В здании бывшего кинотеатра «Салют» открылась выставка «Личный город» от фестиваля светового искусства «Не темно». Обычно фестиваль проходит зимой на улице, но в этом году организаторы решили открыть экспозицию световых инсталляций в теплое время и в закрытом помещении.
В своих работах художники из Екатеринбурга, часть из которых живут в других городах России и разных странах, рассказывают о «доме-расческе», доме Севастьянова, Оперном театре, «Колизее» или обычных панельках, с которыми связаны их личные истории и переживания.
Фото: Елена Елизарова / It’s My CityОсенняя выставка от фестиваля «Не темно» — это история о городе и его художниках, попытка создать эмоциональную карту Екатеринбурга, рассказывает куратор фестиваля «Нетемно» и президент фонда «Культурный транзит», ставшего соорганизатором выставки, Евгения Никитина.
— Авторам предложили выбрать здание, которое имело значение в их жизни. Это необязательно какие-то семейные ситуации или что-то жизнеполагающее. И художники должны были рассказать эти истории с помощью света, — говорит Никитина.
Работа Алексея Вебера о «хрущевках» и площади у Драмтеатра. Фото: Елена Елизарова / It’s My City14 инсталляций расположились на разных этажах «Салюта» — в кинозалах, фойе, обычно закрытых для посетителей помещениях и лестничных пролетах. На первом этаже мы знакомимся с двумя работами — художницы Анастасии Пищугиной и центра «Территория авангарда».
Арт-объект Пищугиной находится в отгороженном ширмами закутке под лестницей. Если вы уже знакомы с творчеством художницы, то наверняка помните, что чаще всего ее работы связаны с Эльмашем, его жителями и домами. Поэтому на стенах «Салюта» можно увидеть тени от решеток, которые обычно ставят на окна жители первых этажей. Возможно, у вас были такие же — в виде солнышек, цветков, лучей.
Фото: Елена Елизарова / It’s My CityВ фойе за темной шторой — инсталляции от проекта «Территория авангарда», который продвигает уральский конструктивизм. Живущий за рубежом программист Артем Пантелеев попробовал себя в амплуа художника и переосмыслил конструктивистские здания Екатеринбурга. 3D-модели городка «Госпромурала» («дом-расческа»), ансамбля площади Парижской Коммуны с гостиницей «Исеть» и непостроенного синтетического театра на этой площади проецируют на стены темного фойе.
Светящиеся кубы с окнами «дома-расчески». Фото: Елена Елизарова / It’s My CityКуратор фестиваля Евгения Никитина также представила личную работу. Она выбрала Дом промышленности, или так называемый «Пентагон», где сейчас находится «НПО Автоматики». Когда-то там работа ее мама, она была причастна к производству ракет. Маленькая Женя полагала, что это были космические ракеты.
В воображении ребенка открывался фантастический мир, в котором она представляла людей, которые могут летать на ракетах в космос, как на обычном городском автобусе. Но романтический флер спал уже в школьные годы, когда Женя узнала, что на самом деле ее мама причастна к производству совсем другого вида ракет.
Для создания своей работы Евгения Никитина взяла пробки от стеклянных графинов, два из которых принадлежали ее матери. Фото: Елена Елизарова / It’s My CityХудожник Сергей Лаушкин, постоянный участник фестиваля «Не темно», сделал инсталляцию и для «Личного города». Найти ее не так просто: нужно пройти через три или четыре помещения и добраться до лестницы, ведущей к черному входу. Арт-объект называется «Оркестровая яма» и посвящен Оперному театру.
— Оркестровая яма — место магическое: там в глубине с таким прозаическим названием, происходит высокое таинство, — рассказывает Лаушкин.
На лестничном пролете звучит композиция Мориса Равеля «Болеро», а внизу мы можем увидеть проекцию — руки дирижера. Лаушкин и здесь не отходит от ступенчатых ритмов, которым посвящает добрую половину работ: к дирижирующим рукам нас тоже ведут ступени, а идущие по лестнице гости выставки вольно или невольно начинают двигаться в такт музыке.
Фото: Елена Елизарова / It’s My CityОдин из малых залов бывшего кинотеатра посвятили «Дому Маклецкого». Художница Мария Бушмелева собрала воспоминания людей, которые в разное время посещали здание или работали в нем. Конечно, больше всего историй набралось от бывших резидентов «Дома Маклецкого», который еще год назад был центром городских практик.
Любой посетитель выставки может внести вклад в инсталляцию: нарисовать на пластине с домом какую-нибудь деталь, которая отражала бы личную историю и воспоминание о здании.
Фото: Елена Елизарова / It’s My CityНебольшая дальняя комната на втором этаже «Салюта» увешана оконными рамами. Это работа сразу четырех художников — Натальи Сероштановой, Светланы Веселковой, Екатерины Меньшиковой и Олеси Маракулиной. Они выбрали дом № 4 на Пирогова, но инсталляция рассказывает не историю здания. Каждая часть арт-объекта показывает стадии переживания личностного кризиса, когда мы чувствуем себя неустойчивыми, как разбитое окно, переживаем сложные эмоции с помощью творчества и ищем новые ориентиры.
— У большинства горожан есть такое место или несколько мест в Екатеринбурге, в которых переживался подобный «переход», и это совершенно незаметные хрущевки, «брежневки», «улучшенки», — описывают инсталляцию авторы.
Инсталляция напоминает обычную кухню, ведь очень много кто любит рефлексировать, сидя там и попивая чай (или что-нибудь покрепче).
Фото: Елена Елизарова / It’s My CityПосетить выставку «Личный город» и увидеть эти и другие инсталляции «Не темно» можно до 10 сентября в здании бывшего кинотеатра «Салюта» (ул. Толмачева, 12).
На выставке также будут проходить кураторские экскурсии, перформансы и лекции, посмотреть их расписание и купить билеты можно тут.