21 января, 12:09, 2025 г.
Администрация Екатеринбурга включила соглашение на продление трамвайной ветки в Акадмическом районе в план по реализации концессионных соглашений в этом году. Постановление, подписанное мэром Алексеем Орловым, появилось на сайте мэрии.

Фото: It's My City
Концессионер должен будет проложить 24,5 километра трамвайных путей в Академическом, закупить 80 трамваев (20 двухсекционных и 60 трехсекционных), построить депо, три тяговые станции и отремонтировать 1,7 километра путей. Городские власти выставят объект на торги 1 февраля, концессионера выберут в результате конкурса.
Концессию, скорее всего, выиграет компания «Мовиста», которая строила трамвайную ветку в Верхнюю Пышму. Как пояснили в пресс-службе мэрии, в июле 2024 года глава Екатеринбурга Алексей Орлов подписал с руководством «Мовисты» декларацию о намерениях заключить концессионное соглашение. «Мовиста» обещает купить 99 трамваев для Екатеринбурга (80 из них для ветки в Академическом, 19 — для ветки в Верхнюю Пышму) и проложить 19 километров путей до Среднеуральска, продлив линию Екатеринбург — Верхняя Пышма.
Проблема с общественным транспортом в Екатеринбурге
Общественный транспорт Екатеринбурга часто подвергается критике. Вице-президент Международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта (МАП ГЭТ) Владимир Федоров в начале 2024 года называл транспортную систему города примером того, как делать в XXI веке не надо. Подробнее его позицию читайте здесь.
На плохо работающий общественный транспорт жители Екатеринбурга жаловались мэру Алексею Орлову и губернатору Евгению Куйвашеву. В октябре 2024 года жалобы дошли до спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко: она зачитала сообщение горожанки, рассказавшей о том, как трудно уехать вечером на автобусе или трамвае от ТРЦ «Гринвич». Матвиенко посоветовала Орлову самому попробовать уехать на общественном транспорте «с Гринвича».
Проблема с транспортом усиливается тем, что у «Гортранса» (ему принадлежат в том числе трамваи) не хватает собственных средств. По данным системы проверки контрагентов «Руспрофиль», по итогам 2023 года ЕМУП «Гортранс» при выручке 4,8 млрд рублей получил 216 млн рублей чистого убытка. В том же году налоговая блокировала счета «Гортранса», а чтобы справиться с задолженностью, в городском транспорте повысили плату за проезд.
В 2024 году в Екатеринбурге началась масштабная транспортная реформа, которая, как утверждают городские власти, поможет реанимировать общественный транспорт. С перевозчиками начали заключать брутто-контракты, повысили штрафы за безбилетный проезд и намерены ввести центры управления пассажирскими перевозками.
С 1 августа прошлого года на брутто-контракты перешел электротранспорт — троллейбусы и трамваи, хотя оба вида транспорта и так принадлежат муниципальному «Гортрансу». С 1 февраля по этой схеме начнут работать и автобусы. До конца 2026 года в рамках реформы мэрия планирует обновить транспорт и купить 395 новых автобусов, 75 троллейбусов и 100 трамваев. Чтобы выяснить, как жители Екатеринбурга относятся к транспортной реформе, мэрия потратила 1,3 млн рублей на проведение соцопроса.