13 августа, 15:34, 2025 г.
В школы нескольких регионов России, включая Свердловскую область, поступили методические рекомендации по работе с детьми мигрантов. Они разработаны Минпросвещения, МВД и Минобрнауки. В документе, опубликованном на сайтах региональных министерств образования, предлагается обращать особое внимание на учащихся, которые проявляют «пренебрежение к традиционным российским ценностям» или демонстрируют «трудности в адаптации».
Согласно методичке тревожными сигналами считаются негативная реакция на уроки «Разговоры о важном», использование «необычных» слов и выражений, а также создание конфликтных ситуаций. При этом авторы подчеркивают необходимость мягкого подхода и предлагают варианты помощи в социализации.
Учительское сообщество по-разному оценило документ. С одной стороны, методичка попыталась учесть психологические особенности детей, которые сменили привычное окружение и родную обстановку. С другой стороны, эксперты называют формулировки и цели методички некорректными. Сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий недоумевает:
«Почему мы должны специально заранее настраивать учителей на то, что именно дети иностранных граждан будут вести какие-то противоправные разговоры?»
Авторы методички предлагают разные варианты помощи в социализации и предотвращении правонарушений, советуют анализировать ученические работы и высказывания, фиксируя случаи «крайних суждений» и «нетерпимости». Особое внимание в интеграции предлагается уделять «Разговорам о важном», «исторической памяти, традиционным российским ценностям, государственной символике Российской Федерации».
Специалист сервиса психотерапии Alter Анастасия Котельникова считает, что более длительные результаты дают внеурочные занятия и кружки: «Надо делать „ценности“ не лекцией, а средой — через правила, тренинг навыков, совместные дела и последовательную, предсказуемую дисциплину».
Рекомендации не являются нормативными документами, а значит, школы самостоятельно решают, использовать их или нет.