На днях бюро Zaha Hadid Architects показало проект нового здания свердловской филармонии. Алексей Волков – уральский архитектор и преподаватель параметрического моделирования (основного метода Хадид) – на примере шести зданий объяснил IMC, как композиционный поиск, вдохновение авангардом и использование компьютерных технологий сформировали стиль бюро, который мы увидели в проекте филармонии.
От авангарда к деконструктивизму
Проект «Тектоник Малевича» (1976–1977)
Проект не осуществился, но он положил начало серии авангардных, нарушающих традиционную форму зданий Хадид.
Пожарная часть в кампусе Vitra (1993)
Проекты студии печатались в архитектурных журналах, но еще долго оставались только на бумаге. Первым построенным зданием Захи Хадид была пожарная часть в кампусе Vitra, которая стала одним из «манифестов» деконструктивизма в архитектуре.
«Тектоник Малевича», здание пожарной части и другие ранние работы Хадид в поиске проектных решений напоминают методы советских авангардистов. Заха создает абстрактные композиции, в которых выражает идею, форму и пространственное решение будущих зданий.
Здание MAXXI - Национального музея искусств XXI века в Риме (2010)
Пространство музея формируется несколькими сложными объемами, которые проходят друг через друга, чем создают богатую пространственную и функциональную структуру.
Здание погружает посетителей в свой собственный небольшой мир, в котором можно найти совершенно неожиданные виды и маршруты.
Компьютерные технологии и манифест параметризма
В 2000-х годах компьютерные технологии начали играть важную роль в архитектуре, и во многом применение сложных компьютерных алгоритмов при проектировании зданий ассоциируются со студией Захи Хадид. В то время один из партнеров Zaha Hadid Architects – Патрик Шумахер – написал манифест, говорящий о новом стиле в проектировании. Он назвал этот стиль «параметризм».
Философия параметризма представила архитектуру как гибкую систему различных параметров, реагирующую на потребности среды (людей, общества). Используя данный подход, архитектор выделяет различные параметры (например: высота этажа, форма здания, площадь затенения и т.д.), показывает как они влияют друг на друга, а программа создает модель здания. Чтобы анализировать очень сложные системы, бюро Zaha Hadid Architects предложило использовать компьютерные алгоритмы.
Вообще, подобный подход придумал немецкий архитектор Фрай Пауль Отто. Он прямо в своих макетах натягивал шерстяные нити между улицами, через которые люди попадали в квартал, и опускал макет в воду. В воде нити начинали слипаться между собой, организуя главные и второстепенные улицы. Такой алгоритм получил интересное название «мокрые нити». Студия Захи Хадид произвела те же действия, но использовала для этого архитектурный софт.
Использование параметрических алгоритмов и вычислений позволило Хадид проектировать уникальные объекты и пространства, а работы ее бюро стали протестом против стереотипных решений и типовых зданий.
Центр Гейдара Алиева в Баку (2007-2012)
Центр Гейдара Алиева в Баку считается одним из самых известных примеров параметрической архитектуры.
В случае с центром Гейдара Алиева использование современных вычислительных технологий позволило Хадид решить сложную конструктивную задачу: построить объект чрезвычайно сложной формы, где оболочка здания является пространственной рамой и выполняет несущую функцию – внутри здания нет колонн.
Chanel mobile art (2008-2010)
Еще одна интересная параметрическая работа – мобильный выставочный павильон Chanel mobile art. Его можно отметить отдельно, потому что он сам по себе уникальный. Слово «мобильный» в названии не случайно. Этот гигантский павильон можно разобрать и переместить в любую точку мира.
Сооружение состоит из 700 деталей, их максимальная длина – всего два метра. Весь павильон умещается в 56 контейнеров. И даже если при транспортировке что-нибудь потеряется, панели можно снова изготовить на автоматизированных станках.
Павильон был выставлен в Гонконге, Токио, Нью-Йорке, а сейчас находится в Париже. По ссылке можно прогуляться по нему.
Antwerp Port House (2009-2016)
Заха Хадид работала не только с отдельными новыми зданиями. Ее бюро осуществило несколько проектов, которые объединили новую постройку с архитектурными памятниками.
В проекте Antwerp Port House новый объект не закрывает старое здание, а парит над ним и будто опирается на крышу. Таким образом Заха подчеркнула историческое значение, монументальность основного здания. Получилась некая иллюстрация мысли о том, что исторический контекст служит основой для современной архитектуры.
Анализируя подход бюро Хадид в Antwerp Port House и музея XXI века в Риме, о котором упоминалось ранее, можно понять, как и почему Zaha Hadid Architects действует в случае с филармонией в Екатеринбурге (правда в настоящий момент бюро работает уже без участия самой Захи, которой не стало в 2016 году).
Представленный на конкурс проект филармонии оставляет главенствующим историческое здание, «обнимая» его с бокового и заднего фасада. При этом проект достаточно смелый, в духе Хадид.
Архитектура Хадид может показаться нам странной и новой, но в России уже отстроено два здания от ее бюро. Саму Заху с Россией связал один важный жизненный этап – в Санкт-Петербурге она получила Притцеровскую премию и стала первой женщиной-архитектором, удостоившейся этой награды.
Dominion Tower (2012-2015) в Москве
Думаю, завершить список главных зданий должен проект, осуществленный в Москве – это Dominion Tower. Он задумывался как массив пластин, уложенных друг на друга. Их пронизывает центральный атриум, который объединяет все элементы помещения и создает единое пространство.
Здание получилось не совсем таким, как было задумано изначально. Но так бывает с реализацией проектов. Сейчас бюро Zaha Hadid Architects работает над зданием Технопарка Сбербанка в Москве и, будем надеяться, построит филармонию в Екатеринбурге.
Самое главное, что нужно знать о Захе Хадид – это то, что в ее бюро удивительным образом сочетается творческая и техническая составляющая. Используя только творческих поиск композиции объекта, сложно доказать его рентабельность и рациональность. С другой стороны опираясь лишь на компьютерные методы проектирования, сложно заложить в них эстетику формы и подходящую пространственную структуру. Проекты, которые создало бюро Zaha Hadid Architects изначально имеют контекстную, сложную и интересную идею, которая подтверждается, оптимизируется, доказывается и становится реализуемой за счет использования вычислительных алгоритмов и технологий.
Думаю, здесь придутся кстати слова одного из самых известных архитекторов мира Фрэнка Гери. После смерти Захи он сказал: «Ее рисунки показали новую идею, новый мир архитектуры. Мы все долгие годы смотрели на конструктивизм и всегда им вдохновлялись, но Заха привнесла в это течение характерные черты. Она дала новую свободу, новые обязательства и новые возможности. И это было "вау"».
Фото: Pamphlet Architecture и сайт Zaha Hadid Architects.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.