Фонд «Город может» презентовал исследование проспекта Ленина, которое команда архитекторов и волонтеров готовила несколько месяцев. К нему было подключено 20 экспертов и 40 жителей. Итоги исследования были опубликованы в стостраничном докладе с рекомендациями, которые были показаны городскому комитету благоустройства. Жителям Екатеринбурга фонд презентовал исследование в рамках очередной встречи «Горсовета». Рассказываем, чем известна главная улица города, какие у нее есть проблемы сейчас и как фонд предлагает их решить.
Исследование
— Когда мы изучали советский дизайн, одним из людей, которые вдохновили нас на урбанистику, изучение городов, был Вячеслав Глазычев, который сказал, что у администрации должны быть друзья — независимые организации, которые будут помогать делать рутинную исследовательскую работу. И сравнил это с закручиванием гаек, — отмечает архитектор фонда Илья Полянских. — Если гайки закручиваются на 16 оборотов или на 25 и никак иначе, а надо на 17,5, то эти независимые организации, эксперты, люди помогают докрутить гайку на столько оборотов, насколько это нужно. И в нашем исследовании мы попробовали пригласить всех людей, которые могут докрутить эту гайку настолько, чтобы техническое задание получилось идеальным.
Так, к участию в исследовании были подключены не только архитекторы, но и историки, экологи, дендрологи, волонтеры, которые выполняли наблюдения, и многие другие. Они изучили социальный и градостроительный контекст выделенного участка проспекта, провели наблюдение о том, как устроена уборка зимой и летом, оценили характер озеленения и сценарии пользования проспектом в разные периоды недели, в которых участвовали студенты.
Объектом исследования стал участок от улицы Кирова до Восточной и отрезки улиц, примыкающих к проспекту. Фактически это 80 процентов проспекта Ленина. На слайде презентации видно, что исследователи оценили участок, согласно соотношению газонов, парковок, тротуаров и проезжей части, а также согласно типам разрешенного использования.
— Этот орнамент не просто так появился. Мы изучали, кадастровый план, кому принадлежат те или иные участки земли — муниципальная, частная собственность или собственность компаний. Выявили резидентов территорий, как соотносятся пространства, — поясняет Полянских.
Так, основную часть проспекта составляют проезжая часть и тротуары — 44% и 34% соответственно. Далее команда фонда углубилась в историю проспекта и изучила объекты архитектурного наследия.
История проспекта: от реки до фотосалона
Архитектор и исследователь Любовь Дегтева, которая проводит «Том Сойер фест» в Екатеринбурге, занималась изучением истории проспекта в архивах. Она подняла топонимику, узнала, как назывались постройки и реки, которые теперь закопаны.
— Здесь протекала река [Малаховка], которая впадала в Исеть и начиналась возле УПИ (теперь УрФУ им. Б. Н. Ельцина, — прим.ред.). А в 30-е годы появился горный институт, который был разобрал на кирпичики впоследствии, но этот участок был значим для Свердловска, чтобы сделать здесь научный городок. Константин Бабыкин (архитектор, который внес огромный вклад в развитие архитектуры Екатеринбурга, — прим.ред.) закладывал этот проспект как озелененную ось для прогулки, спокойный бульвар, — комментирует Полянских.
Далее команда фонда восстановила, как развивалась инфраструктура на участке. Так, здесь появился трамвайный путь и культурно-общественные заведения. На проспекте располагались кинотеатр, фотосалон и булочная.
— Мы пообщались с людьми, которые живут на этом проспекте со времен постройки, с 60-х годов. Они рассказывали о своих переживаниях, связанных с этим местом. Как они ходили проявлять фотографии в салон, где встречались. Все это легло на таймлайн. Мы увидели по архиву, что по проспекту ходили самые знаковые делегации для советского Свердловска — приезжал Фидель Кастро, проходила похоронная церемония дятловцев. Зачем этот контекст нужен? Для архитекторов это благодатная почва для выстраивания малых архитектурных форм, точек, памятных объектов, для включения улицы в туристический маршрут, — отмечает Илья Полянских.
Затем архитектор рассказал об итогах изучения объектов культурного наследия. Оказалось, что практически весь участок представляет собой обширный перечень памятников архитектуры. Но здесь выявилась проблема —из 15 домов только 3 имеют паспорт фасада. По словам Полянских, для объекта культурного наследия оформить паспорт сложно, потому что нужно подключить экспертов, которые проведут анализ. Но сделать это необходимо.
Барьеры проспекта
В ходе исследования команда фонда изучила, как люди пользуются выделенным участком проспекта Ленина. Анализ показал, что главный барьер проспекта — это подземный переход на улице Восточной, который останавливает желающих прогуляться, и люди разворачиваются в сторону центра. Этот переход многие опрошенные на улицах назвали неудобным и небезопасным. Участком проспекта за переходом пользуются только резиденты Кировского района, или те «экстремалы», которые рискнули и прошли через него.
«Экологический кошмар», островки безопасности и зоны притяжения и отчуждения
Активными точками по итогам исследования были названы транспортно-пересадочный пункт Гагарина-Ленина и участок возле Восточной-Ленина. Последний участок архитектор фонда назвал «экологическим кошмаром горожан». Здесь и выхлопы, и паркующиеся автобусы, зимой можно наблюдать их следы по снегу, летом — по белым кроссовкам. В анализе участков приняли участие волонтеры из архитектурного университета.
— С волонтерами из УралГАХУ мы посчитали, как люди пользуются центральными транспортными узлами. Проведено порядка 30 часов натурных наблюдений, 10 человек в этом участвовало. Это было нужно для того, чтобы увидеть наиболее используемые точки и делать упор на них в проектировании точек ожидания автобусов или для быстрого перекуса.
— Для меня особо интересной показалась площадь возле техникума. Здесь во время перерывов собираются студенты, которые стоят, курят, спорят. У них нет места. Поэтому липы затыканы окурками.
Благоустроенное место, где можно собраться под открытым небом и что-то обсудить, на выделенном участке находится возле «Коляда-Театра». Отметим, что его созданием занимался так же «Город может». В ходе исследования фонд еще раз оценил этот участок и сделал вывод, что он не стал популярнее.
— Мы поняли, что этим участком люди не пользуются. Здесь находится ломбард, вейпшоп, околомаргинальные заведения, которые не должны быть на главном пешеходном проспекте.
Что касается активных точек пользования — остановок общественного транспорта — по итогам команда фонда сделала вывод, что остановки не соответствуют архитектурному стилю 60-х, который наблюдается на территории, и подчеркнула, что остановки необходимо сделать теплыми, защищать от дождя и грязи от автомобилей, а уход за остановкой необходимо делегировать арендаторам.
— Дальше мы изучили соцконтекст в виде сценариев поведения. Сколько человек тратит времени на транзит, сколько ожидает у шавермы, сталкивается ли с барьерами. И мы попросили людей заполнить экспресс анкеты.
Основные комментарии, например, по переходу-барьеру на улице Восточной были следующими: мрачно, сколько, нет зелени и мест, где могли бы играть дети, а также скользко на дорогах и не хватает навигации.
Доступность участка
— Это важный этап исследования, когда мы приглашали маломобильных граждан и увидели выезды из улиц — самый главный барьер для населения. Снег здесь не чистят, техника не может подгрести возле этих скосов, поребриков, здесь образуются самые противные няши, которые бывают зимой, весной и осенью.
Поэтому первое предложение фонда было таким — сделать так, чтобы весь проспект стал безбарьерным, то есть имел один уровень, чтобы не было проблем для маломобильных граждан, а также велосипедистов и родителей с колясками.
Нужен ли широкий газон
Интересное наблюдение у фонда было касательно газонов. На проспекте Ленина газоны достаточно широкие — 10 метров в ширину. Исследование показало, что люди готовы перелезать через заборы и ограждения, чтобы сократить путь. Также на теневой стороне участка горожане гуляют с собаками, с другой стороны дороги перебегают газон по вытоптанным тропам.
— Поэтому, возможно, стоит сузить проезжую часть или сделать временную насыпку, чтобы люди не ходили по грязи газонов, — заключает Полянских.
Покрытия и уборка
Далее фонд посмотрел на типы покрытий — на проспекте Ленина это плитка «Бехатон», асфальт и камни. Зафиксировал, в каком состоянии они находятся зимой и летом и написали примерное соотношение покрытий. Сейчас там планируется гранит.
Фонд отметил, что на транспортно-пересадочном узле на улице Гагарина необходимо поменять брусчатку на более износостойкий материал, так как по нему проходит больше всего пешеходных потоков. Под трамваями стоит уложить шумопоглощающий материал, возможно газон. А строителям нужно прописывать нормы укладки, чтобы не было складок, которые наблюдаются сейчас.
Также в ходе наблюдений стало понятно, что на улице существует еще одна проблема из-за неподходящей укладки покрытия — уборочная техника не прочищает 100 процентов участка возле поребриков.
— Пообщались с администрацией Кировского района. Узнали у них, какой техникой пользуется администрация во время уборки, сколько техники выходит на объект. Говорят, что дворники успевают быстрее, чем нужно, справиться со своим участком и иногда полицейские просто их увозят.
Для того, чтобы избавить покрытия от трещин фонд проанализировал систему водоотводов. Выяснилось, что вся вода стекает на тротуар, разрушаются «бехатоновые» плиты. Поэтому на проспекте следует сделать отведение водосточных труб прямо в систему, и создание такого уклона, чтобы вода стекала правильно и не портила покрытие. В этом случае не так важно — гранитное оно, как обещал мэр Екатеринбурга, или любое другое.
Главная визуальная боль Екатеринбурга
— Мы отметили, какие входные группы соотносятся со стандартами. Можно открыть стандарт размещения вывесок, который был разработан несколько лет назад, и понять, что никто этим не занимается.
Вопрос экологии и озеленения
— Самое интересное для Екатеринбурга — вопрос экологии и озеленения. мы знаем, что проспект Ленина образцовый для советского опыта. Его в свое время засадили липами, им 60 лет, они здоровые. Но есть проблемные зоны, где деревья засохли в связи с заброшенностью участка. Так случилось с деревьями у дома 62. Здесь располагались мастерские Союза художников. Там сидел Волович, работал Брусиловский. Сообщество художников и скульпторов этот двор был настолько благоустроен — были скульптуры, вазоны. Этот парк был местом притяжения. Но сейчас он разрушен, местами торчит арматура на месте скульптур. Этот парк видимо ждет своей участи, но этого бы не хотелось, — говорит Полянских.
Зеленый каркас на проспекте продолжается по проспекту в сторону бульвара и затрагивает улицу Мира. Вместе с экологами фонд узнал, какие типы посадок здесь существуют и какие из них требуют замены. Например, живая изгородь — кизил — из-за снегоуборочной техники пришла в упадок. Эколог Светлана Вяткина предложила высадить на проспекте новые зеленые насаждения — кустарники барбариса, шиповника, сирени, а также клены, ели, рябины, яблони и однолетние и многолетние растения.
Проспект для велосипедистов и пешеходов
Интересная получилась статистика касательно велосипедистов и пешеходов. Эти две группы двигаются по разным улицам. Так, велосипедисты игнорируют проспект из-за барьеров — поребриков и перехода на Восточной. Поэтому они выбирают улицу Малышева для передвижения. А вот пешеходы наоборот гуляют по Ленина.
Что будет дальше?
По словам Надежды Абакумовой, которая также входит в фонд «Город может», исследование в электронном и распечатанном виде было передано в комитет по благоустройству города. Фонд высказал свое желание продолжать проектировать по рекомендациям и дальше.
— Это исследование — предпроект. Мы на основании этого хотели сделать конкурс среди лучших проектных агентств России и даже может мировых. В тайминге было так — мы делаем предпроект февраль–март, в апреле рассказываем, в мае проводим конкурс, с июня занимаемся проектом. На проект мы отводили 5-6 месяцев. До конца года это должно было вылиться в проект. К концу года мы должны были как фонд понимать и видеть проект со сметовой стоимостью и предложили бы это уже в администрацию города. Это будет стоить столько, планируйте в бюджете. Нет денег — окей, пороемся, почешемся, найдем, как это сделать за свой счет. Но с конца апреля мы узнаем, что у администрации свои планы, им нужно закатать все в гранит, — поясняет тайминг и сложности проекта один из основателей фонда предприниматель Юрий Окунев.
Стоимость исследования, по словам Окунева, составила 250 тыс., проект может обойтись в 3-4 млн. Сейчас главная задача фонда донести рекомендации и, возможно, взяться за проект, а также показать полезность проектных бюро, которые занимались бы общественными пространствами.
— Любая реконструкция должна быть запроектирована. Необходимо создавать рынок проектных бюро, которые будут заниматься благоустройством. К сожалению, вся компетенция проектировщиков состоит в том, чтобы сделать проект за 2-3 недели и успеть освоить деньги. И мы получаем то, что получаем. Нужно вносить изменения в законодательство. Год проектируем на следующий год строим. В один год и проектировать, и строить нельзя, — заключает Окунев.
Также в планах фонда закончить большой фильм с рабочим названием «Главный проспект», который изначально задумывался, как сумма мнений о проспекте Ленина и его проблемах, но теперь сюжет фильма расширится. После того, как фонд узнал о планах администрации благоустроить проспект «с теми же ошибками», темой фильма решили сделать весь Екатеринбург. Ключевой тезис фильма теперь звучит так: «Города конкурируют за людей».
Съемочная группа готовит материал о проблемах города, людях, которые пытаются их решить, и показывает примеры качественного благоустройства в других странах. Также планируется тур по Европе, который станет еще одной частью фильма. Как сообщил IMC Илья Полянских, один из героев фильма урбанист Илья Варламов посоветовал команде фонда показать, как решаются проблемы города в других странах. Так, съемочная группа уже собирается в Голландию, Люксембург и Бельгию, чтобы показать кейсы местного благоустройства.
Фильм будет готов ориентировочно к концу октября. «Город может» планирует показать его на Forum 100+.
Фото — Илья Брук. Скриншоты — из презентации «Город может».
Партнерский материал
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.