«Лучше сказать поменьше, но по существу»Как горожане могут поучаствовать в благоустройстве Екатеринбурга

Как горожане могут поучаствовать в благоустройстве Екатеринбурга

30 января, 05:00, 2020г.    Автор: Иван Маслов

Январь завершится итогами рейтингового голосования по выбору общественной территории, которую власти Екатеринбурга в первоочередном порядке реконструируют в 2021 году. За проект, который победит, немного тревожно. Ведь пока что в городе с благоустройством как-то не ладится. Со скандалом шли двухгодовые работы в сквере за оперным театром, негативную реакцию у жителей вызвали работы в парке Зеленая Роща. IMC разобрался, как работает процесс благоустройства в Екатеринбурге и что может предпринять каждый горожанин, чтобы общественные пространства не превращались в замощенные гранитом, зачищенные от деревьев площади, утыканные малыми и большими фонарями.

За последний год мэрия реконструировала более десятка общественных территорий. При этом за реконструкцию одних парков голосовали горожане, другие же территории чиновники определили самостоятельно. Попробуем разобраться, почему так получается.

Механизм работы мэрии на облагораживанием зеленых частей города, по словам пресс-секретаря администрации Екатеринбурга Виктории Мкртчян, строится следующим образом. 

По словам Мкртчян, «иного порядка» подготовки плана благоустройства объектов в городе не существует. Однако, как оказалось, часть «заявок» на включение в общий план формируют районные администрации, точно так же ориентируясь на мнение жителей города, но уже с пропиской в конкретных районах, но уже в формате обращений, а не голосования.

Например, главный специалист отдела по работе с общественными организациями и СМИ администрации Орджоникидзевского района Александр Швецов пояснил, что парки и скверы попадают в очередь на благоустройство после того, как наберется «значительное число» обращений граждан с просьбами поработать с той или иной зеленой зоной. Объекты в список могут так же предложить сами сотрудники районной администрации, депутаты и другие ведомства. 

Приоритет реконструкции того или иного объекта, по словам Швецова, утверждают здесь иначе, чем в мэрии. Учитывается несколько факторов: состояние территории, культурная ценность, логистическая важность, уникальность, востребованность и так далее. Все это определяется во время анализа, который проводят районные чиновники. По итогу один-два объекта каждый год включают в заявку на выделение средств, которую передают в городской комитет по благоустройству. При этом проводить какое-то общественное обсуждение не обязательно. 

— Мы в этом году будем реконструировать сквер на Орджоникидзе. Он очень значим для района. Голосование мы не проводили, но изначальный посыл же шел от жителей. По их обращениям, которые мы получаем, в том числе, в ходе личных приемов главы района, мы отбираем объекты для ремонта, — рассказывает Швецов.

После того, как мэрия Екатеринбурга утвердит и объект, и бюджет, настанет время разработки конкурсной документации. И здесь чиновники могут применить две техники:

Первый способ лучше, потому что он предполагает некую свободу выбора. В рамках открытого конкурса, чиновники могут принять вариант, более всего понравившийся горожанам. 

Второй вариант предполагает, что концептом будет заниматься та компания, которая запросит меньше всего денег. Однако этот же вариант, по сложившейся практике, гораздо быстрее. В любом случае, благоустройство, как заверяют в мэрии, обязательно обсуждается с горожанами.

Благоустройство городов в России, в целом, регулируют федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Градостроительный Кодекс РФ (ГК РФ). 

По ФЗ № 131, первичная ответственность за благоустройство ложится на власти муниципалитетов: именно они должны принять правила благоустройства территории и выполнять их, следя за собственными землями. Указывается, что свои правила может создать и район города. 

Организация благоустройства входит также в зону ответственности органов местного самоуправления. Эти органы утверждают правила благоустройства, представленные мэрией. То есть самый надежный способ добиться оживления парков и скверов — выбрать депутатов, которые зажгутся идеей реконструкции общественных пространств.

В том же законе, а также в ГК РФ, заложили другой принцип участия граждан в преображении городов: общественные обсуждения и публичные слушания. Власти обязаны изучить все предложения и замечания, поступившие к ним. Но с этой нормой есть проблемы. 

Во-первых, у чиновников нет обязанности учесть все замечания. Все, что требуется от организатора слушаний, — чтобы «рекомендации о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений или публичных слушаний» были «аргументированы». «Необязательность» этих рекомендаций хорошо отражена в «Правилах землепользования и застройки Екатеринбурга». В соответствие с частью 3 статьи 19 этого документа, «результаты общественных обсуждений носят рекомендательный характер».

Во-вторых, на обсуждения или слушания можно выносить либо правила благоустройства территории, либо проекты планировки. Все это — техническая документация. Дизайн-проекты и концепты в этот перечень не входят. То есть споры о том, где какую лавочку разместить и как лавочки должны выглядеть вообще, действующее законодательство никак не регулирует.

Чуть больший набор инструментов для горожан дает федеральный проект «Формирование комфортной городской среды». Если коротко, суть проекта в том, что федеральный бюджет дает муниципалитетам определенную сумму на обновление общественных пространств и дворов (при этом часть средств вкладывает муниципалитет). По идее, федеральные органы исполнительной власти должны контролировать ход реконструкции. Это спасло набережную реки Исети, от Малышева до Куйбышева, но не помогло пресловутому оперному театру.

«Комфортная городская среда» вводит в закон механизм рейтингового голосования за объекты благоустройства. Однако конкретную процедуру проведения этого голосования каждый муниципалитет прописывает сам. 

В Екатеринбурге эта система двухэтапная: сначала идет «голосование» путем сбора предложений о благоустройстве. Потом на голосование выставляются территории, которые предлагали больше всего.

Предполагается, что парк или сквер, за который проголосуют больше всего горожан, будет благоустроен первым. Однако в реальности эти голоса носят не менее «рекомендательный» характер, чем предложения во время общественных слушаний. 

Так, например, в 2018 году большинство жителей Екатеринбурга, поучаствовавшие в рейтинговом голосовании (79,9 тыс. человек), высказались за строительство набережной на участке от Куйбышева до ЦПКиО. Однако мэрия решила отодвинуть проект на попозже (в том числе для согласования документации) и благоустроить вместо этого оставшиеся площадки, названия которых уже звучали — набережную от Малышева до Куйбышева, сквер за оперным театром и Зеленую Рощу.

Отличие одно. Слушания проходят очно, на собраниях. Обсуждения проходят заочно, в том числе в интернете. Именно последнему механизму, к слову, отдано предпочтение в «Правилах землепользования и застройки Екатеринбурга». Но нужно помнить — дискуссии о концепциях и дизайн-проектах не подходят под категорию общественных обсуждений. 

Однако в прошлом году чиновники и жители вполне активно обсуждали как раз-таки дизайн-проекты, причем очно. Состоялось несколько собраний по судьбе ЦПКиО, прошли слушания по площади Обороны и по парку Энгельса. Такую форму взаимодействия называют «проектная сессия». 

Судя по опыту, «проектные сессии» результативнее общественных обсуждений. Например, ту же площадь Обороны явно реконструировали, приняв во внимание некоторые высказывания на очном собрании. Участвуя в таких дискуссиях, нужно помнить, что их проведение не регламентируется законом. Подобные мероприятия — продукт личной инициативы либо проектировщиков, либо чиновников, которые, порой, все же хотят услышать мнение народа.

Общественник Дмитрий Москвин называет еще два способа поучаствовать в судьбе парков, скверов и других территорий, на которые мэрия уже высказала свои планы. Оба способа сложные и требуют перехвата инициативы, ответственности за результат, а также серьезных технический знаний.

Осуществить перехват можно тогда, когда мэрия начинает искать подрядчика, который займется разработкой концепции зеленой зоны. По федеральному законодательству, архитекторов ищут через процедуру госзакупок, после нее поменять фирму будет уже нельзя. Поэтому Дмитрий Москвин предлагает инициативным гражданам собираться вместе, участвовать в конкурсах и брать тендеры.

Перехватить инициативу и исправить возможные недоработки можно во время второй госзакупки, которая обязательно коснется реконструируемой территории — при выборе строителей. 

— Можно попытаться выступить в роли подрядчика и повлиять на результат. Мы же видим, что сейчас там совсем случайные люди. Остальные способы — просто бумажки, в которых не будет конкретики, а самое главное — честности. Мы пока не нашли действенные точки входа, через которые можно оказать влияние на тот или иной проект благоустройства, — резюмирует общественник.

Когда как. Однако иногда вступить в переписку с мэрией бывает полезно, уверен урбанист Владимир Злоказов. 

— Письменное обращение через официальный сайт администрации — стабильный способ донесения своего мнения, в отличие даже от обсуждений или слушаний. Они обязаны на него ответить. Можно также записаться на приемы (к главе, замглавы по благоустройству, председателя комитета по благоустройству — прим. IMC), — рассказывает урбанист.

При этом Злоказов отмечает, что пока мэрия не очень охотно идет на согласование своих интересов с жителями, так как чиновники считают, что они все знают лучше. Урбанист уверен, что постепенно общение наладится. Но пока одно обращение не поможет. Чтобы добиться какого-либо эффекта, нужно привлекать внимание властей к тому или иному недочету, к той или иной проблеме. И для этого использовать все возможные способы, в том числе участвовать в пресловутых слушаниях, обсуждениях и проектных сессиях.

— Нужно настаивать на том, чтобы объект благоустроили. Если обращений достаточно много, то потом скорее всего эти обращения будут осуществлены. Часто на совещаниях они говорят «вот, жители пишут»», — советует Владимир Злоказов.

По закону, мэрия Екатеринбурга и администрации районов должны извещать обо всех публичных слушаниях и общественных обсуждениях. Эти сведения можно найти на сайте Екатеринбурга (в разделе «Новости», «Общественные обсуждения»), а также в разделе «Новости» на сайте нужного района города.  

Поэтому можно завести себе полезную привычку — раз или два в неделю проверять вечером сайты районных администраций и сайт администрации Екатеринбурга. Также следить за официальными общественными слушаниями и обсуждениями, которые касаются проектов планировки, можно в Telegram-канале «Общественные обсуждения Екатеринбурга».

Скорее всего, когда на одном из вышеперечисленных сайтов появится слово «обсуждение», речь пойдет уже о готовом проекте, в который будут собирать «замечания». Чтобы не пропустить начало разработки, иногда стоит заходить на сайт госзакупок, вбить в строке поиска «Екатеринбург» и посмотреть последние аукционы. 

Анонсы слушаний часто попадают в новости. Поэтому также не помешает следить за городскими СМИ. 

Изучая концепты или готовые проекты планировки, нужно обратить внимание на соразмерность элементов и адекватность их расположения, советует Дмитрий Москвин. Также не помешает умение «читать» рендеры и техническую документацию, вглядываться в мелкие детали больших карт. 

— Нужно требовать достоверности, потому что иногда нам показывают фальшивые картинки. Вот когда мы обсуждали Октябрьскую площадь, и там использовались картинки из интернета, они создавали иллюзию, что вот так будет выглядеть горка, так что-то еще. Потом же в мэрии сказали, что это не более, чем иллюстрации, которые никто не принимал, — сказал Москвин.

Злоказов советует при участии в обсуждениях или при составлении любого письма в мэрию писать без эмоций, «по существу, юридическим языком». 

— Если есть возможность, надо всегда пытаться ссылаться на какую-то нормативную документацию. Если дорожка узкая, то нужно сослаться на норму, по которой она должна быть шире. Если с деревьями что-то не так, то нужно ссылаться на правила благоустройства, — говорит урбанист.

Общественник также подмечает, что лучше всего обращать внимание на то, что напрямую касается тебя. 

— Если есть проблемы с мобильностью, то в первую очередь нужно оценить доступность территории. Вот я интересуюсь велосипедным транспортом, смотрю на проекты с этой точки зрения. Кто-то разбирается в мощении, каждый по мере своих компетенций обращает внимание на то, что его касается. Не надо пытаться анализировать все сразу. Лучше сказать поменьше, но по существу, — резюмировал активист. 

По Жилищному Кодексу РФ, дворы на праве общей долевой собственности принадлежат всем собственникам дома, а вопрос благоустройства отнесен к компетенции общего собрания жильцов. Поэтому просьбы поставить лавочку или обновить дорожку на внутриквартальной территории нужно адресовать старшему по дому, ТСЖ, ТСН, управляющей компании или иной форме управления зданием. 

Управляющая компания, хоть и в зависимости от конкретного договора управления, но все же должна следить за тем, чтобы двор выглядел порядочно. Поэтому мелкие работы — поставить лавочку, починить урну — наверняка войдут в ту сумму, которую компании получают от нас ежемесячно. А вот за что-то более глобальное придется платить из своего кармана.

«Формирование комфортной городской среды» немного упрощает механизм обновление двора. Каждый год районные администрации принимают заявки на благоустройство территории. От жителей просят дизайн-проект, утвержденный на общем собрании собственников. А также согласие оплатить не менее 5% из обязательного перечня работ (ремонт проездов, освещение, урны и скамейки) и не менее 20% от дополнительных работ (установка детской площадки, озеленение, спортобъекты и так далее).

«Заказчиком работ выступает управляющая домом организация. В случае, если на дворовой территории расположены многоквартирные дома, обслуживание которых осуществляют разные организации, то жителям необходимо определить одну из них в качестве получателя субсидии», — говорится на сайте мэрии Екатеринбурга.

За благоустройство каких-то небольших участков зелени или нешироких улиц отвечают районные администрации. Как пояснила пресс-секретарь мэрии Виктория Мкртчян, граждане смело могут обращаться туда, в том числе, направляя письма через сайт (смотрите формы для обращений по ссылкам в таблице). У каждого района есть свой бюджет на благоустройство, подчеркивают в мэрии.

Законы не заставляют районных чиновников принимать меры по благоустройству сразу после получения обращения. Итог письма будет зависеть от расположения каждого конкретного управленца. Не будет лишним написать и в саму мэрию Екатеринбурга — в крайнем случае, они переадресуют обращение в район, но тем самым заставят местных руководителей отнестись к письму серьезнее. 

Работы в парках, скверах и на площадях — прерогатива самой администрации. Поэтому и обращаться нужно туда, как можно более ясно аргументировав, почему мэрия должна заняться этой территорией. Все сказанное выше про район справедливо и здесь — закон не заставляет чиновников моментально реагировать на такие просьбы. Это подтвердила и пресс-секретарь мэрии Мкртчян, добавив, что мэрия в любом случае даст мотивированный ответ. Поэтому, на то, чтобы добиться обновления общественной зоны, может понадобиться много времени. 

— В основном администрация пытается такие вещи игнорировать. Игнорировать не в том смысле, что она не отвечает, а в том, что все это нецелесообразно. У нас в среде даже такая шутка есть, мол администрация послала людей на три буквы: НЦС, — рассказывает Злоказов.

Москвин же предлагает подумать дважды, стоит ли ввязываться в «благоустройство имени Высокинского», как он называет работы по облагораживанию пространств в городе. 

— У меня совет один — если есть такое желание, лучше перекреститься и никуда не сообщать, потому что то, во что будет превращено это место, уже понятно — бехатон (или гранит — прим. ред.), дешевые скамейки и о-о-очень много фонарей. А еще нужно менять ФЗ- № 44, который регламентирует все закупки, и добиваться ситуации, когда профессионалы будут получать заказ, а не случайная контора, назвавшая самую низкую цену, — говорит общественник.

По заверению Виктории Мкртчян, каждый житель Екатеринбурга вместе с просьбой о реконструкции может отправить идеи, эскизы или даже проекты. Их принимают на тех же правовых основаниях, что и другие обращения в администрацию. Удобнее всего передавать файлы через форму обращения на сайте

После того как сотрудник мэрии получит письмо с эскизами, его направят либо в Главархитектуру, либо в комитет по благоустройству. Впрочем, гарантий, что чиновники отнесутся к идее серьезно и детально рассмотрят ее, нет. Как сказала Мкртчян, все зависит от решения чиновников и от степени проработанности проекта. В любом случае, отправитель получит мотивированный ответ от администрации, добавила она. 

— Мэрия охотно рассматривает предложения от организаций, которые отвечают за ту или иную общественную территорию. Их проекты благоустройства оценивают с точки зрения соответствия нормам, в том числе, архитектурным, — сказала Мкртчян.

Так произошло с концептом реконструкции площади перед УрГЭУ, которую совсем недавно рассмотрели на совете по развитию рекреационных и общественных пространств. Как рассказал IMC Александр Кузьмин, разработку концепта инициировал заказчик, а на совет его «вызвали». Кто именно был заказчиком, он не назвал, но можно предположить, что это был УрГЭУ. 

Поэтому прежде чем писать обращения и принимать участие в общественных обсуждениях и голосованиях, стоит оценить возможные итоги вашей инициативы и собственные компетенции. 

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: