Спустя год настойчивой промокампании отечественный блокбастер о солнце русской поэзии «Пророк. История Александра Пушкина» попал, наконец, в кинотеатры. Казалось бы, фильм молодого режиссера Феликса Умарова просто не мог провалиться — роль великого поэта исполнил номинант на «Оскар» Юра Борисов, над сценарием работал автор отличного истерна «Красный призрак» Андрей Курганов, да и сам режиссер внушал доверие после экспериментальной короткометражки «Эдем». Одним словом, «Пророк» резонно выглядел как настоящая конфетка.
Не пугали даже поддержка «Фонда кино» и настойчивая интеграция «Пушкинской карты» — все-таки масштабному историческому фильму нужен приличный бюджет. И вот меньше чем за месяц до возможного «оскаровского» триумфа Борисова «Пророк» вышел в прокат. Каким же получился байопик о самом известном русском писателе? Давайте разберемся.
Галопом по Европам
Умаров и сценаристы Курганов и Василий Зоркий решили не мелочиться и попробовали пересказать всю насыщенную жизнь Александра Пушкина за два часа с хвостиком. Ну и правда, не ограничивать же себя лишь несколькими эпизодами из жизни поэта?
Картина начинается с небольшого флешбэка из лицейской юности Пушкина, а затем режиссер без предупреждения бросает зрителя в 1820-е годы. Пушкин — уже звезда. Он слоняется по кабакам, сильно пьет, обзывается, участвует в дуэлях и провоцирует императора дерзкими стихами и выходками. Борисов прицельно бьет в образ поэта-бретера — в некоторых сценах из начала фильма Пушкина легко можно перепутать с условным Аликом из «Мир, дружба, жвачка!», которого актер с успехом играл в сериале.

Кадр из фильма «Пророк. История Александра Пушкина»
После очередной выходки Пушкина отправляют в ссылку, где он знакомится с княгиней Воронцовой и влюбляется в нее. Разозленный князь прогоняет зарвавшегося поэта и приговаривает его ко второй ссылке, на этот раз в родное Михайловское. Там Пушкин переживает творческий кризис, а его поэзия подвергается цензуре. К Пушкину приезжает лицейский друг и рассказывает ему о планах декабристов. А затем... Извините за словоблудие, но вехи из жизни Пушкина подаются зрителю именно так — сценаристы не смогли аккуратно выстроить нарратив «Пророка», так что история поэта подается как набор мало связанных эпизодов, склеенных красивыми кадрами русской природы.
К середине фильма невольно начинаешь задумываться, а кто такой этот Александр Сергеевич Пушкин?
Да, время от времени Умаров просыпается и просит Борисова прочитать пару стихов поэта проникновенным закадровым голосом, но бóльшую часть фильма герой бесцельно слоняется по кадру, ведет себя то как хулиган, то как романтик, а то и вовсе как революционер. Картинка просто не складывается. Мы следим не за Пушкиным, а за Юрой Борисовым в кудрявом парике. Выглядит актер хорошо, но при чем здесь Пушкин?
Не буду томить преамбулами и экивоками: «Пророк» — это до обидного плохое кино.

Кадр из фильма «Пророк. История Александра Пушкина»
Стильно, модно, молодежно (нет)
Очевидно, что «Пророка» снимали для определенной аудитории — подростков. Ведь надо же заставить молодежь читать великого поэта? Конечно надо. Но не такими средствами.
Самая нелепая часть фильма — это его музыкальная составляющая. Приведу пример. Пушкин сидит у себя в Михайловском, готовится писать гениальные стихи, и вот приходит вдохновение. Пушкин переносится в параллельную реальность, в которой на глазах зрителя рождаются герои стихов и прозы поэта. А затем Борисов начинает читать рэп.
Да, «Пророк» — это еще и мюзикл. Причем молодежный! Умаров словно кричит юной аудитории: «Посмотрите, у нас и рэп есть!» Трудно понять, на что рассчитывали сценаристы и продюсеры фильма. Первая хип-хоп-композиция «Пророка» написана настолько плохо, что над ней можно разве что посмеяться. Вместо припева Борисов упорно талдычит одну строчку: «Отпусти меня, божественный глагол». Удивительно, что никто не подумал, что этот рефрен в первую очередь напомнит о вирусном хите Big Russian Boss, а не о цитате из Пушкина.

Кадр из фильма «Пророк. История Александра Пушкина»
Излишне говорить, что Борисов не рэпер, а актер, так что «флоу» у него получается соответствующий. Поражает другое — сценаристы решили сами написать лирику для Пушкина. Почему нельзя было банально наложить строчки поэта на бит — вопрос без ответа. То, что вышло у Курганова и Зоркого — не просто нелепо, но и обидно. По мнению команды «Пророка», Пушкин сначала писал великие стихи, экспериментировал со сложными ритмическими рисунками, а затем читал рэп, рифмуя глаголы. Такой себе гений, правда?
Но первое «явление» рэпа Пушкина — это еще цветочки. Зрителей ждет настоящий рэп-батл (да, на дворе, видимо, 2016 год) между поэтом и главой жандармов Бенкендорфом, сопровождаемый дешевым тектоником в исполнении цензоров на подтанцовке. А потом за читку возьмется и сам император Николай...
В «Пророке» есть и обычные песни, напоминающие арии диснеевских героев. Одну такую исполняет княгиня Воронцова. И вроде все хорошо, поет чисто, люди вон в кадре танцуют. А получается все равно фальшь. Ну не цепляет мелодия, да и уровень лирики провалился куда-то за плинтус. А ведь фильм про великого поэта снимают. Не место в нем графомании.

Кадр из фильма «Пророк. История Александра Пушкина»
Против истории
То, что за реального Александра Сергеевича при просмотре «Пророка» досадно — уже понятно. Но Умаров со сценаристами успели поиздеваться и над другими историческими фигурами. Цензора Бенкендорфа облачили в кожаный черный костюм энкавэдэшника и превратили в мелочного хейтера, но больше всего досталось учителю и другу Пушкина поэту Василию Жуковскому. Ближайший соратник Александра Сергеевича превратился в завистливого бездаря, при любом удобном случае напоминающего, что именно он научил молодое дарование писать шедевры.
Несфокусированный взгляд Умарова мешает и декабристам. Несмотря на успешный прокат средненького блокбастера «Союз спасения», авторы «Пророка» все же решили еще раз «осмыслить» восстание на Дворцовой площади. Да, жестокое подавление бунта действительно сильно повлияло на мировоззрение поэта, но фильм легко бы обошелся и закадровым комментарием. Участников декабрьского восстания показали очень куце и однобоко: революционеры прочли Пушкина, пару раз собрались на квартире, вышли на площадь и отправились в ссылку. И все это за три минуты экранного времени. Зачем?
Ложку позитива в бочку негатива добавляет только Юра Борисов, который успешно играет Юру Борисова. Ну, а что? Актер уже лет пять блистает в роли гопника с добрыми глазами, и взяли на роль Пушкина его явно неслучайно. Никто и не ожидал от него оригинальной актерской игры, так что претензии к образу Борисова выдвигать бессмысленно.
Прочитав сторонние рецензии на «Пророка», можно уловить главную мысль — «Пророк» звезд с неба не хватает, но хотя бы заставляет взяться за томик Пушкина. Умарову действительно удалось посодействовать чтению Пушкина, после этого фильма очень хочется обратиться к книгам поэта, чтобы убедиться, что реальный Пушкин — гений, а не малопонятный чудак.