Госкомпании стали чаще покупать товары, дорожающие из-за санкций

13 сентября, 13:23, 2022г.    Автор: IMC

Госкомпании стали чаще закупать товары и услуги, на стоимость которых могли повлиять санкционные ограничения. Так, в первом полугодии 2022 года число заявок на закупку услуг по ремонту металлоизделий, машин и оборудования выросло на 70% в сравнении с данными за аналогичный период прошлого года. Кроме того, на 14% увеличилось и количество закупок в категории пищевых продуктов, в которую входят сахар, шоколад, чай и кофе. Об этом сообщает РБК со ссылкой на результаты анализа группы электронных торговых площадок OTC.ru.

Марина Молдавская / It's My City

Основываясь на данных из госзакупок, эксперты составили список из десяти самых популярных категорий продукции, которую закупали госкомпании в первой половине года.

На первом месте по числу заявок оказались лекарственные препараты и медицинские изделия (112,1 тыс.). На втором — медицинское оборудование и инструменты (91,9 тыс.). По словам директора по спецпроектам OTC.ru Сергея Сердюкова, эти позиции были лидерами и в прошлом году. Эксперт отметил, что приобретение этих товаров связано не столько с санкциями, сколько с пандемией и особенностями медицинских закупок — компании и организации делают запасы на случай эпидемий.

Однако другие позиции в десятке лидеров поменялись, в чем эксперты увидели влияние вводимых с конца февраля санкций против России.

Исследователи отметили, что на третье место по числу закупок вышли «части и принадлежности автотранспортных средств» (поднялась с четвертой позиции в сравнении с прошлым годом). Как считает Сердюков, транспортные отделы предприятий и компаний стали закупать автозапчасти впрок, чтобы создать складские запасы и сделать ремонт по старым ценам.

Изменения коснулись категории «услуги по ремонту металлоизделий, машин и оборудования». Если в 2021 году позиция занимала 21-е место (ранее по ней подали 26,6 тыс. заявок), то теперь в рейтинге она на шестом месте (в этом году — 45,4 тыс.). Наблюдается рост на 70% процентов.

Также значительный скачок произошел и на позиции «прочих пищевых продуктов» — сахар, кофе, чай, приправы, детское питание. В рейтинге популярной продукции категория поднялась с десятого на седьмое место (рост 14%, спрос вырос с 38,3 тыс. до 43,8 тыс.). Только стоимость сахара с начала года выросла на 47,7%, а в целом рост потребительских цен в России по итогам первого полугодия достиг 15,9%.

Однако некоторые эксперты сомневаются насчет мотивов изменения спроса. Представитель сервиса «Контур.Торги» Ксения Петрофанова отмечает, что рейтинг популярных категорий мог измениться не только по причине санкций.

«Это связано и с тем, что заказчики по 223-ФЗ стали разбивать крупные закупки и публиковать больше недорогих закупок, чтобы актуализировать цены до уровня рыночных», — говорит эксперт.

Также Ксения отмечает, что рейтинг основывается на данных из госзакупок, размещенных в открытом доступе — исследователи не учитывали закрытые госконтракты.

Рост цен и отмены поставок ряда товаров из-за санкций серьезно отразились на всех сферах бизнеса. Например, это сказалось на работе кафе и ресторанов — многие заведения Екатеринбурга остались без продуктов. Кроме того, пострадал и строительный бизнес. Строительным компаниям срочно пришлось импортозамещать материалы и технику.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: