Буддисты живут на Среднем Урале почти 30 лет. Долгое время яркой достопримечательностью Свердловской области оставалась гора Качканар — на ее вершине находился единственный в регионе монастырь буддийской общины «Шедруб Линг». Каждый год туда поднимались десятки тысяч туристов и верующих со всей России.
В разное время в монастыре жили от пяти до 30 человек. Все изменилось в 2022 году. Тогда после долгих судебных тяжб Качканарский горно-обогатительный комбинат под управлением ЕВРАЗа снес постройки общины, чтобы они не мешали работам на горе, а буддисты спустились в поселок Косья у подножия.
Некоторые местные жители встретили их с недоверием и злостью, но буддисты смогли наладить быт, принимают паломников, собирают деньги на строительство нового храма. И не теряют надежды, что однажды вернутся на гору, где еще остались их святыни.
Поселок Косья от Екатеринбурга отделяют 269 километров. От ближайшего к поселку города Качканар добираемся по извилистой трассе сквозь густые, заснеженные ели. Ехать по дороге больше 50 километров в час тяжело, она в плохом состоянии.
При въезде в поселок в глаза сразу бросаются заброшенные дома. Здесь едва ловит связь, а на улицах собаки встречаются чаще, чем прохожие. В поселке до сих пор работает школа, детский сад, есть фельдшерско-акушерский пункт и два магазина.
Год назад здесь поселилась и буддистская община, которой пришлось спуститься с горы Качканар. Дома буддистов выделяются среди других лишь разноцветными флажками с мантрами.
По дороге к домикам нас встречает крепкий мужчина средних лет. Это Василь Абузаров, который состоит в общине еще с нулевых. Следуем за ним в дом, чтобы на время спрятаться от декабрьских морозов.
Во дворе у него сооружена специальная будка с подогревом, из которой выглядывает огромный рыжий кот.
Как буддисты вообще оказались на Урале
— Наша община появилась вокруг учителя Тендзина Докшита (Михаила Санникова — прим. ред.), который должен был по заданию его учителя построить монастырь на середине Урала. Он нашел гору Качканар, похожую на описание монаха, а вокруг него после образовалась община, — рассказывает Василь.
На горе в 1995 году начали строить первый буддистский монастырь на Среднем Урале. Целый год лама Докшит провел в каменных работах на горе, заготавливая материал для будущей каменной кладки. Спустя два года у него появились первые ученики, которые стали помогать в строительстве. Назвали место Шад Тчуп Линг (Шедруб Линг) — «святилище для обучения и практики». Монастырь с похожим названием есть в Непале.
Но буддисты жили на Урале и за много лет до этого. Впервые они поселились здесь в конце XVII века, тогда исповедующие буддизм калмыки кочевали из Джунгарии (ныне территория Китая) и Восточного Казахстана в Нижнее Поволжье через земли нынешнего Северного Казахстана и уральские степи. Правда, прожили они тут недолго, потому что закрепились на землях по Волге.
Второй раз буддисты придут на Урал через сотню лет. Часть калмыков к тому времени присоединятся к Оренбургскому и Уральскому казачьим войскам, охраняющим южные рубежи Российской империи. К концу XIX века на Южном Урале будет проживать несколько тысяч калмыков, тайно или открыто исповедующих буддизм.
После прихода советской власти уральских калмыков стали переселять в новообразованную Калмыцкую автономную область, тогда восточные народности, у которых не было своих территорий, направляли в специально созданные автономии. Поэтому буддисты покинут Урал еще почти на один век.
«Тут мы стараемся не врать, а в городе легче поддаться этому желанию»
Сейчас община «Шедруб Линг» расположилась в Косье, что у подножия горы. Раньше тут кипела жизнь, жители добывали золото и платину, а теперь в поселке живет не более 300 человек. Василь переехал в Косью с семьей несколько лет назад, а буддизм исповедует уже много лет.
— Я работал заместителем начальника отдела, который занимался ремонтом средств связи для пожарных в Екатеринбурге. Моя будущая жена уже была в буддистской общине. В 2006 году она позвонила мне и попросила довезти продукты на гору Качканар. Тогда я был человек оседлый, никогда никуда не ездил и подумал: «Блин, а почему бы и нет?»
Собрал рюкзаки, взял билет на автобус, приехал на станцию, в Качканаре затарился в магазине и пошел пешком в гору. В итоге мой стиль жизни дал о себе знать, и из 13 километров я прошел только два. По пути меня перехватили на машине и помогли подняться.
С тех пор я стал посещать общину чаще. Каждый раз присматривался, совпадают ли наши взгляды, а то вдруг это жуткая секта, поклоняющаяся камням. Поначалу я просто помогал, а потом начал делать практики и читать буддийские книги.
В итоге мы переехали в поселок всей семьей лет пять назад. Когда начинаешь изучать буддизм и применять его в своей жизни, становится крайне тяжело в городе, где тебе постоянно приходится контактировать с большим количеством людей, которые движутся в другую сторону. Тут мы стараемся не врать, а в городе легче поддаться этому желанию. Ты меняешься сам и окружающие условия уже не подходят, — рассказывает Василь.
В буддистской общине в Косье постоянно проживают порядка 20 человек, включая детей. Всех их объединяет учитель Тендзин Докшит. Некоторые верующие благодаря общине даже смогли найти себе пару.
— Мы первая семья, которая сюда переехала. В общине я с 2008 года. Раньше тоже жила в Екатеринбурге, но в городе стало скучно. Позднее тут я обрела семью, даже наша свадьба была в монастыре, а теперь у нас четверо детей, — рассказывает одна из участниц общины.
У общины несколько деревянных домиков, построенных в 1940-е, хостел для паломников и туристов, юрта, купольный дом для проведения обрядов и занятий йогой. Однако до 2022 года все было по-другому.
Как община лишилась монастыря
До прошлого года буддисты проводили обряды и медитации в монастыре на горе Качканар. Там же был дом йоги, два помещения для затворничества, чайный домик, учебный класс, библиотека, столовая и жилые помещения и хозяйственные постройки. Сюда приезжали верующие со всей России, а также учителя из Непала, Монголии и других стран. Но под давлением государства и горнодобывающего бизнеса общине пришлось уйти с горы.
— В начале строительства монастыря земля принадлежала государству. Мы просили дать нам наш кусочек с комплексом в пользование. На тот момент там не было заповедной или особо охраняемой зоны. Также мы получили документы, что под монастырем нет запасов золота, нефти и каких-то других полезных ископаемых, — рассказывает Василь.
В конце нулевых горой заинтересовалась горнодобывающая компания ЕВРАЗ, точнее, ее горно-обогатительный комбинат «Ванадий». Промышленники хотели начать здесь разработку месторождения титано-магнетитовых железных руд. Место нужно было металлургам, так как у них иссякали запасы на старом Гусевогорском месторождении.
— Долгие годы мы отправляли запросы на выделение земли (чтобы узаконить монастырь на горе — прим. ред.), но нас постоянно перенаправляли из отдела в отдел. Ни одно из ведомств не давало официального отказа. Пока продолжалась бюрократическая волокита, у комбината появился проект на разработку, — объясняет представитель общины.
Между буддистами и ЕВРАЗом возник спор из-за горы Качканар. В 2012 году представители общины писали письмо президенту с просьбой помочь сохранить монастырь, но получить помощь не удалось. В 2014 году Качканарский городской суд постановил снести буддистские постройки.
Несмотря на решение суда, община долгое время оставалась на горе. Расположение храма было им на руку — специальной технике было тяжело добраться на вершину. Но в 2016 году власти начали готовиться к выселению буддистов, тогда при областном правительстве создали рабочую группу по сохранению культовых объектов на горе Качканар. Вышло наоборот, группа заказала религиоведческую экспертизу, авторы которой пришли к выводу, что на вершине нет значимых объектов.
«Ее сделали без каких либо контактов с нами, без выезда на место и, по существу, только из знакомства с содержанием нашего старого сайта. Рабочая группа сочла возможным свернуть всякие попытки достижения целей, ради которых она была создана, сделав вид, что культовых сооружений на горе Качканар будто бы нет вовсе», — писали представители монастыря.
В 2020 году буддийская община, ЕВРАЗ и правительство Свердловской области подписали трехстороннее соглашение, по которому члены религиозной организации могли посещать гору с монастырем в выходные по специальному графику. В будни ЕВРАЗ проводил взрывные работы на горе, разрабатывая месторождение.
Позже буддисты заявили, что прекращают соглашение, а власти обвинили членов общины в том, что те не покидают гору на время взрывных работ, нарушая договоренности. После переговоров с властями и промышленниками верующим выделили участок для строительства нового буддистского комплекса у подножия горы в Косье. Спонсоры, которых нашли власти, купили для общины земельные участки с постройками.
В марте 2022 года монастырь на горе Качканар снесли. Сейчас там остались только статуя Будды, ступы и входные ворота. Буддисты хотели судиться с вице-губернатором Свердловской области и компанией, чтобы те обязались сохранить памятники, но суд отказал им в иске.
Василь отмечает, что теперь добраться до святынь на горе можно только с разрешения охраны ЕВРАЗа. Запрос на посещение вершины также нужно оставлять заранее.
— Доступ к ним у нас есть через пост охраны, но для этого нужно оставлять заявку заранее. Конечно, это очень осложняет нашу деятельность, ведь на гору часто ездят туристы, нужно собирать и отправлять данные с каждого гостя.
Наша позиция была простой — ведите разработки, но законсервируйте наши постройки и оставьте как есть. В ЕВРАЗе сказали, что на горе находиться опасно, так как идут взрывные работы. При этом на горе круглые сутки находятся охранники, удивительно, что на них меры безопасности не распространяются, — отмечает Абузаров.
«Многие восприняли наш приезд как вторжение на свою территорию»
Переезд общины в Косью случился в начале 2022 года. Василь отмечает, что в тот момент было тяжело находить средства для развития общины.
— После того, как мы переехали вниз, у людей был период шока, особенно тогда, в 2022 году, когда начались небезызвестные события.
Кроме того, буддистов не сразу приняли местные жители. Кто-то просто говорил о том, что все они сектанты, а кто-то даже ломал имущество общины.
— Как только мы сюда переселились всем скопом, многие восприняли наш приезд как вторжение на свою территорию. Тут такие слухи о нас ходили, даже у нас волосы шевелились. Кто-то просто пакостил. К примеру, мы сделали знак для гостей, где можно поставить машину. В итоге его повалили. Лично тоже высказывали всякое, к примеру, что мы секта. Но что поделать?
По большей части здесь живут люди в возрасте, им тяжело это все принять. Но есть те, кто помогает. Они понимают, что активные люди — это всегда хорошо, нежели те, кто ходит по подворотням и валяется под забором, — рассказывает Абузаров.
Несмотря на сложности, в общину продолжают приезжать паломники и туристы. Сейчас команда организует многодневные ретриты с учителями и настоятелями. Это духовные практики, которые обычно длятся три дня. Все это время люди читают молитвы, занимаются йогой, медитируют, беседуют с учителями и дают обеты.
— После сноса монастыря у нас почти не было построек для мероприятий. Пришлось возвести юрту. Сейчас людей, приезжающих на ретриты, стало больше. За последний год мы успели провести около 20 встреч, где было примерно 200 человек. Мы продолжаем сотрудничать с общинами из Челябинска, Тюмени и других городов, а летом к нам приезжали волонтеры из Москвы и Санкт-Петербурга, — говорят буддисты.
Община готовит документы для нового храма в Косье. На его строительство уйдет несколько миллионов. Деньги буддисты намерены собирать с помощью донатов. Помочь им можно по ссылке.
— Сейчас находятся спонсоры, которые берут на себя оплату какого-либо счета. Как только мы получим разрешение на строительство храма, закупим бетонные блоки для фундамента, — рассказывает Василь.
Буддистов вполне устраивает территория в Косье. Но они не теряют надежд вернуться на гору спустя годы, когда ее ресурсы иссякнут и промышленники потеряют к ней интерес.
— Возвращение на гору будет неизбежным. Мы вообще движемся параллельными путями: одни хотят заниматься ресурсами земли, вторые просвещением. Когда закончатся интересы одной группы людей, там продолжатся наши интересы, — считает Василь.
— Все мечтают о счастье. Вопрос: как стать счастливым? Этот запрос видно в процессе. Дети захотят разрисовать кашей подушку, и они это сделают. А многие взрослые хотят чего-то, но у них не получается. Надо взаимодействовать с миром так, чтобы к тебе приходило счастье, с изучением буддизма это приходит.
Когда в мире происходит дикость, нужно заниматься своим духовным развитием. Потому что на внешние беды ты почти не сможешь никак повлиять. В ближайшем окружении тоже можно что-то изменить, — заключает Василь.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.