Sex education

Три студентки — о том, зачем создали медиа «НЕТАБУ» о сексуальном образовании в Екатеринбурге и с чем столкнулись после

19 августа, 17:22, 2019г.    Автор: Анна Ягода

В Екатеринбурге этим летом студентки УрГАХУ запустили проект «НЕТАБУ» — это прогрессивное медиа-издание о сексуальном образовании и принятии себя. Единственное правило, которого придерживаются авторы проекта, — не избегать сложных вопросов, а главный девиз проекта звучит так: «Тело — не табу». IMC поговорил с создательницами нового медиа Дарьей Ивановой, Дарьей Лалетиной и Дарьей Бодровой и узнал, что сподвигло их начать говорить о сексе, как идею восприняли родители, почему все-таки приходится быть осторожными в выборе тем и что ждет проект дальше. 

— Как родился проект «НЕТАБУ»? Началось ли это с рефлексии собственной жизни или нечто иное послужило причиной?

Дарья Лалетина: Нам дали тему в УрГАХУ (Уральский архитектурно-художественный университет — прим.ред.) на курсе графического дизайна: решить проблему Екатеринбурга, которая могла быть связана с чем угодно. Например, с мероприятием, с проблемой окружающей среды. Ребята на курсе брали совершенно разные тематики. Естественно, эту проблему нужно было решить с помощью графического дизайна. Сначала мы начали рассматривать проблему агрессии уральских подростков, условно первая версия проекта назывался — «Ural angry teens». 

Дарья Иванова: Мы смотрели знаменитый словарь Урала со всеми грубыми выражениями и в один вечер мозговых штурмов, изучая поведение подростков поняли, что в Екатеринбурге очень много ВИЧ-положительной молодежи. Тут мы поняли, что сексуальное образование это то, что нужно сейчас. Тогда как раз был пик популярности сериала «Sex Education». Мы тоже начали следить за этой темой благодаря популяризации сериалов и зарубежных СМИ.

Дарья Бодрова: Сейчас еще вышел сериал «Эйфория», который продолжает поднимать вопросы о проблемах подростков. И мы как раз попали точно в повестку. 

— Вы сами ожидали, что ваш проект, который начался с задания на паре, приобретет мгновенную популярность среди аудитории? 

Дарья Иванова: Когда мы только начали реализовывать его, я сразу сказала, что проект будет бомбой. Потому что проблема настолько актуальна, что ее невозможно не заметить. Не потому что мы такие клевые, а потому что темы очень важные и яркие. 

— Из каких частей состоит ваш проект на данный момент? 

Дарья Иванова: У нас есть Instagram, YouTube-канал, Telegram-канал, группа «Вконтакте», а еще мы выпускаем мерч. Это стикерпаки и отдельные наклейки, которые можно купить в пространстве «Маркет Арка» в Доме Маклецкого. Все деньги пойдут на создание нашего сайта и на выпуск новых стикерпаков. 

Стикерпаки и наклейки проекта, которые можно найти в Доме Маклецкого

— Это локальная для Екатеринбурга история или все-таки хотите вырасти в альтернативный Wonderzine c Урала?

Дарья Иванова: Мы сейчас работаем над качеством контента, с которым хочется выходить на аудиторию Москвы и Питера. Конечно, мы хотим связаться и с Wonderzine, и с популярными секс-блогерами, по типу Татьяны Никоновой. Конечно, хотелось бы выйти на то, чтобы проект жил не только на финансы из собственного кармана, но все социальные проекты в начале пути требуют вложений.

— Расскажите, у вас в школе было сексуальное образование? Или хотя бы его подобие? 

Дарья Иванова: У каждого из нас в школах не было почти ничего. Может быть, на уроках биологии нам объясняли что-то про гены. Но нам даже не рассказывали про защиту или про ВИЧ. 

Дарья Бодрова: Я училась в Дягилевке и единственное, что мы делали — сдавали тесты на ВИЧ.

— А в семье вы что-то обсуждали? 

Дарья Бодрова: Я читала Cosmopolitan, который мне покупала бабушка, и там были всякие дурацкие материалы. 

Дарья Иванова: В моей семье мы не обсуждали вообще ничего. Я помню, когда впервые нашла презервативы и узнала, что мои родители занимаются сексом, это, конечно, был шок. Со всеми вопросами я справлялась сама. Спрашивала у друзей, искала в интернете.

Создательницы «НЕТАБУ» — Дарья Бодрова, Дарья Лалетина и Дарья Иванова. Всего над проектом работает пять человек

— Родители очень часто препятствуют сексуальному образованию детей в школах, как вы думаете, почему это происходит? 

Дарья Лалетина: Мы разговаривали с психологом и она сказала нам о том, что современные родители особенно тревожно относятся к этой теме.

— Такое ощущение, что многие родители боятся, что если их ребенок узнает о том, что такое секс, то непременно начнет им заниматься. 

Дарья Лалетина: Да, так и есть! Еще нам рассказывали, что у родителей есть стереотип о том, что если ребенок узнает об этом в теории, ему непременно понадобится практика. 

Дарья Иванова: При этом современные родители сами себе противоречат. С одной стороны они хотят, чтобы детям никто об этом не рассказывал, а в этом же диалоге могут сказать: «Да ладно, они сами все уже знают и в интернете давно все прочитали». Но, на мой взгляд, лучше узнать от проверенного источника, которому ты доверяешь, нежели искать это по ссылкам в интернете. 

— Как ваши родители относятся к тому, что вы создали такой проект?

Дарья Бодрова: У нас было интервью на ОТВ и там нам сказали, мол, у вас такие иллюстрации, там есть презервативы, а как к этому отнесутся бабушки с дедушками, которые этот эфир будут смотреть? А у меня в тот момент все бабушки и дедушки смотрели это интервью и говорили, что проект и интервью классные. Мама поддерживает в идее, но просит быть осторожнее. 

— В чем соблюдать осторожность? В теме освещения ЛГБТ? 

Дарья Иванова: Да. Несмотря на то, что мы недавно начали, уже столкнулись с проявлением агрессии.

— Что вам писали? 

Дарья Иванова: Нам отвечали на публикации про ВИЧ, что это заговор 20-го века… Но мы над этим только посмеялись и удалили. И вторая реакция была гораздо более жесткой. 

Дарья Лалетина: Я нашла в поиске «Вконтакте» пост какого-то сообщества про нас, явно разжигающего ненависть к ЛГБТ.

Дарья Иванова: В этом сообществе возмущались нашим проектом, спрашивали — да кто мы такие, обычные студентки, а занимаемся сексуальным образованием. 

— Материалы, которые вы сейчас выпускаете: на чем основывается выбор тем и кто пишет тексты? Есть ли у вас экспертная база, с которой вы консультируетесь?

Дарья Иванова: У нас набралась команда авторов, многие из них — это журналисты или люди, которые непосредственно являются экспертами в теме материала. У нас есть постоянный психолог, которая дает комментарии к текстам, а вскоре будет выпускать свою рубрику. Еще есть эндокринолог. В будущем мы будем работать с ребятами, которые учатся в медицинском и специализируются на физиологии. 

Дарья Лалетина: Небольшой спойлер: мы хотим делать опросы аудитории. Когда я составляла первые опросы, читала информацию, советовалась с медиками, думала про себя — наверно, это все знают. Тестировала их на своих друзьях, и мое окружение, правда, прогрессивное. Однако, и они признались, что не были во всем уверены, когда отвечали. Отсюда берутся и темы, которые стоит осветить. 

— Вы бы хотели пойти в школы с лекциями? 

Дарья Иванова: Нет, в школы мы идти не хотим. Опять же потому, что не хотим столкнуться с негативом со стороны родителей. Может быть, если мы найдем какие-то friendly-школы, где родители смогут подписать согласие на такие лекции. И, конечно, не мы сами будем вести лекции, так как мы не эксперты, а создатели платформы «НЕТАБУ». И еще есть один нюанс. То, что просачивается в школы, странным образом делится на два пола. Мальчики не должны знать про месячные, девочки про эрекцию. Мы не придерживаемся этого принципа. 

Дарья Лалетина: Важная ремарка, что «НЕТАБУ» — это наш авторский проект, мы придумали концепцию, но мы не пишем материалы сами, а доверяем это экспертам.

— Какие книги, сериалы или персоны вдохновляли вас в подростковом возрасте и повлияли на ваше становление и формирование? 

Дарья Иванова: В какой-то момент я действительно осталась одна со своими мыслями и вопросами, в подростковом возрасте меня спас сериал «Glee». А еще британский сериал «My mad fat diary», он раскрывал актуальные темы про фэтшэйминг (действия или высказывания, которые унижают и высмеивают человека или группу людей за полноту, — прим.ред.), про принятие своего тела и отвечал на вопросы — почему мое тело отличается от других, почему другие не любят меня за мое тело и так далее. 

— «Glee» вообще сделал из меня того человека, каким я сейчас являюсь! Когда пересматриваю их кавер на песню «Born this way», всегда утираю слезу.

Дарья Лалетина: Я обожала сериал «Skins», «My mad fat Diary», фильмы Валерии Гай Германики. Еще я помню, как по MTV шла передача «NEXT», где я впервые увидела представителей ЛГБТ. И так удивительно, что раньше этого было гораздо больше и все спокойно показывали по телевизору даже не в ночное время. 

Дарья Бодрова: На меня больше повлияло общение с людьми. Я придерживаюсь мнения лично по отношению к себе, что каждый человек несет в себе совокупность тех людей, которых он встречает. Они все дают ему какую-то почву для размышлений и продолжают формировать его как личность. Поэтому я не могу сказать, что какие-то сериалы влияли на меня, на меня влияли друзья, родители, школа и вся эта совокупность. У меня много друзей ЛГБТ-активистов. И с самого начала я относилась к этому абсолютно нормально.

Дарья Иванова: Именно поэтому одна из целей нашей платформы, создавать такую повестку, которую современная аудитория сможет ассоциировать с собой. И материалы, которые помогут людям понять не только окружающих, но и самого себя. 

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: