Несколько недель назад стало известно, что на территории Калиновского лесопарка может появиться дублер проспекта Космонавтов — одной из самых загруженных дорог в городе. Его строительство администрация заложила в проект городского генплана до 2045 года. Если трассу построят там, она рассечет самую посещаемую зону Калиновского лесопарка, многочисленные лыжни и пешеходные тропы.
Жители примыкающего к парку микрорайона Эльмаш выступили против строительства и предложили альтернативный вариант прохождения дороги. Они планировали выйти на акцию протеста, но власти не разрешили им проводить митинг, сославшись на введенный Владимиром Путиным режим базовой готовности, а также протокол областного оперштаба.
Городские власти официально заявляют, что со строительством еще ничего не решено. В частности, мэр Екатеринбурга Алексей Орлов пообещал, что в ближайшие годы дороги там не будет, и сказал, что власти будут искать и рассматривать альтернативные варианты. Что сейчас происходит в парке и чего опасаются местные жители — в репортаже It’s My City.
Фото: Елена Елизарова / It’s My CityКалиновский лесопарк находится в северо-восточной части Екатеринбурга около микрорайона Эльмаш. Во второй половине XIX века здесь на реке Камышинке добывали россыпное золото, сам лес тоже называли Камышинским. Первые дома на Камышинке появились в самом начале ХХ века, их использовали как дачи. Позднее, в 1930-е годы, дачные домики преобразовали в хутора.
На карте 1934 года появилась железнодорожная ветка. В то время по ней возили торф из Ирбита к строящемуся Уралмашзаводу. Также в парке добывали гравий, отчего в лесу остались карьеры. В конце 1930-х годов Камышинский лес стали называть Калиновским — по названию реки Калиновки, которая тоже протекает в парке.
В годы Великой Отечественной войны в южной части парка (недалеко от современного здания Уральского юридического института МВД РФ) располагался полигон. Там проводили испытания вооружения, производимого Машиностроительным заводом имени Калинина (ЗиК) и Уральским турбинным заводом (УТЗ). Кроме того, в военные годы в бараки на Калиновке переселяли эвакуированных из Ленинграда, вспоминают старожилы.
После войны город постепенно рос, поэтому леса вокруг него стали организовывать в лесопарки. В 1956–1957 годах в Свердловске образовали 13 лесопарков, в том числе и Калиновский. Вслед за этим в лесу стали появляться спортивные и туристические объекты. Сейчас в лесопарке расположены спортивный комплекс «Калининец», санаторий «Бодрость», Уральский юридический институт МВД РФ, газораспределительная станция, дачные участки и несколько домов отдыха.
Фото: Елена Елизарова / It's My CityВ лесопарке часто проходят соревнования по бегу и лыжам, здесь любят проводить время местные жители. Но, конечно, пока его нельзя назвать идеальным местом для отдыха. Сами жители района рассказывают, что все тропинки парка — это просто вытоптанные маршруты, которые после сильных дождей становятся непроходимыми. Здесь нет выделенных основных трасс с освещением, иногда появляются стаи бездомных собак, а посреди леса люди иногда оставляют мусор.
Тем не менее жители объединились в волонтерское сообщество «Калиновские тропы», где вместе с представителями бизнеса пытаются решать давние проблемы. Они создали народную карту достопримечательностей парка, убирают мусор, занимаются созданием экотропы и разрабатывают сайт парка.
В начале января участники движения «Мирные жители» обратили внимание, что на карте проекта генплана появился дублер проспекта Космонавтов, который пройдет через Калиновский лесопарк. Новая дорога соединит улицу Норильскую с ЕКАДом. Активисты утверждают, что из-за ее строительства придется вырубить много деревьев, а также ликвидировать одну из основных прогулочных троп жителей Эльмаша.
— Мы не выступаем против автодороги, мы выступаем против дробления ООПТ (особо охраняемой природной территории — прим. ред.) — Калиновского лесопарка, — рассказала It’s My City активистка Виктория.
Как выглядит дорога в проекте генплана и как предлагают сделать активисты. Карта: «Мирные жители»Нашу прогулку по лесопарку мы начали с территории спортивного комплекса «Калининец». Сейчас здесь идет реконструкция сразу нескольких корпусов к Международным летним университетским играм 2023 года. Уже почти готов стадион, а также заканчивается возведение бассейна. В августе сюда приедут спортсмены из Китая, а также стран ШОС, БРИКС, ЕАЭС и СНГ.
— Все хорошо тут, воздух чистый, белки живут, дорожки, правда, прибрать бы, будет вообще замечательно, — говорит одна из посетительниц парка. Женщина занимается скандинавской ходьбой, до Калиновки добирается на автобусе.
Фото: Елена Елизарова / It's My City— У меня возле дома парк «Уралмаш» и сквер около педуниверситета, но разве их можно сравнить с Калиновским? Если лес располовинят дорогой, у нас просто не будет альтернативных мест для прогулок. Я работала на ЗиКе, всю жизнь мы здесь и на лыжах катались, и на пикники ходили, совсем не хочется терять парк, — рассказывает пенсионерка.
Фото: Елена Елизарова / It’s My City— Здесь хорошие лыжные трассы. Езжу сюда с Уралмаша. Конечно, лыжня есть и в парке Победы, но там нет горок, а в Калиновском очень разнообразный рельеф, — говорит нам одна из посетительниц парка.
Лыжней пользуются и школьники. В лесопарке часто проводят уроки физкультуры у детей из соседних школ.
Фото: Елена Елизарова / It’s My CityПодходим к санаторию «Бодрость». Лечебница расположена в лесу и работает уже более 35 лет. В «Бодрости» на льготных условиях отдыхают работники муниципальных предприятий Екатеринбурга и другие бюджетники.
— Приехала лечить ногу, оздоравливаться. Езжу только сюда и два раза в год. Очень нравится, что есть лес поблизости, при этом можно и на общественном транспорте добраться. Если построят дорогу, уже вряд ли буду сюда ездить. Не давайте нас в обиду! — просит женщина.
Фото: Елена Елизарова / It’s My CityИдем в глубь леса. Недалеко от Уральского юридического института МВД РФ располагаются сады. Правда, зимой они выглядят пустынно, слышен лишь лай собак. Сбоку от дач находится кладбище домашних животных.
Фото: Елена Елизарова / It’s My CityПосреди леса идет асфальтированная дорога, ведущая к газораспределяющей станции. Машины ездят по ней нечасто, поэтому трассу используют для прогулок местные жители.
— Хожу почти каждый день здесь, летом постоянно собираю ягоды и грибы. В глубине леса до сих пор действует родник, беру там иногда воду. Даже не могу представить, что здесь будет дорога, — рассказывает местная жительница.
Фото: Елена Елизарова / It’s My CityВладельцы собак тоже против строительства дублера. Они утверждают, что Калиновский лесопарк — почти единственное место в районе, где можно гулять с животными.
Фото: Елена Елизарова / It’s My City— У меня недалеко от дома есть парк ДК «Эльмаш», но туда нельзя ходить с собаками. Если дорогу все-таки построят, нам просто будет негде гулять, — отмечает женщина.
Мимо проходит девушка с коляской.
— Живу на Замятина, прямо около леса, постоянно гуляем здесь и с ребенком, и с собакой, — признается она.
Фото: Елена Елизарова / It’s My CityЕще один аргумент против строительства дублера прямо в лесу — сильная загазованность района. Как отмечают местные жители, здесь не хватает специальных парковочных зон. Хозяева оставляют машины около домов, а вся грязь от автомобилей скапливается на окнах первых двух этажей.
— Вонь от машин во дворах надоела, еще и здесь будет. Живу на Ползунова, тоже около леса. Почти каждый день бываю тут: сначала выгуливаю пса, а потом с внуками иду, — рассказывает женщина.
Фото: Елена Елизарова / It’s My CityВ парке также есть несколько водоемов. На озерах Калиновские Разрезы и Щучьем располагаются загородные клубы, где горожане празднуют дни рождения, устраивают пикники и ловят рыбу.
— Зачем? Такое спокойное место, люди рыбу ловят, шум от дорог будет, лично я против этого, — рассказал администратор комплекса на Калиновских Разрезах «Рыбалка на Калиновке».
При этом один из учредителей базы отдыха настроен не так категорично.
— Видите, вопрос о строительстве пока неокончательный, мы под снос точно не попадем, да и судя по картам, дорога не коснется рыболовного комплекса, поэтому нет смысла разводить бучу, — заявил мужчина.
Директор загородного клуба «Мистер Фишер» с озера Щучье тоже относится к инициативе местных жителей скептически. Он отмечает, что дорога пройдет вдалеке от базы отдыха и не будет мешать отдыхающим.
Фото: Елена Елизарова / It’s My CityОдна из посетительниц парка признается, что хотела бы сохранить лес, но недовольна проблемой с пробками в городе.
— Дорога — это, конечно, не «ай как хорошо», но, с другой стороны, город-то растет, население увеличивается, дороги точно надо расширять. Видите, я сама живу в Академическом, мне сложно понять в этом плане местных, которые борются за парк, — рассказала посетительница.
Фото: Елена Елизарова / It’s My CityАдминистрация Екатеринбурга планировала следовать изначальному плану строительства дороги. В МБУ «Мастерская генерального плана» считают, что новая дорога имеет большое значение для города, области и даже России, передает 66.ru. Сначала власти рассмотрели несколько альтернативных вариантов прокладки автодороги, в том числе и те, что предлагали горожане, однако ни один из них мэрию не устроил. По словам представителя «Мастерской» Сергея Шутова, чтобы нивелировать дискомфорт для жителей и диких животных, над или под трассой могут построить экодуки или биопереходы.
— Рельеф местности позволяет это сделать. Например, можно прорубить тоннель в холме для автомобиля, а сверху сделать неразрывное природное пространство. Либо в местах, где нет холмов, создать искусственные биопереходы. По ним смогут ходить не только люди, но и животные, — сказал Шутов.
После возмущения граждан мэр Екатеринбурга Алексей Орлов все-таки пообещал рассмотреть альтернативные варианты прохождения дублера проспекта Космонавтов на Эльмаше.
— Идут комментарии и в социальные сети, и в администрацию города. В действующей редакции генплана до 2045 года по территории Калиновского лесопарка учтен линейный объект — дорога. Но хочу заверить жителей, что в ближайших и среднесрочных планах у нас нет намерений этот проект реализовать. Поэтому в редакции генерального плана до 2045 года мы этот вопрос будем внимательно рассматривать и искать альтернативные варианты прохождения дороги, — заявил Орлов в разговоре с «Четвертым телеканалом».
Фото: Елена Елизарова / It's My City— Жителей не успокоили слова мэра об отмене строительства дороги, так как к мнению жителей Калиновки, где построили ТЛЦ, ранее не прислушались, да и много было прецедентов. Жители ждут, что перенос дороги должен быть закреплен в генплане, а не на словах, — рассказала It’s My City активистка Виктория.
29 января активисты и местные жители хотели провести акцию протеста против строительства дороги. Они подали уведомление об этом в министерство общественной безопасности Свердловской области, однако власти не разрешили им провести митинг. В официальном ответе чиновников (документ есть в распоряжении редакции) сказано, что проводить публичные мероприятия нельзя в связи с тем, что в регионе с 26 октября действует режим базовой готовности.
Активисты решили не выходить на протест без согласования властей, но вместо него устроят ряд полезных мероприятий в рамках Дней Калиновского лесопарка.
— В ближайшее время хотим провести забег по народной лыжне «Сердце парка», а 5 февраля проведем субботник на тропах у «Рыбалки на Калиновке», вместе с орнитологом повесим и пополним кормушки, — сказала Виктория.
Сейчас проект генплана находится в стадии общественных обсуждений, до середины января мэрия принимала от жителей предложения по изменению проекта. Итоги обсуждений планируют опубликовать после 10 февраля на сайте мэрии.