Статьи за «дискредитацию армии» действуют в России уже почти два года — столько же, сколько продолжаются военные действия в Украине. За это время в суды одной только Свердловской области поступили 255 административных и три уголовных дела о «дискредитации». И чем больше наказывают людей, тем меньше они стремятся публично высказываться о войне, за 2023 год в суды поступило на 40% меньше административных дел, чем в 2022 году (93 против 157).
Чаще всего поводом для составления протоколов становятся посты, комментарии и даже лайки в социальных сетях (в том числе запрещенных и заблокированных). Но в прошлом году жителей региона также наказывали за неосторожные беседы, искаженную букву Z на гараже и надписи в подъездах. За что еще штрафуют жителей региона и как это влияет на антивоенные протесты, подробнее рассказываем в этом тексте.
Какие соцсети чаще всего привлекают внимание силовиков?
Административные дела, которые суды рассматривали в прошлом году по этой статье, как правило, были возбуждены за комментарии во «ВКонтакте», Facebook* и «Одноклассниках». По словам председателя Свердловского областного суда Владимира Дмитриева, в 2023 году за «дискредитацию армии» 74 человека получили административный штраф. В подавляющем большинстве случаев судьи назначали минимальный штраф — 30 тысяч рублей.
В Богдановиче инвалид второй группы Виталий Щипачев получил 30 тысяч рублей штрафа за комментарий под новогодним обращением Путина 1 января 2023 года. Начинался он с таких слов: «Никакого позитива на НГ, один негатив только». Полный текст комментария, который нашел сотрудник УФСБ по Свердловской области Попов А.Е., не приводится. В паблике он удален.
Силовики активно мониторят запрещенные и заблокированные в России Facebook Instagram*. Так, в январе 2023 года на 30 тысяч оштрафовали директора Музея истории Екатеринбурга Игоря Пушкарева за антивоенный пост в Facebook, который тот выпустил еще в начале «спецоперации». Позже Свердловский облсуд отменил это решение.
30 тысяч штрафа присудили Елизавете Ельцовой, которая вела в Instagram аккаунт украинского актера (его имя в решении суда обозначено как М.Ж., возможно, речь о Михаиле Жонине). Женщина заявляла, что передавала права на ведение аккаунта другому человеку, но сохранила доступ к нему и была оштрафована.
Штрафовали и за публикации в телеграм-каналах. Судья Верх-Исетского суда Екатеринбурга Лада Никитина оштрафовала на 45 тысяч рублей блогера Александра Романенкова, который снял на телефон автобус с «Z» и надписью «Своих не бросаем». На видео он прокомментировал эти наклейки (из постановления суда фразы удалены) и отправил ролик в канал «Труха Украина». Вскоре решение отменили, но в июле Верх-Исетский районный суд повторно оштрафовал видеоблогера. В сентябре Романенкова оштрафовали еще на 30 тысяч, за что именно, неизвестно.
В самом конце года за антивоенные посты во «ВКонтакте» судья Ленинского суда Екатеринбурга Владимир Ушаков оштрафовал на 30 тысяч рублей градозащитника Олега Букина. Пожаловался на него екатеринбургский шансонье Александр Новиков. До этого Букин добился признания памятником архитектуры дома № 38 на улице Малышева, в котором Новиков владеет помещениями.
Штрафы за лайки, рисунки на гаражах и разговоры в лагерном бараке
Силовики находили «дискредитацию армии» не только в постах и комментариях, но и в лайках. Например, в апреле 2023 года судья Верхотурского суда Алексей Ладыгин оштрафовал местного жителя Игоря Лазарева на 30 тысяч рублей за то, что тот лайкал в «Одноклассниках» оппозиционные ролики, среди которых было видео журналиста и ведущего «Дождя»** Михаила Фишмана**.
В Богдановиче на 40 тысяч рублей оштрафовали Виктора Калюжного за пять репостов на личную страницу в «Одноклассниках». Защита Калюжного настаивала, что в материалах дела нет доказательств, подтверждающих, что аккаунт принадлежит именно ему.
На минимальные 30 тысяч рублей штрафовали и тех, кто или говорил с другими на тему «спецоперации», или писал антивоенные надписи на гаражах или на стене в подъезде.
Так, 6 марта 2023 года Верхотурский суд оштрафовал заключенного из Новой Ляли Сергея Ивашко. Он высказывался о «спецоперации» как об «оккупации» Украины Россией в разговорах с другими заключенными в бараке. Соседи по отряду подтвердили силовикам, что Ивашко действительно так говорил. Ивашко, следует из решения суда, беженец из Украины. Данных о том, по какой статье отбывал срок Ивашко, найти не удалось.
«Осужденный высказывал фразы, что Россия оккупировала его страну, а он хочет домой, но из-за войны не может уехать, Россия обещала ему 100 тыс. руб., так как он беженец, но денег ему не дали. Еще высказывался, что Россия специально воюет на Украине, чтобы оккупировать Украину. Об этом Ивашко С. А. высказывался в присутствии около 30 человек», — говорится в решении суда.
Такой же штраф 1 февраля получил в Богдановиче Павел Гамула, который пьяным написал в подъезде украинское приветствие («С**** Украине, Россия о******»). В Качканаре суд на ту же сумму оштрафовал Александра Брузгина за пиктограмму на гараже, сравнивающую латинскую Z со свастикой. Рисунок мужчина сделал из мести знакомому.
Штрафы журналистам и редакторам сайтов
В 2023 году свердловские суды рассмотрели несколько дел на журналистов и редакторов. Летом 2023 года судья Андрей Дунаев оштрафовал на 30 тысяч рублей редактора сайта «Ревда-инфо» Валентину Пермякову. Она опубликовала новостной пост про обстрел Умани, где погибли 23 человека, допустив в нем утверждение, что этот город обстреляла Россия. Минобороны РФ подтверждало только факт обстрела «высокоточным оружием». Пост оперативно удалили, но от штрафа женщину это не спасло.
7 сентября Кировский суд Екатеринбурга оштрафовал юрлицо издания «Вечерние ведомости» на 245 тысяч рублей, а 5 октября уже его директора Гузель Аиткулову на 110 тысяч рублей. 12 октября суд назначил 195 тысяч рублей штрафа главреду издания Владиславу Постникову. Суммарно в 2023 году «Вечерние ведомости» и его должностные лица были оштрафованы на 550 тысяч рублей по статье о «дискредитации армии».
Формальным поводом для административных дел стали публикации «Вечерних ведомостей» об антивоенных акциях, которые проходили в Екатеринбурге с 24 по 26 февраля и 2 марта 2022 года. При этом за большинство публикаций издание уже штрафовали в прошлом году — тогда сумма штрафов составила 450 тысяч рублей.
Большие штрафы получило екатеринбургское общество «Мемориал»** — с начала 2023 года его дважды штрафовали на 300 тысяч рублей по жалобе Анны Коробковой, известной массовыми доносами. Отдельно суд также оштрафовал на 100 тысяч рублей председателя общества Алексея Мосина как должностное лицо. Все протоколы силовики составили за публикации на сайте «Уральского Мемориала», к которому екатеринбургский «Мемориал»** отношения не имеет, утверждает Мосин.
На 40 тысяч рублей была оштрафована и редактор паблика «Подслушано в Лесном» Ксения Лось. Женщину обвинили в том, что она опубликовала в новостной ленте антивоенный пост местного жителя Николая Гребцова. Публикацию обнаружили сотрудники УФСБ по Свердловской области. Самого Николая оштрафовали на 30 тысяч рублей.
В середине февраля 2024 года в Краснотурьинский суд поступило административное дело о «дискредитации армии» в отношении медиахолдинга «ВК-медиа» журналиста Александра Арцыбашева. В него входят газеты «Вечерний Краснотурьинск», «Вечерний Карпинск», «Глобус», которые выходят в четырех городах на севере области.
Что именно стало поводом для возбуждения дела, в редакции не знают. По версии Justmedia, заявления на холдинг, который 2 марта 2022 года уже штрафовали на 1,5 млн рублей за газеты с пацифистскими обложками, писал в том числе покойный политтехнолог Эдуард Худяков.
«Зачем нам, поручик, чужая земля?» Уральцы продолжают выходить на улицу
Несмотря на общий спад протестной активности, жители Екатеринбурга продолжали выходить в одиночные антивоенные пикеты в январе, марте, июне и августе, отмечает медиа о гражданских активистах Activatica.
В конце 2022 года екатеринбуржец Зульфат Гафаров вышел в антивоенный пикет вместе со своей женой Алисой. Их фото с плакатом возле елки в Академическом выложили в антивоенном телеграм-канале, после чего полиция вычислила пару по записям с видеокамер и составила на них протоколы о «дискредитации». В январе 2023 года их оштрафовали суммарно на 70 тысяч рублей.
22 февраля того же года полиция задержала на площади 1905 года Дмитрия Глухова. У него в руках был плакат «Слова нет, а [„спецоперация“] есть». Мужчину задержали, а Верх-Исетский суд Екатеринбурга оштрафовал его на 45 тысяч рублей. 1 марта он вышел на акцию снова, получив такой же штраф.
В конце апреля неизвестный мужчина вышел в одиночный пикет с плакатом «#ЗаМИР». Он простоял на площади 1905 года больше часа.
1 мая полиция в Екатеринбурге задержала сразу трех девушек: сестер Анну и Надежду Сайфутдиновых в парке 50-летия ВЛКСМ, а также Татьяну Камчатову на площади 1905 года. Анна и Надежда вышли с плакатами, на которых было написано «Миру — мир». Позже Анну оштрафовали на 45 тысяч рублей. 1 июня она снова вышла в одиночный пикет на Вайнера.
По данным картотеки Верх-Исетского суда, 45 тысяч рублей штрафа получил Дмитрий Рыков. Он стоял в одиночном пикете на площади 1905 года с плакатом «Зачем нам, поручик, чужая земля? Вон из Украины».
22 октября активисты «Молодежного Яблока» в Екатеринбурге смогли провести массовый пикет против возобновления ядерных испытаний. Это случилось после того, как Госдума приняла законопроект о дератификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ).
Мероприятие проходило в парке имени 50-летия ВЛКСМ (который на тот момент был гайд-парком, где такие пикеты можно проводить без согласования), активисты за неделю уведомили о нем министерство общественной безопасности, поэтому на пикете никого не задержали. Однако полиция тогда запретила участникам разворачивать плакаты со знаком «пацифика» и словами «нет ядерной вобле», рассказал It’s My City один из активистов.
В декабре Верх-Исетский суд оштрафовал жителя Екатеринбурга Эмиля Мутыгулина, который на парковке у ТЦ «Мега» стоял с плакатом «Остановите [фамилия вырезана]». Судья Лада Никитина оштрафовала его на 45 тысяч рублей.
В целом выходит, что за антивоенные пикеты судьи выносят более строгие наказания, чем за комментарии в интернете, рисунок на гараже или разговоры в лагерном бараке.
Мат в протоколе и ошибки полицейских: удавалось ли кому-то из протестующих избежать преследования
Суды первой инстанции за два года «спецоперации» прекратили производства только по девяти делам о «дискредитации армии». Все они были закрыты по формальному основанию — истек трехмесячный срок давности для привлечения к ответственности. 42 протокола суды вернули составителям (полиции и ФСБ) из-за ошибок в протоколе.
Среди ошибок мат в протоколе или отсутствие пометки, что обвиняемому разъяснили права и обязанности. Все протоколы, которые суды возвращали, силовики исправляли, составляли заново и вновь отправляли в суды.
Например, в 2022 году в Нижнесергинский суд Свердловской области поступили пять протоколов о «дискредитации армии» на учительницу истории из деревни Уфа-Шигири Нижнесергинского района Наталью Костюкевич. Ее обвиняли в том, что она осудила «спецоперацию» на уроках перед учениками седьмого и девятого классов. Два протокола судья возвращал полиции: силовики опросили лишь двух школьников из каждого класса без их родителей. В некоторых показаниях были незаверенные исправления.
В итоге судья Александр Николаев закрыл дело по одному из протоколов, потому что полиция перепутала дату урока истории у учеников девятого класса. С третьей попытки учительницу оштрафовали суммарно на 30 тысяч рублей за две антивоенные реплики: по 15 тысяч за каждую. Оба решения вынес тот же судья Александр Николаев.
«Во время урока истории 05.03.2022 Костюкевич Н.В. осуждала действия президента РФ за то, что он под видом учений ввел на территорию Украины наших военных, которые там умирают», — говорится в одном из судебных актов. Из него также следует, что показания против учительницы дали родители учеников.
В отношении учительницы рисования из Арамиля Дарьи Сергеевой силовики отправили в суд два административных дела, одно из них в сентябре 2022 года вернули обратно из-за того, что протокол оформили «неправомочные лица». По второму делу в ноябре 2022 года судья Александр Транзалов оштрафовал учительницу на 15 тысяч рублей за то, что она сделала антивоенные надписи на избирательном бюллетене. Суд признал «дискредитирующей» только надпись «Путина под суд», отмечало «Радио Свобода»**. После этого девушку стали травить, а ее личные данные попали в открытый доступ. Тексты решений по Сергеевой суд не опубликовал до сих пор.
В апелляции за почти два года существования статьи о «дискредитации армии» удалось закрыть только четыре дела из 119, поступивших в суд. Еще три были отправлены на новое рассмотрение.
— Доказать невиновность в суде по данной категории дел попросту невозможно. Все оправдательные постановления в итоге отменялись вышестоящими судами. Крайне редко административные дела прекращались по формальным основаниям из-за нарушения процедуры, после чего полиция сразу проводила «работу над ошибками», — считает адвокат Георгий Краснов.
Уголовки вслед за административкой
За два года существования в Уголовном кодексе РФ статьи о повторной «дискредитации армии» (280.3 УК РФ) в суды региона поступили три таких уголовных дела. Первое рассмотрел Верхотурский суд.
Подсудимым был местный житель Евгений Пинчук. В самом начале военных действий в марте 2022 года его уже штрафовали на 35 тысяч рублей за антивоенные комментарии во «ВКонтакте». Тогда штраф он не оплатил, из-за чего его отправили на обязательные работы.
В октябре 2022 года Пинчука снова вызвали в суд, в этот раз за статью на странице «ВКонтакте» под названием «Бог поругаем не бывает». Опубликовал ее пользователь «Иеромонах Никандр», которого следствие связало с Пинчуком.
В чем именно заключалась «дискредитация армии», неизвестно. Судья Алексей Ладыгин рассмотрел уголовное дело в особом порядке, без исследования доказательств — об этом просил сам Пинчук и его адвокат. В итоге суд приговорил Евгения Пинчука к 100 тысячам рублей штрафа с рассрочкой в 10 месяцев. До приговора мужчина оставался на свободе, в СИЗО его не помещали.
Второе уголовное дело — это «дело Ройзмана». После начала «спецоперации» бывший мэр Екатеринбурга получил три штрафа по статье о «дискредитации», а в августе 2022 года его задержали. По версии следствия, Ройзман в июльском стриме назвал «спецоперацию» «войной», а символ Z — «зигой», которую размещают «[идиоты]».
Судья Октябрьского суда Николай Тараненко оштрафовал Ройзмана на 260 тысяч рублей, штраф ему удалось собрать за сутки. С тех пор Евгений Ройзман не ведет эфиры, практически не активен в соцсетях и ограничивается личными приемами в Фонде Ройзмана.
Еще одно дело на днях поступило в Тагилстроевский суд Нижнего Тагила. Фамилия, имя и отчество обвиняемого пока скрыты.
По-прежнему расследуется (еще не поступило в суд) дело о повторной «дискредитации» в отношении учительницы рисования Дарьи Сергеевой из-за акции в годовщину «спецоперации». Прошлым летом в ее квартире прошли обыски, после чего Сергееву отвезли на допрос в Сысерть, а затем отпустили под подписку о невыезде. Девушка смогла уехать из России, а суд ее заочно арестовал.
Антивоенная эмиграция — следствие наказаний за слова
Уральские правозащитники и адвокаты, которые защищали обвиняемых в «дискредитации армии», считают, что к 2023 году из России уехали многие активные граждане.
— В 2022 году из России уехали многие из тех, кто выражал свое мнение открыто и прямо, не соглашаясь с происходящим. Оставшиеся постепенно перестали выражать мнение в публичном пространстве из соображений элементарной безопасности. Лишь единицы продолжают жить в России и высказываться в пацифистском ключе, творчески используя эзопов язык, — считает адвокат Георгий Краснов.
По официальной статистике, за первый год «спецоперации» регион покинули 18 тысяч 307 человек. По итогам года это дало миграционный отток: из Свердловской области уехали на 5 тысяч 132 человека больше, чем приехали, подсчитал Свердловскстат.
Чаще всего жители Свердловской области переезжали в страны СНГ. Так, в страны ближнего зарубежья уехали 15,7 тысячи человек, в другие зарубежные страны, среди которых и Европа, 2,6 тысячи. В целом из России, по данным The Economist, в 2022 году на фоне «спецоперации» уехали от 817 до 922 тысяч человек. К январю 2023 года Германия выдала 679 гуманитарных виз гражданам России, которые преследуются за антивоенную позицию, писало DW**. Это больше, чем любая другая страна Евросоюза.
«Охлаждающий эффект»
Оставшиеся россияне стали все меньше высказываться против военных действий. В разговоре с It’s My City Качанов назвал это «охлаждающим эффектом» от того, что любое неугодное мнение может считаться незаконным.
— Люди, которые остались в России, лишний раз даже боятся говорить. И не только в отрицательном ключе, а вообще. Знаю по своим знакомым или родственникам. Появляется страх у людей, сопоставимый со страхом в сталинские и в целом советские времена политических репрессий, — считает адвокат Роман Качанов.
Георгий Краснов рассказал It’s My City, что подобного эффекта получилось достичь, потому что суды часто встают на сторону силовиков без проведения экспертизы, признавая «дискредитацией армии» что угодно: от лозунгов «Нет в***е», (даже если имеется в виду вобла) до песен Высоцкого, включенных на большой громкости, и новостей об Украине. А те, кто подвергался штрафам, сталкивались еще и с проблемами по работе или учебе: студентов отчисляли из вузов, сотрудников увольняли.
Вдобавок в марте 2023 года депутаты Госдумы ужесточили уголовную статью о повторной «дискредитации армии». Теперь за это можно попасть в колонию на срок до пяти лет. То есть преступление переходит из разряда «легких» в «средние», а по обвинению в нем человека могут отправить в СИЗО.
— Теперь привлечение к административной ответственности стало справедливо восприниматься, как шаг в сторону тюремного заключения, — отмечает Краснов.
Силовики по-прежнему внимательно следят за антивоенными высказываниями, говорит адвокат правозащитного проекта «ОВД-Инфо»** Артем Шульман. Только за первые два месяца 2024 года в суды Свердловской области поступили пять дел по этой статье.
Сформировавшуюся самоцензуру на фоне этого частично доказывает и судебная практика. Например, в Нижнесергинский суд после штрафов учительнице истории из деревни Уфа-Шигири Наталье Костюкевич не поступило ни одного дела о «дискредитации армии». А в девять свердловских судов, которые в 2022 году рассматривали дела о «дискредитации армии», в 2023 году не поступило ни одного нового дела по этой статье.
*Входит в корпорацию Meta, признанной экстремистской и запрещенной в России
**Минюст РФ считает их «иноагентами»
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.