером, героем мемов гачимучи Билли Херрингтоном.
Уголовное дело за значок «Фейсбука»
В октябре 2023 года Соколов стал первым человеком в России, которого арестовали и начали судить за демонстрацию экстремистской символики в виде логотипа Facebook*, который он опубликовал на сайте проекта «Правозащитники Урала». В этом материале мы подробно рассказывали историю правозащитника и почему он считает преследование местью за публикации о пытках в колониях.
Летом 2024 года Соколова задержали уже по уголовной статье, а затем отправили в СИЗО. Член Совета по правам человека при президенте РФ Ева Меркачева тогда высказалась в защиту Соколова.
— Не знаю его лично. Но то, что сказано о причинах обысков и водворения его в ИВС в официальных источниках, кажется абсурдом. Не припомню, чтобы за символику запрещенных в России «Фейсбука» и «Инстаграма»* вот в масках и с автоматами, — написала Меркачева.
Из СИЗО в январе 2025 года Соколов вышел под подписку о невыезде. Рассмотрение дела в суде началось в этом году. Во время процесса судья Ленинского районного суда Екатеринбурга вернул дело прокурору, так как в материалах нашлись нарушения.
В начале декабря в Ленинском районном суде началось повторное рассмотрение дела. На одном из заседаний адвокат Соколова Алексей Бушмаков заявил, что в материалах дела нет представленных доказательств, что пост опубликовал именно Соколов. По словам Соколова, за время задержания в его телефон могли подбросить запрещенные ссылки, а судья Лариса Малухина продлевала ему арест без представленных доказательств, из-за чего он ходатайствовал об отводе судье, но суд эту просьбу отклонил.
Перед заседанием Соколов высказался, что уголовное дело — спланированная атака на него со стороны регионального ГУФСИН за его правозащитную деятельность в колониях Свердловской области. По его мнению, именно сотрудники ГУФСИН, которые тоже по какой-то причине участвовали в следственных действиях, отправили z-активистке все документы, найденные во время обыска.
Обвинения в сотрудничестве с «нежелательными» организациями и госизмене правозащитник тоже считает местью ФСИН.
— Речь о том, что я рассказывал иностранным организациям о нарушениях прав человека. Но по факту я собирал сведения, чтобы обратиться в «Комитет против пыток», — сообщил Соколов на заседании 18 декабря, где суд постановил его арестовать.
Чем занимались правозащитники до уголовного преследования
Проект «Правозащитники Урала» занимается защитой осужденных в колониях. В проект входят Алексей Соколов, Роман Качанов и Лариса Захарова. Работать проект начал в 2018 году. Тогда все начиналось с сайта, который теперь удален после возбуждения уголовного дела в отношении Соколова за демонстрацию логотипа Facebook.
«Правозащитники Урала» работают семь лет на территории Свердловской области и соседних регионов. Главная их цель — защитить права осужденных, обратить внимание на нарушения законов, которые допускают администрации исправительных колоний, и добиться справедливости через обращения и суды.
Например, в октябре правозащитница Лариса Захарова помогла заключенному с инвалидностью из ИК-8 Оренбурга в судебном деле против колонии. В иске от администрации колонии требовалось сделать в камере, где находился осужденный, поручни рядом с унитазом, подключить горячую воду и разрешить не убирать койку в дневное время.
Также «Правозащитники Урала» защищали заключенных, которых обвинили в бунте. В 2021 году в ИК-47 в Каменске-Уральском заключенные колонии в знак протеста против издевательств и пыток со стороны других заключенных, связанных с администрацией колонии, вышли на плац. Руководство ИК-47 квалифицировало это как бунт, а позже в отношении недовольных возбудили уголовное дело.
Спустя три года суд признал двух заключенных виновными, а двух оправдал. Одного из «бунтовщиков» стала защищать Лариса Захарова. Благодаря работе юристов и адвокатов в ноябре 2025 года Свердловский областной суд отменил приговор из-за процессуальных нарушений и направил дело на новое рассмотрение.
Также «Правозащитники Урала» вели дело женщин-заключенных в ИК-16. Алексей Соколов представлял в суде женщину, которую поместили в ШИЗО за нецензурную лексику в разговоре с матерью по телефону, хотя каких-либо доказательств этому не было. Администрация колонии не смогла сразу предоставить аудиозапись в суде. По версии заключенной, ее поместили в ШИЗО за требование выплатить ей зарплату, которую удерживала администрация. Прокурор в суде подтвердил, что зарплату не выплачивали три месяца.
Кроме кейса с задержкой зарплат и неправомерных отправок в ШИЗО правозащитники также выявили плохие условия работы в ИК-16. Там занимаются расфасовкой порошка и моющих средств, при этом в помещении, где пыль от бытовой химии поднимается при транспортировке, не было вентиляции. Правозащитники написали об этом жалобу в прокуратуру, после которой началась проверка ИК-16.
Адвокат Роман Качанов летом этого года защищал Ксению Гарину, которую поместили в СИЗО-6 в Кировограде. Администрация СИЗО всячески препятствовала согласованию правовой позиции между адвокатом и Ксенией. В СИЗО ограничивали встречи с адвокатом, также обвиняемой не передавали материалы дела. Позже Гариной и ее адвокату Пузанову не предоставляли помещение для встречи, а лишь комнату, которая была разделена стеклом, что не позволяло изучать и передавать документы.
Романов Качанов выступил в суде в защиту права Ксении на нормальные встречи с адвокатом. Суд встал на их сторону и признал действия администрации СИЗО незаконными.
Помимо защиты прав заключенных, некоторые участники «Правозащитников Урала» участвуют в судах и по политических делам. В 2023 году Качанов защищал учительницу из Арамиля Дарью Сергееву, которую обвинили в «дискредитации» Вооруженных сил РФ и возбудили уголовное дело. Сергееву отпустили под подписку о невыезде, но девушка смогла выехать из России, после чего ее арестовали заочно.
Роман Качанов представлял интересы главы «Екатеринбургского Мемориала» Алексея Мосина, когда его штрафовали по статье о «дискредитации» армии за публикацию фото, на котором Мосин держит антивоенный плакат (к слову, фото было сделано до 24 февраля 2022 года). Тогда главу организации оштрафовали на 100 тыс. рублей.
Также Качанов и Соколов выступали в защиту журналиста и главного редактора издания «Вечерние ведомости» Владислава Постникова. Адвокатам Постникова был Георгий Краснов, но он не смог приехать в Нижний Тагил, поэтому на заседании выступали Соколов с Качановым. Постникова обвинили в демонстрации экстремистской символики. Тогда его во второй раз арестовали на 14 суток. Позже Постников сбежал от силовиков во время этапа из Нижнего Тагила в Екатеринбург.
Это только часть примеров того, чем занимались «Правозащитники Урала». Именно из-за этой деятельности Сапрыкина написала донос, а суд начал второй раз рассматривать дело о демонстрации экстремистской символики, считает Алексей Соколов. Больше кейсов юристов можно найти в их телеграм-канале.
* Принадлежит Meta, признанной в России экстремистской организацией
** Признано в России экстремистской организацией
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.