Октябрьский районный суд Екатеринбурга отказал защитникам Березовой рощи в Академическом районе в новой экспертизе, которая бы установила, какие краснокнижные растения произрастают в лесу. Активисты настаивали на ней, чтобы доказать, что в роще растут несколько видов редких растений и потому ее стоит признать особо охраняемой территорией и запретить здесь любое строительство. Об этом сообщает корреспондент It’s My City из зала суда.
Фото: It's My CityВ суде выступили два эксперта, к которым обращались защитники рощи — ботаник Павел Левченко и биолог Елена Затеина. Экспертом также выступила директор Ботанического сада Алена Третьякова. Его специалисты проводили предыдущую экспертизу в роще по заказу застройщика «Краснолесье», который планирует возвести на месте части рощи жилой комплекс.
Левченко провел собственное исследование и насчитал в роще четыре вида краснокнижных растений — гнездовка настоящая, наперстянка крупноцветковая, лилия саранка и адонис весенний. По его словам, он не нашел только одно растение — любку двулистную, которая была указана в предыдущей экспертизе. По мнению Левченко, она могла находиться под землей и не прорасти. Затеина по итогам экспертизы в феврале 2025 года нашла в роще любку двулистную и гнездовку настоящую.
И Левченко, и Затеина выступили против пересадки обнаруженных краснокнижных растений из рощи в другое место, чтобы освободить рощу для застройки. По словам ботаника, если пересаживать все растения, то пропадает смысл Красной книги — нужно сохранять среду обитания, в которой они произрастают. В своем заключении эксперты приходят к выводу, что Березовую рощу стоит признать особо охраняемой природной территорией.
Директор Ботанического сада Алена Третьякова не согласна с экспертами от активистов. По ее словам, для придания месту особого статуса нужно, чтобы оно обладало уникальными характеристиками. У Березовой рощи их нет, потому что березовый лес возник на месте разработки торфяника, то есть неестественным образом, а произрастающие здесь краснокнижные растения можно найти через дорогу в Юго-Западном лесопарке, а также в Московском лесопарке.
«Это не реликтовая Самшитовая роща в Абхазии. Это березняк, выросший на месте торфоразработки. Этот участок не вносит вклад в сохранение численности краснокнижного вида», — заявила она.
Заслушав всех экспертов, судья Нина Козлова отказалась назначить новую экспертизу. Она также попросила истцов более четко сформулировать претензии к ответчикам — правительству Свердловской области и мэрии Екатеринбурга, которых те обвиняют в бездействии по сохранению рощи от застройки. Следующее заседание назначили на 23 апреля
Уже шесть лет жители Академического протестуют в защиту Березовой рощи, на месте которой компания «Краснолесье», связанная с «Атомстройкомплексом», намерена построить новый ЖК на 158 тысяч квадратных метров жилья. Застройщик собирается вырубить больше 40% рощи, а оставшуюся часть компания планирует благоустроить и получить для нее статус парка.
Местные жители требуют оставить рощу нетронутой и в текущих границах. В суде с застройщиком и властями они добиваются того, чтобы всей роще дали статус особо охраняемой природной территории. Они аргументируют это тем, что в роще растут краснокнижные растения. Экспертами по этому вопросу ранее выступили сотрудники Ботанического сада УрО РАН. По их сведениям, в роще растут пять таких растений, но лишь одно из них можно назвать редким — это лилия саранка. Ее полностью выкопали и пересадили в Ботанический сад. Активисты настаивают на повторной экспертизе, которую, по их мнению, должны провести независимые специалисты.
11 февраля, еще до окончания судебного процесса, подрядчик «Атома» начал рубить деревья и устанавливать забор в Березовой роще, что вызвало протесты среди горожан, выступающих против застройки. Полиция остановила вырубку, но разрешила возводить ограждение. Местные жители пытались помешать рабочим и даже снесли забор в первую ночь после начала протестов.
12 февраля Октябрьский районный суд удовлетворил ходатайство защитников Березовой рощи в Академическом и наложил обеспечительные меры. Теперь на территории рощи запрещены любые работы до итогового решения суда по иску активистов к застройщику и властям. 13 февраля мэрия Екатеринбурга объявила предостережение застройщику, так как он огородил большую территорию рощи, чем было нужно.
