Для многих театр и бар существуют в параллельных вселенных: к театру мы обращаемся за духовной пищей, а в бар идем за тусовками и танцами. Екатеринбургский бар «Самоцвет» разрушает этот стереотип. Помимо вечеринок, концертов и интеллектуальных игр с весны здесь развивают платформу «Самоцвет: Театр». В баре ставят спектакли, экспериментируют с пространством, проводят фестивали читок, а зрители могут с комфортом провести вечер, не отказывая себе в смешении искусства с бокалом пива или вина.
It’s Мy City решил узнать, как уживаются бар и театр, и заглянул на последнюю премьеру летнего сезона «Дженис Джоплин — жемчужина рок-н-ролла».
«Самоцвет» в стиле американского бара из шестидесятых
Спектакль начинается с занавеса, который первым обозначает грань между атмосферой бара и театром для всех входящих. Зрители рассаживаются на цветные стулья. Свет приглушается. На сцене появляются три человека: двое мужчин с инструментами и одна девушка. Кажется, это и есть звезда вечера.
Дженис Джоплин ведет рассказ о своей судьбе: трудный путь к принятию себя и своей идентичности, непростые взаимоотношения с окружающими. Публика внимательно следит за всеми поворотами истории, реагирует на юмор актрисы, снимает музыкальные вставки на видео.
«Дженис Джоплин — жемчужина рок-н-ролла» — это режиссерский дебют актрисы, певицы, победительницы музыкального шоу на «Первом канале» Тани Смирнягиной. Но также это и дебют для «Самоцвета» — первый для площадки показ музыкального спектакля.
Спектакль-концерт основан на биографии культовой героини золотой эпохи рок-н-ролла. Шоу погружает зрителя в атмосферу американского бара 1960-х, заполняя пространство музыкой самой певицы и мелодиями, вдохновившими ее или созданными с оглядкой на творчество Дженис.
Актерскую часть проекта с Таней разделил артист Свердловского государственного академического театра драмы, музыкант и композитор Виталий Корбесашвили. За музыкальное сопровождение отвечал гитарист Кирилл Терентьев, играющий в проектах Floyd Universe, Ksana Sergienko & New Age Orchestra и в симфоническом оркестре «Модерн».
Сама Таня признается, что придумала этот проект еще во время обучения в театральном, когда возникла потребность в «творческой отдушине».
— Не было сложности перевести эту историю именно в атмосферу бара. Самоощущение, дух рок-музыки, дух свободной музыки… Мне показалось, все на своих местах. Готовились с удовольствием, потому что имели в виду, что тут будут люди, которым от души нравится тусоваться и которые любят музыку и творчество во всех его проявлениях, — делится Таня.
«Аудитория созрела»
А вообще история локального театра в «Самоцвете» началась пару лет назад с творческого вечера петербургского режиссера Бориса Павловича, который на тот момент ставил оперу «Черевички» в «Урал Опера Балете».
— За кружкой пива, куря сигарету, он предложил нам свои услуги в том формате, который он практикует в Петербурге, — рассказывает арт-директор бара «Самоцвет» Слава Душин. — Там в барах Борис выступает как актер и режиссер: из театральной тусовки берет что-то потенциально интересное посетителю бара, который сидит, выпивает, ест и не находится в сковывающих обстоятельствах театра.
Во время творческого вечера в «Самоцвете», когда Борис читал стихи поэтов-обэриутов, будущий инициатор и импресарио Театральной платформы Илья Боровец случайно оказался на втором этаже бара, услышал стихи и понял, что у него есть предложение для арт-дирекции.
— Я вспомнил, что Леха (Алексей Шестаков — екатеринбургский актер и музыкант — прим. ред.) еще в 2016 году, работая в театре «Волхонка», делал моноспектакль по Александру Введенскому, который не взлетел. Подумал, если тут собирают зал на стихи поэтов-обэриутов, возможно, у нас аудитория созрела или в «Самоцвет» ходят те, кто разбирается в этой сюрной поэзии XX века, — признается Илья.
На площадке провели несколько театральных событий, например, Алексей Шестаков прочитал свою поэму «Симптом срыва». После этого арт-директора бара Саша Елсаков и Слава Душин поняли, что театральный формат на площадке работает.
— Театр нам близок. И само пространство второго этажа украшено так, что подразумевается развлекательный формат. Не только когда ты напился или с кем-то хочешь посидеть и поболтать, но и как-то интересно провести время, — подчеркивает Слава.
Спектакль с Алисой из «Яндекса» и будничная хтонь Уралмаша
Театральной платформой в «Самоцвете» плотно занимаются три человека — импресарио Илья Боровец, Саша Елсаков и Слава Душин. По словам Ильи, на отбор материала для спектаклей влияют не столько идеология или видение режиссера, сколько стремление понять, как может работать пространство бара, и привести в театр разную аудиторию.
Платформа стартовала в Международный день театра, 27 марта. Первым спектаклем стала премьера «Утраченные драгоценности» по пьесе Романа Дымшакова. Название постановки счастливо перекликается с названием самого бара. К слову, счастливые моменты сопровождали и судьбу спектакля: в этом году его включили в конкурсную программу фестиваля «Коляда-Plays».
— Это наиболее академическая среди всех представленных работ: история на двух артистов, традиционная работа режиссеров, есть взаимодействие со светом и звуком. Она наиболее близка к тому, что мы вообще называем театром. Ребята специально соорудили ширму, полностью закрывающую все звукарское и диджейское пространство, чтобы оно не отвлекало, — делится Илья.
Завершил весенний сезон уже упомянутый «Синдром срыва» Алексея Шестакова, название которого изменили после зрительского голосования. В спектакле Алексей использует все пространство, много взаимодействует со зрителем. А поскольку действие происходит в Реабилитационном центре для зависимых, все пришедшие автоматически становятся участниками перформанса, происходящего в больнице.
К началу лета к театральному проекту в «Самоцвете» подключилась драматург, режиссер и актриса Светлана Баженова, которая впервые привезла моноспектакль от лица голосового помощника Алисы «Вы ушли с маршрута» в Екатеринбург.
Кроме того, в баре появлялись проекты, которые уже ставили на других площадках города и за его пределами. Их нужно было лишь адаптировать под более кулуарное пространство. Это, например, комедия в форме творческого вечера «Безе ХЗ» Владимира Зуева, документальный спектакль режиссера и актера «Свободного театра имени Саманты Смит» Ильи Калина о стрит-арте «Заборы. Монологи о границах уюта», мокьюментари спектакль-терапия с обсуждением «Пластырь» от арт-бюро «О2». Во время последнего зрители в обстановке абсолютного принятия могли поделиться историями о своих бывших, петь песни про расставание и клеить пластырь туда, где болит.
Летом «Самоцвет» организовал «Фуд». Название — это аббревиатура из начальных букв концепции мероприятия Фестиваль уральской драматургии. Это марафон читок пьес современных уральских авторов. Всего за три дня на сцене бара прозвучало 12 пьес от 12 драматургов. По итогам каждого дня зрители смогли выбрать понравившийся им показ.
— Это уже новый шаг в театральной платформе от просто спектакля до фестивального формата. Это читки, и не просто читки, а с актерами, срежиссированные, — рассказывает Слава.
Организаторы утверждают, что для них было важно создать одновременно ретроспективу для тех, кто ностальгирует по временам расцвета «Уральской школы драматургии» во главе с Николаем Колядой, и приблизить к текстам тех, кто о них никогда не слышал.
На фестивале зрители познакомились с двумя новыми, не читанными ранее текстами: премьерой — победительницей зрительского голосования «Так они и жили» Светланы Баженовой и пьесой Валерия Шергина «Мы с тобой никогда не умрем». Текст Баженовой прозвучал в секторе «Страшные пьесы». Он наверняка будет интересен тем, кто любит «уральскую хтонь». Это черная комедия об одиноком мужчине с алкогольной зависимостью, который умирает у себя в квартире на Уралмаше, а его соседи всем двором устраивают прощание «по-человечески». Здесь много юмора, мата, отсылок к стереотипам про Уралмаш.
А «Мы с тобой никогда не умрем» Шергина — смешная пьеса про вчерашнего школьника, который влюбляется в проститутку и мечтает спасти ее от сутенеров. Как и в других своих текстах, автор выстраивает в пьесе метавселенную и дополняет ее характерной сатирой и образностью языка. К слову, читку текста режиссировала уже упомянутая Светлана Баженова.
Как минимум две пьесы с фестиваля появятся на сцене театральной платформы. Пьеса Екатерины Бронниковой «Цапля» (режиссер — Дмитрий Писарев) и текст Ирины Васьковской «Март» (режиссер — Сергей Пантыкин) дебютировали как полноценные эскизы спектаклей. Премьеру постановки «Март» в исполнении «Живого театра» Пантыкина покажут 15 октября. Сам фестиваль повторится уже зимой.
— Мы поработаем над ошибками, поскольку хотели вместить очень много материала в один фестиваль, так как такой формат — сильная заявка, но поняли, что промежутков между читками недостаточно для того, чтобы обсудить, пережить увиденное. И зрителю, и драматургу очень важно находиться в контакте, общаться между собой, а режиссерам — слушать обратную связь, — говорит Илья.
«Для театра не нужны невероятный свет и звук»
Театральная платформа готова экспериментировать над собой и зрителем. Например, создатели спектакля «Вы ушли с маршрута» во время действия выходят за барную стойку, используют видеоряд, записанный совместно с драматургом Дмитрием Татарченко. В «Синдроме срыва» со зрителем начинают работать еще «с вешалки» — с момента знакомства. А во время спектакля «Заборы» Ильи Калина пришедшим предлагают порисовать на мольберте.
— Мы работали исходя из собственных ограничений. Понимали, что у нас нет сцены как таковой, очень мало пространства — это суперинтимная обстановка, и надо находить такой материал, который будет работать в наших условиях. В итоге мы пришли к комфортному количеству зрителей, поняли, какие у нас технические возможности. Можем создавать и более академическую атмосферу, а где это не нужно, как на читке, просто работаем с минимальным источником света, — заключает Илья.
— Кто-то из наших преподавателей говорил: даже если вам просто постелили ковер — это уже сцена и это уже театр. Для театра не нужны специальные обстоятельства: невероятный свет, звук и так далее.
Есть зритель, есть материал, отношение к нему, есть желание что-то рассказать, погрузить своего зрителя в атмосферу того, что тебя лично тронуло. Все театр, если тебе нравится то, что ты делаешь, — уверяет Таня Смирнягина.
Кроме того, «Самоцвет: Театр» — не только про искусство. Это еще и бар, где можно уютно расположиться с напитком и даже едой.
— Это не просто не должно никого смущать, наоборот, это становится частью нашего театрального пространства, — добавляет Илья.
Если вы ранее бывали в «Самоцвете», то обстановка Театральной платформы покажется вам необычной. Но помимо завсегдатаев заведения на показы приходит много «театральных людей», которые никогда не посещали этот бар, замечают организаторы.
Место, где помогают театральному сообществу
Организаторы платформы поделились с It’s My City планами на ближайший сезон, однако оговорились, что деление на сезоны довольно условно: здесь нет рамок, один перетекает в другой.
— Сейчас пока мы планируем осенне-зимний сезон. Заявок много. Кто-то хочет себя попробовать, увидев, как здесь уже существуют какие-то спектакли, кто-то решается стать режиссером, а не только драматургом, или стремится какие-то свои короткие вещи довести до полноценных произведений на целый вечер.
В новом сезоне мы постараемся менять обстановку, чтобы и произведения, которые тут ставят, заиграли по-другому. У нас были спектакли, которые ставились в академических условиях, в баре они обретали иную форму, — рассказывает Слава.
Среди планов — театр «Фабрика» со своим интерактивным спектаклем «Четвертый» Ульяны Гицаревой, где зрители могут повлиять на происходящее внутри сюжета. Он намечен уже на 26 сентября.
1 октября Григорий Ильин, игравший в «Утраченных драгоценностях», выступит как режиссер-постановщик, сценограф и актер спектакля «Сква-Шки». Это творческая переработка поэмы Венедикта Ерофеева «Москва — Петушки», в которой создатель постановки будет много работать с пространством.
А 24 октября пройдет премьера материала, который предложил один из арт-директоров Саша Елсаков — «Биполярный медведь заходит в бар». Это документальный свидетельский моноспектакль Сони Дымшиц о жизни с биполярным расстройством с которым живет сама Соня, исполнительница роли в спектакле.
Осенью «Самоцвет: Театр» планирует коллаборацию с кукольным театром, чего ранее здесь еще не пробовали.
— Не все идеи режиссеров, драматургов, актеров могут найти воплощение в городе, потому что площадок камерного типа мало. Либо они ограничены концепциями: тем, что можно встроить, а что нет. Мы увидели, что отклик на работу платформы был радушный: здесь можно презентовать свою пьесу, показать спектакль, который не было возможности представить в другом месте, площадки не попадались. Поэтому мы очень довольны, что бар стал помогать местному театральному сообществу, — признается Слава.
Также у платформы есть собственный телеграм-канал с более подробной информацией о том, что происходит на театральной площадке.