Мэрия придумала, как спасти городской транспорт в Екатеринбурге. Лучше может стать уже в этом году

5 марта, 12:22, 2024г.    Автор: IMC

Администрация Екатеринбурга подготовила целый пакет мер по реформированию системы общественного транспорта — от введения брутто-контрактов до борьбы с «зайцами». Об этом глава города Алексей Орлов заявил на пресс-конференции ТАСС. 

Евгения Кобеева / It’s My City

По его словам, сейчас транспортная система переживает тяжелые времена, есть недостатки по всем направлениям: обеспеченность кадрами, новыми автобусами, троллейбусами и особенно трамваями, взаимодействие с частными перевозчиками и качество перевозок. 

Рассказываем, как мэрия планирует реанимировать общественный транспорт и, возможно, сделать их немного лучше уже в этом году.

Переход на брутто-контракты

В этом году власти начнут заключать с частными перевозчиками брутто-контракты, при которых частникам платят не за количество перевезенных пассажиров, а за пройденные километры с учетом коэффициента качества перевозки. 

Фото: Елена Елизарова / It’s My City

«Переход на брутто-контракты позволит перевозчикам повысить зарплату своим сотрудникам. Мы предполагаем, что не менее чем на 30%. Также у предприятий появится обязанность менять автобусы среднего класса на автобусы большого класса. По нашим предварительным подсчетам, речь идет о порядка 400 автобусах», — сказал Алексей Орлов.

Брутто-контракты позволят контролировать проблемных перевозчиков. Среди них, например, те, кто обслуживает маршруты № 51 и № 52 (бывшие № 012 и № 019) в Академический. Сейчас пассажиров перевозят в небольших и старых автобусах, которые почти всегда переполнены.

Условия труда и привлечение новых сотрудников

Одна из мер — предоставление комнат в общежитии или льготы на покупку квартир. Мэрия ввела эту меру с начала года и делает на нее ставку, но пока система работает «в ручном режиме». Со старта программы комнаты и квартиры получили всего семь работников общественного транспорта (и одиноких, и семейных), о них администрация отчитывалась в начале февраля, и их число пока не увеличилось. Еще два-три человека, по словам Орлова, воспользовались программой льготной ипотеки. 

Ведомственное жилье дают только водителям, о кондукторах и техническом персонале речи не идет. 

Глава Екатеринбурга также отметил, что сейчас некомплект в «Гортрансе» составляет 30%. Штат «Гортранса» должен составлять 7 тыс. человек, но реально работают лишь 4 600. Остальные места вакантны. Поэтому город намерен увеличить зарплату хотя бы водителям.

«Мы на 10% с Нового года увеличили заработную плату, но понимаем, что этого явно недостаточно. Мы предполагаем, что с осени увеличим зарплату по крайней мере водительского состава еще на 30%. Я думаю, что это уже будет достаточно конкурентная и привлекательная зарплата», — заявил Алексей Орлов.

Фото: Елена Елизарова / It’s My City

Повышение штрафов для «зайцев» и патрули Росгвардии

Сейчас штраф за безбилетный проезд составляет всего 100 рублей, что, по мнению Орлова, слишком мало. В планах на этот год повысить его до 2 500 рублей, как во многих крупных российских городах. 

«Это самый нижний предел [штрафа], который мы взяли от других городов. Очень серьезный процент пассажиров не платит за проезд, хотя он у нас не самый дорогой — 33 рубля», — добавил мэр.

Чтобы бороться с «зайцами», мэрия хочет наделить сотрудников «Гортранса» полномочиями составлять административные протоколы на месте. Для поиска безбилетников городские власти хотят привлечь еще и Росгвардию. Силовики вместе с контролерами должны будут проверять автобусы, как это работает в Перми.

При этом Орлов заявил, что повышать проезд не намерен даже на рубль, несмотря на экономически обоснованную его стоимость в 40 рублей. 

«Мы находимся сегодня в такой ситуации, когда повышение на рубль я считаю недопустимым, потому что транспортное обслуживание населения оставляет желать лучшего. Сегодня люди не могут заплатить за проезд, поскольку автобус, трамвай переполнен. Когда мы хотя бы на 1–15% улучшим работу общественного транспорта, можно будет вести разговор о повышении тарифа», — сказал Алексей Орлов.

Обновление транспорта

В этом году администрация надеется, что на обновление автобусного и трамвайного парка федеральные власти выделят средства по новой программе общественного транспорта, о которой президент Путин объявил 29 февраля. Всего из федерального бюджета регионам выделят 150 млн рублей, и мэрия ждет, что какая-то часть достанется и Екатеринбургу.

А пока деньги не выделены, у властей есть планы обновить трамвайный парк по концессионным соглашениям, таким способом чиновники планируют закупить подвижной состав для ветки в Академический. Сейчас в район ходят старые трамваи маршрута № 1.

Возвращать «единицу» обратно жителям ВИЗа власти пока не будут. Мэр обосновал это тем, что трафик в Академический довольно большой — около 16 тыс. пассажиров в день. Но чиновник не привел статистику, сколько горожан ежедневно пользовались трамваем № 1, когда он ездил на ВИЗ.

«Да, были жалобы, что приходится делать лишнюю пересадку, но эти жалобы не носили массовый характер», — добавил Орлов. 

Фото: Елена Елизарова / It’s My City

Общественный транспорт Екатеринбурга часто подвергается критике. Вице-президент Международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта (МАП ГЭТ) Владимир Федоров назвал транспортную систему города примером того, как делать в XXI веке не надо. Подробнее его позицию читайте здесь

Проблема с транспортом усиливается тем, что у «Гортранса» не хватает собственных средств. По данным системы проверки контрагентов «Руспрофиль», по итогам 2022 года ЕМУП «Гортранс» при выручке 4,6 млрд рублей получил 237 млн рублей чистого убытка. Из-за долгов налоговая блокировала счета «Гортранса», а чтобы справится с задолженностью, в городском транспорте повысили проезд.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: