«Дома кажутся мне одушевленными существами»«Созидатели». Алексей Рыжков — о конструктивизме, меняющемся Екатеринбурге и напутствии Воловича

«Созидатели». Алексей Рыжков — о конструктивизме, меняющемся Екатеринбурге и напутствии Воловича

8 октября, 05:00, 2019г.    Автор: Дмитрий Тарасов

IMC и Водонапорная башня на Плотинке продолжают совместный проект «Созидатели» о талантах уральской столицы. При участии местных художников, дизайнеров и иллюстраторов башня выпустит линейку сувениров с Екатеринбургом, а IMC расскажет их правила жизни в цикле материалов. Герой второго выпуска — Алексей Рыжков, создатель проекта «Нарисованный Екатеринбург» и автор огромного числа работ с домами и улицами нашего города.

— Все нормальные дети в детстве рисуют. Потом многие перестают этим заниматься, что естественно и разумно. А я не перестал.

Впервые я нарисовал Екатеринбург лет в 13 лет. Это был пейзаж из пятого этажа дома на Декабристов, не очень удачная работа. Писал много городских этюдов, будучи студентом художественного училища, потом долго к этой теме не обращался. А когда мне было уже за 30-ть, нарисовал Екатеринбург опять, и Виталий Волович сказал: «Вот, это то, что у тебя получается». Так и началась серия, которая продолжается до сих пор.

Перечислять города, которые я рисовал, приятно: Псков, Верхотурье, разные уральские деревни, Сиэтл, Вильнюс, Краков, Дубай, Петербург и Париж. Но больше и лучше всего я рисую родной Екатеринбург.

Дома кажутся мне одушевленными существами. Еще в студенчестве заметил, что мне интереснее рисовать не закаты и березки, а покосившиеся домики и ржавые трактора. Они выглядят как живые люди, и мои работы — это своего рода портреты.

Встречаются среди домов и пугающие личности. Например, гостиница «Исеть» — когда-то она была общежитием для офицеров-чекистов, и что-то в образе этого здания отсылает к тем страшным временам. Но это не отменяет моей нежной привязанности к этому месту, и рисую я его по-разному — иногда жутким, а иногда наоборот.

Я люблю весь наш конструктивистский комплекс, и меня беспокоит его судьба. В отличие от современных зданий, архитекторы которых пользуются теми же идеями, какими пользовались конструктивисты, в тех домах есть наивная искренность и революционность. Современные строения могут быть красивыми, выразительными, но есть в них какая-то коммерческая ангажированность. А, может быть, они просто еще не вросли в историю города.

То, что конструктивизм был наконец признан одним из брендов Екатеринбурга — это результат целенаправленной просветительской деятельности сотен людей, в том числе и моей. Сейчас проходят экскурсии, лекции, и это внушает осторожный оптимизм. К конструктивизму изменилось отношение на уровне разговора, но этого недостаточно. Нужно, чтобы были вложены средства, нужны градостроительные идеи, чтобы авангардные здания продолжали жить и быть гордостью Екатеринбурга.

Сейчас любое уцелевшее здание рубежа XIX–XX веков должно быть признано памятником архитектуры. Если говорить о любимых домах, мне очень нравится косой дом на улице Горького. Его рисовали десятки художников. В сообществе «Нарисованный Екатеринбург» мы однажды собрали около 100 изображений этого дома, сделанных начиная с тридцатых годов и по наши дни.

Сейчас самое интересное для меня место в городе — сад Нурова возле Царского места, который когда-то вырубили, и который теперь восстанавливают волонтеры. Еще ни разу его не рисовал, собираюсь это сделать.

Мне интересны не только дома, пейзажи или какие-то достопримечательности. Вся жизнь города — она как яркое театральное зрелище, очень выразительное. Все фазы жизни человека — рождения, детство, свадьбы, похороны — отражаются на городских улицах, и, соответственно, на моих рисунках. Отражаются и политические неурядицы.

Однако ситуацию со сквером у Театра драмы я не воспринимаю как что-то чисто политическое. У меня есть работа, посвященная этим событиям. Когда я ходил в сквер, у меня был не только гражданский интерес, но также интерес художника — такое не каждый день увидишь.

К тому как изменился город за последние 30 лет, у меня двойственное отношение. Екатеринбург по-прежнему прекрасен и все мы его любим, но при переходе из одной страны в другую он упустил огромное количество возможностей. Не сохранились многие старые здания, деградирует Исеть, стало мало зелени — все это очень грустно, хотя много изменилось к лучшему. Как ни странно, город изменяется одновременно в двух противоположных направлениях.

В рамках проекта с картинами Алексея Рыжкова были выпущены чехлы для карт и набор почтовых открыток «Башни Екатеринбурга». 

— Алексей изображает Екатеринбург в самых разных состояниях, ситуациях и настроениях погоды, создавая объемный и многранный образ города. Каждая картина интересна по-своему, было очень сложно выбрать [сюжет], поэтому мы решили выпустить серию из восьми картхолдеров со знаковыми местами. Вторым сувениром сделали набор почтовых открыток, в котором собрали 12 иллюстраций башен города: Водонапорная башня на Плотинке, Белая башня, телебашня и БЦ «Высоцкий». Башни — это сооружения, которые своей нестандартной архитектурой почти всегда привлекают внимание. Без них пейзаж мегаполисов был бы гораздо скучнее, но судьба многих из них в наше время под вопросом. Грустная история «Червонной башни» — очередное тому доказательство, — рассказала куратор проекта «Созидатели» Анна Ладыгина. 

Сувениры Алексея Рыжкова с сегодняшнего дня можно приобрести в сувенирном магазине Водонапорной башни на первом этаже. Стоимость картхолдеров — 100 руб., набор открыток — 360 руб.

О первой героине проекта — авторе скетчей о городской жизни и кураторе музея Водонапорной башни на Плотинке Екатерине Калужниковой — читайте здесь.

Фото: Алексей Рыжков — Мария Печенкина; сувениры — Анна Ладыгина.

Партнерский материал

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: