Кафе «Бережок» и общежитие «Курятник»

Апофеоз советского модернизма, или что смотреть на новой фотовыставке «Соцгород Химмаш» в МИЕ

21 июня, 18:00, 2019г.    Автор: Анна Филосян

На этой неделе Музей истории Екатеринбурга (МИЕ) запустил сразу три проекта, посвященные Химмашу. Накануне в открылась фотовыставка «Соцгород Химмаш», показали документальный спектакль «Бабушкин дом» по рассказам жительницы района, а в субботу выпускница Школы городских маршрутов Дарья Чурсина проведет новую экскурсию по Химмашу культурному, которая закончится на высоте 25-го этажа — на одной из многоэтажек, откуда открывается всеобъемлющий вид на соцгородок. Культурный обозреватель IMC Анна Филосян побывала на открытии основного проекта — фотовыставки — и рассказывает, какие объекты можно увидеть на архивных фотографиях и что привлекает исследователей в отдаленных районах города.

Одна из фотографий выставки, на которой можно увидеть ДК «Химмаш». Фото из архива Музея истории завода «Уралхиммаш»

Выставка «Соцгород Химмаш» — часть макропроекта «Город семи районов» к 300-летию Екатеринбурга, финансируемого президентским грантом и посвященного исследованию наследия нецентральных районов города. В отдаленных районах нет достопримечательностей и памятников — зато есть истории жителей, людей, которые их создавали и прожили в них всю жизнь. Музей успешно начал проект с Уралмаша: директор Музея Сергей Каменский регулярно проводит автобусные «анти-экскурсии» по району, в самом Музее периодически показывают документальный спектакль «Уралмаш GO» Дмитрия Зимина на основе интервью с жителями района. Именно эта оптика — исследование района через личные истории его жителей — лежит в основе нового исследования Химмаша. 

— Для нас этот проект долгосрочный, — поясняет Сергей Каменский. — Химмаш похож на район, с которого мы начинали — Уралмаш. Это тоже такой отдаленный, отдельный, уютный район. Нынешний проект тоже построен на историях жителей. В перспективе появится путеводитель по Химмашу, так же как и по другим районам, включенным в проект. 

Директор МИЕ Сергей Каменский на открытии выставки. Фото: Дарья Еремина

Химмаш — отдаленный район на юго-востоке Екатеринбурга, расположившийся на берегу Нижнеисетского пруда. Научный сотрудник Музея истории Екатеринбурга Александр Думчиков в ходе своего исследования брал интервью у работников завода и простых жителей района. На фотографиях, предоставленных из фондов Музея истории Уралхиммаша, район предстает как типичный пример позднесоветского соцгородка: здесь можно увидеть типовые архитектурные проекты, то, как организовывались соцгородки в послевоенное время, как они застраивались, какие социальные объекты их формировали. 

— Когда говорят «соцгород», обычно представляют утопические проекты, авангардные строения, типа Уралмаша, где город для завода, где все дороги ведут к проходной, — рассказывает краевед, куратор выставки Александр Думчиков. — По поводу Химмаша в газетах обычно писали «соцгородок» — то есть отношение немного другое, более личное. Если соцгород 1930-х годов — это город для завода, то здесь была попытка повернуть город лицом к человеку.

Научный сотрудник МИЕ Александр Думчиков. Фото: Дарья Еремина

Завод «Уралхиммаш» — градообразующее предприятие, поэтому все стройки происходили вокруг завода. Идея его строительства появилась еще в 1930-е, но завод долго не мог появиться на свет — стройку дважды начинали и дважды замораживали. Лишь во время войны, с эвакуацией киевского завода «Большевик», начинается застройка района. 

Сегодня со стороны завода можно проследить все этапы послевоенного советского строительства: сначала двухэтажные дома, построенные пленными немцами, потом сталинские 5-этажки, затем хрущевки, после — девятиэтажки в духе советского модернизма, а в конце, на стыке с Нижнеисетским озером, — современные высотки.

В 1950-е появляется «позвоночник» Химмаша — парадная улица Грибоедова, о которой даже написали во всесоюзной газете «Правда». Впрочем, за парадными сталинскими фасадами скрывался жилищный кризис: в квартиры заселяли по несколько семей. Затем на смену сталинскому классицизму пришла дешевая и быстрая застройка хрущевского времени, рабочие завода начали получать квартиры с собственной кухней и ванной комнатой. 

Туберкулезный профилакторий и роддом. Фото: Анна Филосян

В 1970−80-е годы рабочие районы по всему Союзу бурно развиваются и появляются многочисленные соцгорода. Утопическая идея соцгорода 1930-х трансформировалась в концепцию комфортного расселения рабочих завода и жителей района и их обеспечения всей необходимой инфраструктурой. Смысл в том, чтобы все основные человеческие потребности удовлетворялись «на районе», без необходимости выезжать в центр. Медицина, образование, досуг — в соцгородке можно жить обособленно, по принципу «родился — женился — умер». 

Социальные объекты, связанные с этими функциями, можно увидеть на выставке: это детские сады и школы, туберкулезный профилакторий и роддом, дом детского творчества «Юный химмашевец» и знаменитый Дом культуры, который жители района и активисты спасли от сноса несколько лет назад, и семейное общежитие коридорного типа, которое в народе называли «Курятник» из-за плотности заселения, и кафе «Молодежное» между женским и мужским общежитиями, и кафе «Бережок» с типичными советскими зонтиками-грибами, как в сериале «Чернобыль».

Важную часть экспозиции составляют интервью Александра Думчикова с жителями района о том, чем был и остается для них Химмаш. Юрий Коровин, главный инженер отдела капитального строительства Химмаша, утверждает, что Химмаш — это имиджевый проект, где улицы всегда мели, фасады всегда красили, было чисто, опрятно и приятно. Но существует и другое мнение: центральную улицу, конечно, мели, а шаг вправо — шаг влево и там уже совсем не так «по-соцгородски».

Общежитие «Курятник». Фото: Анна Филосян

Завершают экспозицию панорамные фотографии, на которых отчетливо виден контраст между старым дореволюционным Нижнеисетском и индустриальным советским Химмашем. На них и кольцо первого свердловского троллейбуса, и стела с названием завода, которую убрали в 1990-е, и газоны на месте храма Казанской иконы Божьей матери, в котором в советское время был клуб, библиотека, кинотеатр, жили учащиеся техникума, а потом он постепенно ветшал, пока его не взорвали в 1974 году (а в 2000-е восстановили).

1970−80-е годы — годы стабильности для района, бурного строительства и развития социальной инфраструктуры района. Производство на заводе стабильно росло, были подключены дополнительные цеха, которые производили товары народного потребления. Правда, на сковородках завода невозможно было жарить, и их чаще использовали как горшки для цветов, сгибая ручки и вешая на стену. В этой курьезной истории видится метафора всего советского проекта, которую в том числе передают черно-белые фотографии выставки: идея красивая, но что-то пошло не так и не заработало, как планировалось. 

Выставка уже открыта и будет работать до 22 июля. Попасть на нее можно в рабочее время Музея истории Екатеринбурга по адресу Карла Либнекхта, 26. Подробности здесь.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: