Гибкая архитектура. Теперь в Екатеринбурге

Шесть главных зданий Захи Хадид и суть ее архитектурного метода

18 октября, 00:00, 2018г.    Автор: Алексей Волков

На днях бюро Zaha Hadid Architects показало проект нового здания свердловской филармонии. Алексей Волков – уральский архитектор и преподаватель параметрического моделирования (основного метода Хадид) – на примере шести зданий объяснил IMC, как композиционный поиск, вдохновение авангардом и использование компьютерных технологий сформировали стиль бюро, который мы увидели в проекте филармонии.

От авангарда к деконструктивизму

Проект «Тектоник Малевича» (1976–1977)

Заха Хадид училась в одном из самых прогрессивных институтов мира – Школе архитектурной ассоциации в Лондоне. В начале творчества она интересовалась советским авангардом, поэтому в ранних работах можно увидеть композиции, подобные картинам Эля Лисицкого, Якова Чернихова (справа), Казимира Малевича и других авангардистов.  Собственно, дипломный проект Захи –отель на мосту над Темзой – был назван «Тектоник Малевича».

Проект «Тектоник Малевича»

Проект не осуществился, но он положил начало серии авангардных, нарушающих традиционную форму зданий Хадид.

Пожарная часть в кампусе Vitra (1993)

Проекты студии печатались в архитектурных журналах, но еще долго оставались только на бумаге. Первым построенным зданием Захи Хадид была пожарная часть в кампусе Vitra, которая стала одним из «манифестов» деконструктивизма в архитектуре.

Пожарная часть в кампусе Vitra

Проект пожарной части одним из первых раскрыл новое представление и понимание архитектурной эстетики, согласно которому здание воспринимается не объемом, а динамичной композицией (смотрите эскиз слева). В случае с пожарной частью, это композиция из бетонных плит, которые будто бы скользили одна над другой и застыли в движении.  По задумке Хадид, пожарная часть должна была продолжить окружающий ландшафт и связать его с архитектурой кампуса.

«Тектоник Малевича», здание пожарной части и другие ранние работы Хадид в поиске проектных решений напоминают методы советских авангардистов. Заха создает  абстрактные композиции, в которых выражает идею, форму и пространственное решение  будущих зданий.

Здание MAXXI - Национального музея искусств XXI века в Риме (2010)

Здание MAXXI – Национального музея искусств XXI века в Риме – продолжило абстрактную традицию Захи.  Музей вписывается в существующую городскую сетку, плавно соединяясь с окружающей исторической застройкой.

Пространство музея формируется несколькими  сложными  объемами, которые проходят друг через друга, чем создают  богатую пространственную и функциональную структуру.

Здание MAXXI

Здание погружает посетителей в свой собственный небольшой мир, в котором можно найти совершенно неожиданные виды и маршруты.

Музей внутри

Компьютерные технологии и манифест параметризма

В 2000-х годах компьютерные технологии начали играть важную роль в архитектуре, и во многом применение сложных компьютерных алгоритмов при проектировании зданий ассоциируются со студией Захи Хадид.  В то время один из партнеров Zaha Hadid Architects – Патрик Шумахер – написал манифест, говорящий о новом стиле в проектировании. Он назвал этот стиль «параметризм». 

Философия параметризма представила архитектуру как гибкую систему различных параметров, реагирующую на потребности среды (людей, общества). Используя данный подход, архитектор выделяет различные параметры (например: высота этажа, форма здания, площадь затенения и т.д.), показывает как они влияют друг на друга, а программа создает модель здания. Чтобы анализировать очень сложные системы, бюро Zaha Hadid Architects предложило использовать компьютерные алгоритмы.

Сделаем шаг на несколько лет вперед. В 2015 году бюро Хадид создавало генплан застройки в Стамбуле (слева), который отлично поясняет метод компьютерного вычисления. С помощью компьютерной симуляции бюро сделало анализ пешеходных маршрутов внутри проектируемого участка, в результате которого были вычислены кратчайшие пути для перемещения людей и транспорта. Объединив эти маршруты между собой, Zaha Hadid Architects получило удобную и функциональную инфраструктуру главных и второстепенных улиц.

Вообще, подобный подход придумал немецкий архитектор Фрай Пауль Отто. Он прямо в своих макетах натягивал шерстяные нити между улицами, через которые люди попадали в квартал, и опускал макет в воду. В воде нити начинали слипаться между собой, организуя главные и второстепенные улицы. Такой алгоритм получил интересное название «мокрые нити». Студия Захи Хадид произвела те же действия, но использовала для этого архитектурный софт.

Использование параметрических алгоритмов и вычислений позволило Хадид проектировать уникальные объекты и пространства, а работы ее бюро стали протестом против стереотипных решений и типовых зданий. 

Центр Гейдара Алиева в Баку (2007-2012)

Центр Гейдара Алиева в Баку считается одним из самых известных примеров параметрической архитектуры. 

Центр Гейдара Алиева

Вырастающие из земли складки, являясь продолжением городской ткани, создают свой архитектурный ландшафт, который взаимодействует со зрителем, направляет его.  Силуэт здания напоминает традиционные азербайджанские узоры.

В случае с центром Гейдара Алиева использование современных вычислительных технологий позволило Хадид решить сложную конструктивную задачу: построить объект чрезвычайно сложной формы, где оболочка здания является пространственной рамой и выполняет несущую функцию – внутри здания нет колонн.

Chanel mobile art  (2008-2010)

Еще одна интересная параметрическая работа – мобильный выставочный павильон Chanel mobile art. Его можно отметить отдельно, потому что он сам по себе уникальный. Слово «мобильный» в названии не случайно. Этот гигантский павильон можно разобрать и переместить в любую точку мира.

Chanel mobile art

Выставочное пространство представляет собой последовательность арок, раскрывающихся к центральному двору, который связывает выставку и общественные зоны. При создании павильона использовался алгоритм, разбивающий форму на панели так, чтобы их можно было легко разобрать и перевозить из города в город.

Сооружение состоит из 700 деталей, их максимальная длина – всего два метра. Весь павильон умещается в 56 контейнеров. И даже если при транспортировке что-нибудь потеряется, панели можно снова изготовить на  автоматизированных станках. 

Павильон был выставлен в Гонконге, Токио, Нью-Йорке, а сейчас находится в Париже. По ссылке можно прогуляться по нему.

Antwerp Port House (2009-2016)

Заха Хадид работала не только с отдельными новыми зданиями. Ее бюро осуществило несколько проектов, которые объединили новую постройку с архитектурными памятниками. 

Antwerp Port House

В проекте Antwerp Port House новый объект  не закрывает старое здание, а парит над ним и будто опирается на крышу. Таким образом Заха подчеркнула историческое значение, монументальность основного здания. Получилась некая иллюстрация мысли о том, что исторический контекст служит основой для современной архитектуры.

Анализируя подход бюро Хадид в Antwerp Port House и музея XXI века в Риме, о котором упоминалось ранее, можно понять, как и почему Zaha Hadid Architects действует в случае с филармонией в Екатеринбурге (правда в настоящий момент бюро работает уже без участия самой Захи, которой не стало в 2016 году).

Представленный на конкурс проект филармонии оставляет главенствующим историческое здание, «обнимая» его с бокового и заднего фасада. При этом проект достаточно смелый, в духе Хадид. 

Архитектура Хадид может показаться нам странной и новой, но в России уже отстроено два здания от ее бюро. Саму Заху с Россией связал один важный жизненный этап – в Санкт-Петербурге она получила Притцеровскую премию и стала первой женщиной-архитектором, удостоившейся этой награды. 

Dominion Tower (2012-2015) в Москве

Думаю, завершить список главных зданий должен проект, осуществленный в Москве – это Dominion Tower. Он задумывался как массив пластин, уложенных друг на друга. Их пронизывает центральный атриум, который объединяет все элементы помещения и создает единое пространство.

Dominion Tower в Москве

Здание получилось не совсем таким, как было задумано изначально. Но так бывает с реализацией проектов. Сейчас бюро Zaha Hadid Architects работает над зданием Технопарка Сбербанка в Москве и, будем надеяться, построит филармонию в Екатеринбурге.

Самое главное, что нужно знать о Захе Хадид – это то, что в ее бюро удивительным образом сочетается творческая и техническая составляющая. Используя только творческих поиск композиции объекта, сложно доказать его рентабельность  и рациональность. С другой стороны опираясь лишь на компьютерные методы  проектирования, сложно заложить в них эстетику формы и подходящую пространственную структуру. Проекты, которые создало бюро Zaha Hadid Architects изначально имеют контекстную, сложную и интересную идею, которая подтверждается, оптимизируется, доказывается и становится реализуемой за счет использования вычислительных алгоритмов и технологий.

Думаю, здесь придутся кстати слова одного из самых известных архитекторов мира Фрэнка Гери. После смерти Захи он сказал: «Ее рисунки показали новую идею, новый мир архитектуры. Мы все долгие годы смотрели на конструктивизм и всегда им вдохновлялись, но Заха привнесла в это течение характерные черты. Она дала новую свободу, новые обязательства и новые возможности. И это было "вау"».

Фото: Pamphlet Architecture и сайт Zaha Hadid Architects.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: