«Да не вопрос, погнали»

От идеи до результата: как в Екатеринбурге появилось такси со стрит-артом

11 сентября, 15:20, 2019г.    Автор: Михаил Волокитин

В Екатеринбурге появились десять автомобилей такси с местным стрит-артом. Проект «Двигаем искусство» запустил «Яндекс.Такси» совместно с фестивалями «Стенограффия» и «Ура! Урал». IMC пообщался с организаторами и художниками проекта о том, зачем он нужен городу, почему искусство на машинах помогает чувствовать себя везде как дома и что говорят водители и пассажиры о разрисованных автомобилях.

Владислав Деревянных, организатор фестиваля «Ура! Урал»      

О том, почему в Екатеринбурге везде почти как дома

Екатеринбург, конечно, славится граффити по-особенному, это достояние города. Такси – тоже часть города, мы не представляем себе город без него. На «Ура! Урал!» все это было собрано вместе. Лучшие граффити города выехали из двора. Стрит-арт – это сиюминутное творчество, которое могут закрасить, но благодаря машинам эти объекты увидят во всех районах.

Мне очень нравится, что благодаря такой популяризации стрит-арта, мы перестаем высказываться на стенах надписями из трех букв. Пытаемся создавать по-настоящему интересные и уникальные вещи. Исходя из этого, «вывозить» хорошие граффити буквально в массы, на машинах – очень хорошая идея.

На этот автомобиль нанесена работа «Малахит» (8 Марта, 8В) московского художника Данилы Шмелева. Разорванный пластик символизирует свободу от вещизма. Впоследствии возникли новые смыслы, связанные с экологией, которые автор изначально не вкладывал в работу.

Рядом с моим домом есть отличные граффити. Там девочка выпускает птичек из клетки. Я очень люблю эту стену и мне радостно, что сейчас буду видеть эту работу разъезжающей на машине по улицам. Получается, мой маленький двор расширился до формата всего города. Это очень круто. Везде – почти как дома. Баланс.

На фестивале «Ура! Урал!» мы не хотим говорить только о Екатеринбурге, нам интересна вся территория Урала. Екатеринбург – это лишь частичка большого региона.Та же «Стенограффия», например, давным-давно вышла за рамки города. Граффити – вещь, которую сейчас очень любят: и в Нижнем Тагиле, и в Камышлове, и в Ирбите. Люди просто любят маркировать объекты, говоря иначе, как-то их метить. Древние люди же оставляли надписи в пещерах. Сейчас каждый может выразиться на стене.

Художник Hot Singles in Your Area

Пожелал остаться анонимным. На фотографиях кардинально изменил внешность с помощью маскировки

О разговорах с городом

Наш формат стрит-арта не предполагает большой работы со стенами, мы работаем как раз с какими-то другими необычными фактурами. Например, недавно делали желтые дорожные знаки, «вырезали» граффити со старого здания на Пролетарской.

То, что мы делаем, не заточено на «красиво» или «провокативно». Это тот же стрит-арт, просто он больше про исследование языка города. Сегодня это важно, так как город с нами разговаривает. И делает это определенным словарем. Вот у него есть убитые машины, и они брошены во дворах, есть бесполезные дорожные знаки, которые стоят на тротуарах. Можно говорить с человеком даже лужами или городским освещением. Отвалилась штукатурка – вот вам еще одно слово из словаря города. Для горожанина это визуальный бит знакомой информации, значит, его можно использовать, чтобы взломать человеческое восприятие города. Мы просто берем эти вещи и пытаемся их переосмыслить с точки зрения того, как город мог бы поговорить с человеком, какой бы мог послать ему сигнал.

О чудесах

Работу «CTRL+X» екатеринбургская команда Hot Singles сделала в 2017 году. Художники как будто в Photoshop «вырезали» гараж и «москвич». В рамках проекта «Двигаем искусство» они вновь «вырезали» машину, правда марка автомобиля и способ нанесения узора изменились.

Если ловко взломать такие визуальные штампы человеческой повседневности, можно подарить горожанину ощущение чуда. А людям сегодня нужны чудеса. Это важно для нас.

Возможно, многие пройдут мимо и вообще не поймут, что происходит. Но сегодня в интернете глобальная аудитория – это люди, которые живут в городах. И этот «городской синтаксис» – это такой единый язык. Он понятен и екатеринбуржцу, и жителю Нью-Йорка. У того и у другого примерно по одному принципу организовано городское пространство. Мы делаем работы, которые, по сути, это городское пространство взламывают. Мы находим штампы повседневности и пытаемся их изменить, чтобы они превратились в какое-то чудо, рожденное повседневностью. То как CTRL+X стрит-арт взорвал интернет показывает, что это действительно нужно для людей.

Об усах и согласовании

В нашем случае при согласовании с городом или с крупными компаниями по итогу ничего не меняется. Хотя нужно понимать, что стрит-арт бывает разный. Почему я наклеил эти дурацкие усы? Потому что мое настоящее имя используется в других проектах, а в рамках Hot Singles иногда я делаю и нелегальные работы. Согласовывать некоторые вещи абсурдно. Например, когда мы согласовывали забор «Эта надпись сделана легально», власти смотрели на нас как на умалишенных. Есть работы, которые не согласуешь, есть те, которым согласование будет мешать. При этом если вы хотите взаимодействовать с публичным пространством и при этом большими объемами, то без согласования у вас вряд ли это получится. Если вы не работаете с острыми политическими высказываниями, то я вообще сомневаюсь, что согласование сильно влияет на результат. Так показывает наш опыт, например, с «Яндекс.Такси». Мы такие: «А давайте сделаем так же, как делали ту тачку: придем и "вырежем" ее на месте (имеется в виду: обклеим автомобиль пленкой с нанесенным на нее как в оригинальной работе серо-белым узором из Photoshop – прим. ред.)», а они такие: «Да не вопрос, погнали». 

Таисия Спирина, художница группы SPEKTR 

О динозаврах и подводных камнях  

Оригинальная «Динозавромойка» разместилась на стене площадью больше тысячи квадратных метров по адресу переулок Трамвайный, 2/5.

Мой конек – это 3D-моделирование и диджитал-графика. Мои объекты, которые я сама переношу на стену, как правило, достаточно простые. Например, «День рождения динозавров» во дворе Дома печати – достаточно небольшая работа, без градиентов и с ровными контурами. На уровне концепции и эскизов я работаю над самыми разными штуками: от оригинальной «Динозавромойки» до наших проектов в Полевском с реалистичными 3D-иллюзиями.

Прежде чем приступать к нанесению пленки с рисунком на автомобиль, дизайнеры из «Яндекса» разрабатывали макеты на основе рисунков со стен. В этом плане самой сложной, думаю, была как раз моя работа. Она, вообще, не самая удобная для переноса на машину.

Во-первых, динозавр был в 3D, во-вторых, на огромной стене, в-третьих, на оригинальном рисунке он находится в коробке. Если в других машинах форма автомобиля играет вспомогательную роль, то тут она усложнила процесс. Например, на работе с малахитом полиэтилен словно порвался от колеса – и это начинает играть со зрителем, дополняет сюжеты. С динозавром же, к сожалению, сама форма и содержание не совсем помогают друг другу. Нужно было постараться, чтобы макет перенести на машину, но у ребят это получилось.

Конечно, я была рада, когда «Динозавромойку» предложили перенести на автомобиль. Всегда приятно, когда людям нравится то, что ты делаешь. К тому же далеко не все видели эту работу вживую, потому что она, хоть и огромная, находится в достаточно укромном месте, и чтобы ее посмотреть, надо специально простраивать маршрут. А так раз гора не пошла к Магомету, мы привезли ее на такси!

Виктор Марчукайтес, руководитель уральского макрорегиона «Яндекс.Такси»

Об инициативных водителях и везении        

Работа екатеринбургской художницы Елены Шубенцевой называется «Большая сушка». Она находится на проспекте Ленина 69/10. В ней автор поднимает проблему отсутствия парковочных мест.

Эта акция только для Екатеринбурга. У нас здесь есть фестиваль «Стенограффия», который гремит в последнее время. В этом году он прошел в юбилейный десятый раз, вот у нас и возникла идея перенести фестиваль на автомобили такси, которое тоже уже давно стало неотъемлемой частью города. Мы с его помощью хотели показать работы тем, кто не увидит граффити, потому что не окажется рядом. Я, например, сам не все из этих работ видел вживую, но благодаря такси смогу это сделать.   

Я уверен, что подобная акция еще больше популяризирует стрит-арт в Екатеринбурге. Многие люди узнали о «Стенограффии» впервые, когда только увидели машины. Я даже буквально за день, перемещаясь из дома в офис и обратно, вижу по несколько разрисованных машин. Я такой не один, другие тоже увидят их, узнают, заинтересуются и, может быть, найдут о них информацию.

Работы, которые окажутся на автомобилях, мы выбирали экспертным советом вместе с организаторами «Ура! Урал» и «Стенограффии». [Затем] необходимо было получить разрешение художников.

Машины, которые выставляются на фестивале, сразу же после окончания «Ура! Урал» выйдут на дороги в ночь. Это машины таксопарка-партнера, где [работают] одни из лучших водителей нашего города, прошедшие жесткий отбор. Сами водители рады таким машинам, они даже хотят, чтобы мы им сделали униформу для работы на них. Это вполне возможно, мы сейчас обсуждаем эту идею.

Специально заказать такую машину нельзя, они работают по обычным заказам по тарифу «Эконом» и «Комфорт». Нужно просто заказывать и, возможно, вам повезет.

Машины с этими работами будут кататься по Екатеринбургу как минимум до конца года. Насколько я знаю, интерес к ним уже большой: люди на улицах фотографируются с ними, многие спрашивают, что это за проект. В начале акции пассажиры интересовались у водителей, что это такое, им приходилось говорить: «Скоро узнаете». Они томили пассажиров.

Екатерина Доник, организатор фестиваля «Ура! Урал»

Об уральском характере и локальном патриотизме

«Кораблик» команды SPEKTR расположен на перекрестке улиц Шевченко и Бажова.

Мы пришли в «Яндекс» с идеей партнерства, предложив акцию с машинами. Ребята поддержали – и мы стали развивать замысел. Связались со «Стенограффией», они согласились. Мне кажется, городу реально не хватает таких проектов. Это ярко, заметно и разбавляет нашу серость уральскую.

Машины – это же часть городской среды. Почему бы не задействовать их так же, как художники задействуют в искусстве стены?

Задумывая фестиваль, мы хотели сделать событие, которое бы отражало уральский характер, своего рода дуализм, заложенный в нем. Огромные металлические машины у входа в здание рядом с уютными шезлонгами, лекторий и кинопоказ одновременно с нон-стоп концертом уральских групп на сцене, уличное искусство на современных автомобилях такси. Обычно фестивали берут от этого только что-то отдельное, мы постарались органично совместить. Для нас это очень важно.

Позиция нашего фестиваля – что-то дать, чтобы люди что-то нематериальное забрали с собой, почувствовали, что живут в классном месте. Это какое-то ощущение локального патриотизма.

Партнерский материал.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: