В центре Екатеринбурга на улице Сакко и Ванцетти, 115 начали перестраивать дом Мальцева — памятник архитектуры. Подрядчик заявляет, что собирается восстановить здание. Однако у градозащитников есть большие вопросы к работам: сейчас здание полностью лишилось крыши, а рабочие разбирают стены. И таких случаев, когда памятники почти полностью перестраивают и лишают исторической ценности, в Екатеринбурге немало.
В колонке для It’s My City основатель общественной организации «Уральский хронотоп», градозащитник Олег Букин на примере усадьбы Мальцева объясняет, что не так с современной системой охраны памятников и как лучше сохранять архитектурное наследие города.
Что не так с реставрацией дома Мальцева
— Проект уже утвержден, прошел историко-культурную экспертизу, в него уже вложены деньги, проведена большая работа, поэтому вряд ли заказчик пойдет навстречу и будет отказываться от запланированного. Если и вмешиваться в реконструкцию здания, то на этапе проектирования.
Я выдвигал предложение создать что-то вроде общественного научно-методического совета, чтобы консультировать и высказывать свое мнение заказчикам и проектировщикам, как грамотно проектировать реставрационные работы, какие требования выдвигает общественность.
А мы имеем право их выдвигать: мы живем в этой стране, за нами закреплены обязанность и право заботиться о сохранении культурного наследия.
К сожалению, это комплексная проблема, что такие проекты доходят до реализации. Это в целом показатель дисфункции института государственной охраны объектов культурного наследия, а он очень многосложный и многослойный. Это и проектировщики, имеющие лицензию, и эксперты по проведению культурно-исторической экспертизы, аттестованные Министерством культуры. Это и целый порядок проведения реставрации: сначала выдается задание, создается проект, проходит историко-культурная экспертиза, только потом заказчик получает разрешение на работы.
Но система не работает, так как она в конце концов допускает вот такие случаи. И их становится все больше и больше. Речь идет о ненаучной реставрации, когда в худшем случае памятник обрастает дополнительными объемами, изменяется его планировочное решение. Здание становится неузнаваемым. Еще один худший вариант — создание на месте ОКН его копии, которая лишь напоминает о памятнике.
Судя по акту культурно-исторической экспертизы по дому Мальцева, стены будут воссоздаваться. Это уже нарушение, так как воссоздание может быть только по отношению к утраченному объекту. Как орган по охране памятников мог пропустить экспертизу?
Даже если предположить, что памятник находится в аварийном состоянии, он трухлявый, его можно отреставрировать. То есть нужно заменить определенные элементы и конструкции при максимальном сохранении подлинных материалов. Здесь же речь идет о том, что полностью заменяется весь сруб, бревна на брус.
Да, у дома Мальцева есть участки прогнивших бревенчатых венцов, где были проломы в крыше, но он был в том состоянии, при котором его можно эксплуатировать. Даже в экспертизе не написано, что стены в аварийном состоянии, они в ограниченно работоспособном состоянии. Памятник может быть в ограниченно работоспособном состоянии, у его стен нет задачи нести какую-то гигантскую нагрузку.
Кроме того, если вы демонтируете декор, столярное заполнение, оконные переплеты, то это должно быть под навесом, в соответствии со стандартами. А там кое-где накрыли пленкой, все это стояло под дождем.
Единственное, что могу сказать: подрядчик сделал обрешетку, зашил печь, чтобы ее не повредить при разборке венцов сруба. В дальнейшем ее сохранят, и это хоть что-то, так как они могли ее разобрать. Но на общем впечатлении от того, что мы видим, это почти не сказывается.
Исходя из этого можно выделить две проблемы с сохранением ОКН.
1️⃣ Работы на памятниках проводятся без выполнения ГОСТов. ГОСТы не несут силы нормативного характера. Госорганы не могут выдать предписание из-за того, что подрядчик нарушил ГОСТы.
2️⃣ Надежным противовесом должен был быть институт историко-культурной экспертизы, но заказчики всегда могут найти экспертов, которые сделают положительное заключение. Необходимо избавиться от этого института в его нынешнем исполнении. Не должен эксперт иметь связь с заказчиком, между ними должно быть государство. Эксперты необязательно ангажированы, но они могут все равно попасть под влияние заказчика
Почему копии памятников архитектуры — это плохо
— Хочу напомнить, что у нас система государственной ОХРАНЫ, а не система создания копий. Копии оправданы только в исключительных случаях, когда ничего не сохранилось, но копия всегда хуже оригинала, она обладает меньшей информативностью.
От памятника мы получаем не сухую информацию о стиле, из чего он построен, и этим довольствуемся. Нет. Когда мы смотрим на памятник, мы воспринимаем его буквально всем — глазами, носом, мы его обоняем и осязаем. Мы получаем информацию, погружаясь в него онтологически во всю гамму смыслов и контекст памятника. Мы воспринимаем его на уровне бытия.
Поэтому сложно сказать, что такое объект культурного наследия. Это как произведение искусства, хотя, может быть, сравнение не совсем корректное. Но у ОКН есть подлинность. Мы можем соорудить воображаемый мостик и очутиться в тех временах, эмоционально привязаться к зданию, все это благодаря подлинности.
Но, к сожалению, система охраны и реставрации памятников, сохранения их подлинности превращается в систему слабого копирования. Приходят девелоперы, которые хотят освоить земельный участок, а тут попался памятник, и пришлось его «реставрировать». По факту это будет строительство нового здания.
Копирование также коснулось и здания на Горького, 32/4.
То же самое происходит и флигелем на Горького, 43а, рядом с электростанцией «Луч». Сейчас там ведет работы «Брусника».
Как лучше сохранять здания-памятники
— Есть четыре разрешенных вида работ в отношении памятника: реставрация, ремонт, приспособление и консервация. По документам дом Мальцева собираются приспосабливать под современное использование. И это допустимо. Приспособление подразумевает под собой, что в доме появится, например, водопровод.
Конечно, в идеале сделать что-то вроде музея, максимально сохранить дух и место, должно быть минимальное вмешательство. Самый лучший способ сохранения наследия — это консервация. Когда здание не приспосабливается, в нем нет никаких новшеств.
Памятник должен умирать своей смертью, не нужно на его месте возводить ложь. В эстетике увядания тоже проявляются его качества, того, что так или иначе сопряжено с историей.
Но что поделать, жизнь есть жизнь, мы согласны на приспособление. Невозможно сделать так, чтобы все памятники были законсервированы и никак не изменялись. Но важно, чтобы изменение было разумным, рациональным, с минимальным вмешательством. Сейчас этот принцип не соблюден, потому что памятник почти полностью заменяется на новую конструкцию.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.