«Мы живем в реальности, когда за слова можно получить больше, чем за убийство»

Как (не) надо себя вести во время обыска, досмотра или задержания силовиками. Советы адвоката

10 июля, 15:25, 2023г.    Автор: Мария Рубинина

Представьте: вы спокойно собираетесь рано утром на работу или учебу, спланировали дела на вечер, но все рушится из-за внезапного, громкого и очень настойчивого стука в дверь. Вы понимаете, что к вам пришли с обыском. Любой человек растеряется и начнет паниковать, если не будет знать, как себя вести и что с ним будет дальше. Но даже к этому экстремальному моменту можно подготовиться, утверждает адвокат Георгий Краснов. На паблик-токе от проекта «Пространство политика» защитник рассказал, как нужно и не нужно действовать в таких неожиданных ситуациях с силовиками, а также поделился своими наблюдениями о судопроизводстве по политическим статьям. 

Георгий Краснов. Фото: Саша Зубковский / It’s My City

Георгий Краснов — екатеринбургский адвокат по уголовным и административным делам. Представлял интересы «Вечерних Ведомостей», когда руководство издания и главного редактора Владислава Постникова судили за «дискредитацию» армии. Также Георгий защищал фронтмена группы «Курара» Олега Ягодина на суде, а сейчас занимается защитой подростков, переживших насилие в спецшколе № 124.

По каким политическим статьям чаще всего судят россиян

— За последние полтора года над нами сгустились тучи: в Уголовном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях появилось немало «прекрасных» статей. Самые известные из них — это «дискредитация» Вооруженных Сил РФ (статья 20.3.3 КоАП РФ) и распространение «фейков» о российской армии армии (статья 207.3 УК РФ). Еще одна политическая статья связана с присоединением к России новых территорий в прошлом году. Если вы высказываетесь о том, что это совершено незаконно или неправильно, то вас могут обвинить в посягательстве на территориальную целостность страны (статья 280.1 УК РФ). Если вы, к примеру, опубликовали свои размышления у себя на странице во «ВКонтакте», то есть публично, то вам грозит до 5 лет лишения свободы. 

Раньше это были преступления небольшой тяжести. По закону тебя не могли лишить свободы, если ты совершил нетяжкое преступление в первый раз в жизни. Но на сегодняшний день санкцию изменили, и теперь за военные фейки и повторную дискредитацию могут сначала арестовать, а затем посадить на 5 лет и более.

Фото: Елена Елизарова / It's My City

Когда читаешь новости, кажется, что сейчас по политическим статьям судят повально. На самом деле, это очень небольшой процент от общего количества административных и уголовных дел. Но исход по политическим делам зачастую известен: тебя признают виновным и приговаривают к наказанию. Мы живем в той реальности, когда за слова можно получить несоразмерное наказание, даже больше, чем за убийство.

Почему суды никогда не встают на сторону обвиняемых

— За все время существования статей о дискредитации не было ни одного оправдательного решения по таким делам. Да, было случаи, когда прекращали административное производство, но это было связано с процессуальными нарушениями: кого-то из участников процесса не уведомили, неправильно составили документы и так далее. Не было еще такого, чтобы суд пришел к выводу: «Эта фраза не является дискредитацией Вооруженных Сил РФ».

Чаще всего судья остается на стороне прокурора. В девяностые и нулевые годы суд был независимым арбитром, который выслушивает доводы двух сторон и дает им условия для работы, а затем выносит решение. По непонятным причинам с нулевых годов у нас идет деградация в сторону правовой системы Советского Союза, где суд был «наконечником» копья возмездия в отношении разбойников и бандитов. 

Первая причина, почему так происходит — судье стало крайне невыгодно выносить оправдательные приговоры. Более 50% таких приговор отменяются в апелляционных инстанциях. Если судья выносит оправдательный приговор, то с большой вероятностью он подставляет самого же себя: во-первых, прокуратура всегда обжалует оправдательный приговор; во-вторых, судью, вынесшего такой приговор, могут обвинить в коррупции (последуют проверки не только в отношении самого судьи, но и всего суда, его председателя) и так далее. Поэтому есть механизм псевдооправдания в российском уголовном процессе. Например, судья возвращает дело прокуратуре.

Фото: Марина Молдавская / It's My City

Вторая причина — большая загруженность районных судов. Судьям физически не хватает времени разбираться, они работают по инерции, впоследствии выносят те приговоры, которые для них безопасны. Другое дело — военные суды, где загруженность очень низкая, поэтому судьи читают каждое дело. Только начался процесс, а он уже знает позицию прокурора, позицию адвоката и подзащитного, он прочитал все дело. То же самое в следственном управлении на транспорте. За счет того, что дел мало, судьи в них нормально разбираются. 

Что делать в этой ситуации? Исправить ее могут, увы, только власти. Необходимо тратить деньги на увеличение количества судов и судей, нужно повышать качество работы следствия и суда за счет их разгрузки. Тогда мы получим качественное правосудие. 

Как себя вести с сотрудниками правоохранительных органов

Если вы находитесь в «зоне риска» (из-за правонарушений, о которых мы говорили выше), то рекомендую обзавестись телефоном iPhone. Возможно, кто-то сочтет это за рекламу, но статистика и реальность такова, что все телефоны (кроме iPhone начиная с X модели) легко взломать. Если у вас Android и его отобрали следователи, то смартфон вскроют, даже если стоял пароль. Чтобы вскрыть и расшифровать iPhone силовикам нужно больше трудозатрат и времени. 

На вашем телефоне должен стоять шестизначный пароль. Это касается всех смартфонов вне зависимости от марки. Четырехзначные пароли можно подобрать, а с шестизначным это будет сделать сложнее. Ставьте сложные пароли и на других ваших устройствах — планшетах, ноутбуках, ПК.

Фото: Арина Распутина / It's My City

Ни в коем случае не давайте свой пароль от телефона. В Москве очень распространена практика, когда к человеку на улице подходит полиция и просит показать, что у вас в телефоне. К счастью, о подобных случаях в Екатеринбурге я не слышал, но эти практики могут перекочевать и к нам. Но если вдруг вы столкнетесь с таким требованием от полиции, то вы не обязаны давать свой пароль от телефона. Как гласит статья 23 Конституции РФ, у вас есть право на тайну переписки и на неприкосновенность частной жизни. А когда вы отдаете свой пароль и телефон, то вы, по сути, передаете свою профессиональную и личную жизнь в руки силовиков. Ваши данные они могут использовать в своих иногда не самых благородных целях. Также ставьте отдельные пароли на мессенджерах, они должны отличаться от основного пароля на телефоне.

Отключите Face ID и Touch ID на телефоне. Сотрудник полиции или следователь может с легкостью разблокировать ваш смартфон, наведя им на ваше лицо или прижав к нему ваш палец. Если вы заранее не отключили эти функции, то сделать это экстренно достаточно легко: нажмите на кнопку выключения. Даже если вы не выключили телефон, он автоматически отключит функцию Face ID и Touch ID, и в него можно будет зайти только с помощью пароля.

Отключите на телефоне возможность перейти в пункт управления на заблокированном экране. Пункт управления — это панель, на которой можно включить Wi-Fi, Bluetooth или перейти в авиарежим. Эту кнопку первым делом нажмет сотрудник, изъявший у вас телефон. А если телефон окажется не в сети, то стереть данные с iPhone дистанционно не получится.

При общении с сотрудниками правоохранительных органов ведите себя спокойно, не проявляйте агрессию. Также старайтесь вести себя уверенно. Да, быть таким в стрессовой ситуации очень сложно, так как ты боишься неизвестности. Снизить тревогу можно, если заранее почитать, как проходят обыски, что следует за ними, проконсультироваться со своим адвокатом, если он у вас есть. Не показывайте свой страх: сотрудники полиции зачастую довольно тонкие психологи, которые сразу считают вашу неуверенность, «продавливаетесь» вы или нет.

Не верьте угрозам силовиков ни при каких обстоятельствах. Например, если говорят, что вас уволят или выгонят с учебы, но при условии, что вы отдадите телефон и назовете пароль, то с вами все будет хорошо. Также они могут говорить, что действия вашего адвоката могут быть незаконными, что его не нужно слушать, что вы якобы можете сесть из-за его советов. Все это неправда и манипуляции. Главная цель пришедшего к вам сотрудника органов — убедить вас в собственной неправоте, чтобы вы поддались и сделали все, как они хотят.

Фото: Илья Вага / It's My City

Как только вы узнали, что к вам домой пришла полиция (Следственный комитет, ФСБ и т. д.), сразу же звоните адвокату. Если у вас нет знакомого адвоката, то звоните любому человеку, которому вы доверяете. Проблема обысков состоит как раз в том, что следователи или полиция приходят к вам раньше, чем ваш адвокат. Вы остаетесь наедине с людьми, которые настроены к вам враждебно. Именно поэтому важно, чтобы адвокат (вызовете ли вы его сами или это сделают ваши близкие) приехал к вам как можно скорее.

Не открывайте двери до того, как вы кому-либо сообщили о визите силовиков. Поговорите с полицейскими через дверь, продолжайте настаивать на том, чтобы вы дождались своего адвоката. Можете спокойно сказать: «Хорошо, я вас впущу, все вам расскажу, но, пожалуйста, давайте дождемся моего адвоката, он уже едет». Задавайте много вопросов, уговаривайте подождать. Иногда это может подействовать, ведь драгоценна каждая минута. Но если полиция, оперативники, следователь попадут в квартиру и за ними закроется дверь, адвоката уже не впустят внутрь, как бы он ни стучался.

Оттягивайте и избегайте момент вскрытия двери. Для этого не показывайте полиции, что вы однозначно не пустите их внутрь и никак не хотите с ними взаимодействовать. Показывайте, что вы расположены к ними и готовы сотрудничать. В противном случае силовики очень скоро начнут вскрывать дверь, чтобы попасть в квартиру, несмотря ни на что. Если вам уже откровенно начинают вскрывать дверь, откройте ее. Геройствовать за счет двери нет смысла. 

Так произошло во время обысков у учительницы рисования в Арамиле Дарьи Сергеевой. Почитайте, как она пережила этот день.

Ни в коем случае не принимайте ответственные решения в отсутствие адвоката. В момент обысков вы растеряетесь, не сможете принять адекватное решение, на вас могут морально давить и вы уже не будете предоставлены сами себе. Ни на что не соглашайтесь и ничего не рассказывайте, пока ваш защитник не приедет к вам. Квалифицированная юридическая помощь гарантирована вам статьей 48 Конституции РФ.

Держите телефон при себе. Если вам пришли с обыском по делу о дискредитации или фейках, то силовики будут в первую очередь искать ваш телефон. Пока идет обыск, полиция не имеет право проводить личный досмотр (так как идет обыск помещения), то есть обыскивать ваши карманы и одежду. Воспользуйтесь этим и спрячьте телефон в одежде или даже в белье. Последнее может смутить силовиков, даже если они захотят изъять телефон силой.

Ни в коем случае не бейте и не оскорбляйте представителей правоохранительных органов. Не сопротивляйтесь, что бы с вами ни делали, так как любой удар или матерное слово будет поводом для возбуждения уголовного дела за оскорбление сотрудника полиции (статья 319 УК РФ) либо за применение насилие в отношении него (статья 318 УК РФ). Кроме того, они изначально сильнее и лучше подготовлены, поэтому своими действиями вы ничего не добьетесь. Если вы оказались на митинге и вас задерживают, не надо брыкаться, садиться на пол, толкаться, не надо мешать. Все эти действия расцениваются как сопротивление действиям полиции, за что вменяется отдельная административная статья.

Фото: Арина Распутина / It's My City

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: