Правительство Свердловской области заключило концессионное соглашение с компанией «Группа Мовиста» по строительству новых трамвайных линий и закупку 99 трамваев для Екатеринбурга и Верхней Пышмы. Соглашение подписал губернатор Евгений Куйвашев, мэр Екатеринбурга Алексей Орлов, и. о. главы Верхней Пышмы Марина Ряжкина и гендиректор компании-инвестора «Группа Мовиста» Алексей Зотов на выставке «Иннопром» 10 июля, сообщает департамент информполитики региона.
Концессия подразумевает реализацию двух проектов. Первый — закупка 60 трехсекционных и 20 двухсекционных трамваев для Екатеринбурга. Также в рамках договора «Мовиста» проложит 24,5 километра новых путей и отремонтирует 1,7 километра старых трамвайных путей.
Второй проект — это закупка 19 односекционных трамваев для маршрута в Верхнюю Пышму. Также компания построит 15 километров путей и продлит ветку до Среднеуральска.
Все это областные власти и инвестор собираются реализовать к 2027 году.
Концессионное соглашение предусматривает передачу государственного имущества (в данном случае трамваев и путей) частному инвестору, который обязан построить/отремонтировать объект, содержать его. При этом он имеет право получать от него доход. Группа «Мовиста» уже реализует одну концессию — это первый в России междугородний трамвайный маршрут из Екатеринбурга в Верхнюю Пышму.
Накануне глава «Мовисты» Алексей Зотов представил премьеру Мишустину на «Иннопроме» проект «Верхнепышминский трамвай» и заявил, что пассажиропоток на маршруте за первые полгода 2024 года вырос на 65% по сравнению с первым полугодием 2023 года. И попросил Мишустина о поддержке таких проектов в других городах. Мишустин пообещал дать поручение «посмотреть, что с финансовой моделью» таких проектов, отмечал «Коммерсантъ-Урал».
Сейчас трамвайный парк Екатеринбурга в основном состоит из вагонов Tatra T3SU, выпущенных в Чехословакии в 1960–1970-е годы. Парк на 440 вагонов почти полностью изношен, отмечал мэр города Алексей Орлов. В ближайшие два года власти также планирует приобрести 25 новых трамваев (10 в 2024 году, 15 в 2025 году).
Проблема с общественным транспортом в Екатеринбурге
Общественный транспорт Екатеринбурга часто подвергается критике. Вице-президент Международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта (МАП ГЭТ) Владимир Федоров называл транспортную систему города примером того, как делать в XXI веке не надо. Подробнее его позицию читайте здесь.
Проблема с транспортом усиливается тем, что у «Гортранса» (ему принадлежат в том числе трамваи) не хватает собственных средств. По данным системы проверки контрагентов «Руспрофиль», по итогам 2022 года ЕМУП «Гортранс» при выручке 4,6 млрд рублей получил 237 млн рублей чистого убытка. Из-за долгов налоговая блокировала счета «Гортранса», а чтобы справится с задолженностью, в городском транспорте повысили проезд.
В этом году в Екатеринбурге начнется масштабная транспортная реформа, которая, как утверждают городские власти, поможет реанимировать общественный транспорт. Например, с перевозчиками начнут заключать брутто-контракты. С 1 августа по этой системе начнет работать электротранспорт — троллейбусы и трамваи, хотя оба вида транспорта и так принадлежат муниципальному «Гортрансу».
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.