От конструктивизма к неоклассике

Чем запомнился городу первый главный архитектор Свердловска

3 сентября, 08:00, 2018г.    Автор: IMC

В Уральском музее архитектуры и дизайна открылась выставка «Первый главный», сделанная к 135-летию со дня рождения архитектора Георгия Голубева. Это он спроектировал в Свердловске Медгородок, Дом печати и здание теперешней мэрии – объекты, остающиеся символами города и сегодня. It’s My City рассказывает, зачем Голубев переехал на Урал из Петербурга, как первый главный архитектор смог сочетать конструктивизм и «сталинский ампир» и почему гордился реконструкцией Горсовета.

Один из петербургских зодчих

Георгий Голубев родился в 1883 году в Харькове, в семье служащего, происходившего из крестьян. Вместе с учебой в гимназиях Таганрога, Тифлиса и Петербурга учился рисованию: то в Тифлисской гимназии у художника Чернова, то в Школе технического рисования барона Штиглица. В 1915 году он окончил институт гражданских инженеров Николая I в Петербурге, причем с золотой медалью «За лучшие проекты по архитектуре».

Еще во время учебы Голубев был помощником у архитектора Э. Ф. Шитта, а потом начал работать в мастерской В. Щуко. Карьера в столице Российской империи развивалась поступательно: Георгий Александрович участвовал в строительстве многоквартирных жилых домов, вокзалов в Санкт-Петербурге и Киеве, проектировал павильоны России на выставках в Риме и Турине.

После революции 1917 года Голубев преподавал графические искусства на женских курсах высших архитектурных зданий, впоследствии переформированных в архитектурный институт. В 1920 году он занимался оформлением Смольного дворца к конгрессу III Интернационала, а также был архитектором-консультантом Управления Октябрьской железной дороги. Работая в ленинградских Торговой палате и Торговой бирже, архитектор Голубев восстанавливал здания Фондовой и Калашниковской бирж.

После 1920-х положение зодчих нельзя было назвать уверенным – страна пережила Гражданскую войну, а концентрация архитектурных сил в Петербурге превышала все мыслимые границы. С этим исследователи связывают, например, «петербургский десант» архитекторов в огромную новообразованную Уральскую область, где нужно было строить будущий «Большой Свердловск» – центр территории от Северного Ледовитого океана до казахский степей. Так в 1926 году Георгий Голубев переехал в Свердловск по приглашению Уральского облздравотдела на должность проектировщика.

Урал: проектировщик медицинских зданий

По архивным данным с 1926 по 1935 год в столицу Уральской области приехало более 80 специалистов. Самыми опытными архитекторами там были В. Соколов, В. Горшков, Г. Голубев, И. Антонов – у них уже было около 14-15 лет стажа работы с ведущими архитекторами Петербурга. При своем опыте они не были чужды новациями, в частности Голубев разрабатывал проект конструктивистского Медгородка, комплекса зданий физиотерапевтического института, медицинской академии, института охраны материнства.

Фото: Вячеслав Солдатов

Архитектор работал и в области: по его проектам построены поликлиника в Кизеле, хирургический павильон в Троицке, больница в Лысьве. А в Свердловске уже в 1938 году была построена больница спецназначения в Зеленой роще, но она заметно отличалась от конструктивистских построек.

Среди других проектов Голубева – два «Дома специалистов» (Переулок Банковский, 8-10), «Дом печати», также сохранившие черты советской авангардной архитектуры. Еще архитектор предлагал оригинальные решения по реконструкции ведущих площадей города: 1905 года, Привокзальной, Народной мести, плотины и набережных Городского пруда.

Больница в Зеленой Роще. Фото: 1723.ru

Главный архитектор Свердловска

Весной 1936 года Голубев был утвержден на должность главного архитектора Свердловска. За 8 лет он выполнил несколько значимых проектов. Главные работы этого времени: реконструкция здания Горсовета на площади 1905 года (1937-1949 годы), Дворец культуры завода «Уралэлектротяжмаш» (1940-е—1953), уже упоминавшаяся больница в Зеленой Роще. В годы войны Георгий Голубев занимался поиском промышленных площадок для эвакуированных предприятий и размещением заводов.

Здание Управления НКВД по Свердловской области. Фото: 1723.ru

Постройки этого времени знаменуют отход от конструктивизма: на зданиях появляются классические пропорции, колонны и портики – все в русле господствующей тогда «неоклассики». По мнению Эдуарда Кубенского, большая часть свердловских конструктивистов с радостью восприняла поворот к неоклассицизму в архитектуре: старшее поколение – в связи со своим классическим образованием; молодое – из-за желания строить коммунизм, в частности, Дворцы коммунизма.

«Георгий Голубев гордился реконструкцией здания Горсовета на площади 1905 года. Сегодня нам кажется это логичным, ведь Георгий Александрович учился в Петербургском институте гражданских инженеров у знаменитого Щуко, с котором позднее разрабатывал пропилеи Смольного института и многочисленные павильоны Российской империи на международных выставках в Италии и Франции в классическом стиле. Более того, в Музее архитектуры на Плотинке хранится его рукопись, посвященная творчеству великого архитектора эпохи Возрождения Андреа Палладио», – уточняет Кубенский.

Фото: 1723.ru

«Старая школа» давала необходимый опыт: например, во время реконструкции здания Горсовета Голубеву пришлось учитывать исторически сложившиеся объемы и одновременно преодолевать однородную плоскостную структуру стоявшего здесь ранее Гостиного двора. А кругозор помогал заниматься большими проектами вроде реконструкции улицы Якова Свердлова, проекта Привокзальной площади или участия в разработке генерального плана застройки города.

Фото: 1723.ru

После войны Георгий Голубев продолжает заниматься проектами в Свердловской области: он осуществил планировку нового города Карпинска. В 1949 году, во время строительства клуба «Огнеупор» в Богдановиче (который создан по подобию ДК УЭТМ в Свердловске) Голубев умер от сердечного приступа. Он похоронен на Лютеранском кладбище города, которое в советское время было местом упокоения городских архитекторов — Г. Валенкова, С. Домбровского, П. Оранского и М. Рейшера. Могила Голубева в Свердловске не сохранилась, но остались здания, которые он создал. Без них город был бы другим.

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: