На днях в Екатеринбург приезжал городской активист и автор проекта «Челябинский урбанист» Лев Владов. Уже несколько лет он ведет одноименный паблик, где рассказывает, что не так с дорогами, парковками и парками Челябинска, а еще вместе с командой единомышленников сам пытается менять город. В 2018 году они уложили на месте грязной нелегальной парковки небольшой газон за 50 тысяч рублей, а также превратили в арт-объекты серые уличные будки.
It’s My City встретился с урбанистом и поговорил о том, чем похожи и не похожи Челябинск и Екатеринбург, кто такие настоящие горожане и почему современные люди готовы бороться за сохранение скверов и парков, но молчаливо принимают снос исторических зданий.
Лев Владов выступает на «Делай-форуме». Фото: Фонд городских инициативВ Екатеринбурге Лев выступил с лекцией о том, как делать городские проекты более громкими и заметными, особенно если это инициативы жителей нецентральных районов. Урбанист рассказал об этом на «Делай-форуме» — его соорганизатором от Екатеринбурга стал Фонд городских инициатив.
— Мы с тобой встречаемся после сноса довоенного аэровокзала Уктус в Екатеринбурге. Ты в своем выступлении говорил, что это плевок в лицо городу. Мог бы ты высказать более полно, что думаешь о разрушении этого здания. И как считаешь, достаточно ли сделали активисты, которые пытались предотвратить снос — писали в прокуратуру, устраивали трансляцию?
— Я начал следить за ситуацией, когда активисты поставили камеру, чтобы здание случайно не снесли. Заинтересовался новостью, когда увидел заголовок «Чтобы не снесли втихаря» где-то в новостях. Хороший вопрос, почему я узнал о проблеме Уктуса только после этой новости. В целом это хороший ход, раз это прошло по федеральным СМИ.
У меня не много друзей в Facebook из Екатеринбурга, но в день сноса лента была заполнена трагическими сообщениями, эпитафиями. Я увидел, что даже директор Музея истории Екатеринбурга Сергей Каменский написал, что музей можно закрывать. Если такой человек в подобной позиции дает такие сильные комментарии, наверняка он объединяет в себе город. Музей — одна из институций, которая позволяет людям почувствовать себя в сообществе, в стае. И когда одно из первых лиц этого сообщества допускает такие выражения, скорее всего, это позиция города.
Фото: Арина Томашова / It’s My City— Насколько остро в Челябинске стоит проблема с сохранением исторического наследия? Как часто сносят здания? Я бывал у вас наездами, но видел совсем немного старинных, дореволюционных.
— После революции население Челябинска было около 20 тысяч, в то время как в Екатеринбурге было 60 тысяч. Население обоих городов одинаково увеличивалось как во время первых пятилеток, так и во время войны. Хоть Челябинск сегодня миллионный город, его историческая часть, ее мы можем определить по квартальной застройке, очень небольшая. К тому же больше половины каменных домов было снесено, чтобы построить «новый социалистический город».
В Екатеринбурге историческая часть в четыре раза больше, именно поэтому здесь сохранилось пространство, которое способно создавать горожан. В спальном районе ты не способен стать горожанином. Там нет города, там есть фраза «поехать в город». И горожане рождаются здесь среди исторических кирпичей и пространства, которое позволяет объединяться, разговаривать и быть участником городского театра, а не пробегающим мимо пешеходом.
Бывшее здание Царской полиции, построенное в 1905 году. Сейчас здесь располагается Челябинский гарнизонный военный суд. Фото: Instagram «Челябинский урбанист»— Но резонансные истории со сносом зданий у вас ведь тоже были? У нас, например, не только дореволюционное сносят, но уже и советское. Собственно, Уктус, здание ПРОМЭКТ, кинотеатр «Темп».
— У нас недавно на главной улице города снесли шикарную советскую вывеску почты. Она никому не мешала, просто во время ремонта решили демонтировать старые крышные конструкции. Парадокс в том, что эта вывеска находилась над зданием «Музея Почты». И знаете что? Многие челябинцы, которые активно включены в городскую повестку, не увидели никакой проблемы в этом демонтаже.
Думаю, проблема со спокойным отношением к сносу памятников у большинства горожан в том, что они не понимают ценности архитектуры. Быть ответственным собственником и иметь хороший вкус — это качества, которые могут существовать по отдельности. Это вопрос уровня общегородской культуры, а не общегородской ответственности.
Зачастую то, что мы видим жемчужиной конструктивизма, другим кажется обычным бараком, зданием, похожим на склад и на цех. Его можно и нужно зашить сайдингом, снести и поставить что-нибудь нужное — так рассуждают люди. И это вопрос вкуса, вкуса общества, которое молчаливо принимает этот снос. Одно дело не допустить кражи сквера, а другое — не допустить замены одной коробки на другую. Даже в глазах ответственного горожанина, который не хочет лишаться деревьев, скверов, который выступает за детские сады и хорошие дороги. И он абсолютно прав.
Снос памятников — это политическая проблема. В том числе проблема государственной политики в области сохранения истории.
Снос конструктивистского здания ПРОМЭКТа на улице Декабристов в Екатеринбурге. Фото: Алексей Вахрушев— Чем Челябинск и Екатеринбург похожи друг на друга в плане благоустройства и урбанистики? Я, скорее, могу назвать сходу только отличие — в Челябинске более широкие улицы.
— Широта улиц — это то, за что челябинцы любят свой город. Отсутствие широких улиц — это то, за что челябинцы любят Екатеринбург. В Челябинске широкие улицы, по ним можно без пробок уехать из города навсегда. Проблема в том, что мы потеряли разнообразную городскую среду, которая бы заставила тебя выйти из автомобиля и прогуляться, иметь какой-то маршрут. В Челябинске невозможно этот пешеходный маршрут по городу закольцевать — слишком маленький исторический центр и этот же центр изуродован дорожной революцией, которой не было в Екатеринбурге. Но она, кажется, начинается на вашем Каменном мосту от Высоцкого, который собираются расширить.
Фото: Романтика Челябинских улиц / «ВКонтакте»Челябинск и Екатеринбург — самые близко расположенные к друг другу города-миллионники в России. В начале 2000-х в Челябинске было гораздо красивее и приятнее, чем в Екатеринбурге. У нас зародилась клубная и рэп-культура, и челябинцы искренне верят, что в нулевых Екатеринбург ездил к нам тусоваться в ночных клубах. Это как в Детройте развилось техно.
Но потом что-то пошло не так. Освоение полей панельными микрорайонами, дорожная революция, упадок транспорта и, как следствие, некачественный рынок недвижимости. Неблагоприятная среда стала подталкивать челябинцев к переезду. И людей, помнящих, каким Челябинск был до нулевых, осталось не так уж и много. Главное отличие Екатеринбурга от Челябинска — при сравнительно одинаковой численности населения в Екатеринбурге горожан гораздо больше.
— Горожане — это активные жители, в первую очередь?
— Люди с чувством собственности к своему городу. Когда разруха на соседней улице тоже касается меня. И когда мой дом не ограничивается квартирой, а включает в себя весь город. Вот таких людей в Екатеринбурге больше, чем в Челябинске, потому что наш город — это изначально перевалочный пункт. Его строили при освоении Сибири и через него проходила Транссибирская магистраль. Через нас прошло 6 миллионов сибиряков.
Челябинск — это город, который всегда управлялся извне. За нас решили, что у нас будет первая пятилетка, которая сделает город промышленным и сотрет старые смыслы хлебного и торгового города. Главные челябинские здания в советские годы построила группа архитекторов из Москвы, которую прислали навести порядок и сделать Челябинск немного похожим на социалистический город.
За нас решили, что у нас будет шесть военных министерств в годы войны и что к нам свезут все заводы. За нас продолжают решать и сегодня — всеми крупными заводами управляют Москва или Свердловская область, а губернаторов назначают из Москвы.
Площадь Революции в Челябинске. Фото: Романтика Челябинских улиц / «ВКонтакте»— Ты говорил, что твоя цель — сделать так, чтобы однажды в Челябинске люди отстояли что-нибудь так же, как два года назад екатеринбуржцы вышли бороться за сквер. Для нас сохранение сквера на Драме до сих пор остается одной из главных побед городского сообщества, активистов и вообще горожан. А что уже сейчас можно назвать победой сообщества в Челябинске?
— Ну мы тоже отстояли сквер напротив ЮУрГУ, где хотели построить часовню. И это было еще до ситуации со сквером в Екатеринбурге. Это было не так масштабно, рубить деревья не собирались, но строительство угрожало полностью поменять посыл сквера — строим храм религии напротив храма науки. Я был одним из инициаторов этих протестов и организовывал публичные слушания, куда приглашал священнослужителей и убеждал их в том, что это плохо повлияет на веру и на авторитет РПЦ. На слушания набилось много людей, и горожане выступили против часовни, так что ее вообще отказались строить.
Но главной победой я считаю то, что люди заговорили о городе. Все-таки повестка № 1 у нас «Челябинск — это город, который смог». Заводы, вонь, смог и строящийся Томинский ГОК. Его строят для добычи меди и ее обогащения на берегу водохранилища, из которого пьет весь город. Раньше это была тема номер один, очень истеричная. И никто не говорил, что мы ездим на маршрутках, что у нас нет нормальной системы общественного транспорта, нет платных парковок, уродливые скверы строятся и зимой нечем дышать из-за пыли.
Сегодня люди говорят о городе, о транспорте, начали создавать свои паблики и общественные движения, связанные с благоустройством и урбанистикой. И теперь это тема номер один — то, о чем сегодня пишут в соцсетях губернатор и мэр. Они подхватили эту тему и раскрыли глаза. Они узнали, что простой горожанин тоже может быть недоволен, а это чревато политическими последствиями. Люди начинают писать об этом в соцсети, и в этих пультах, ЦУРах выскакивают алерты. Здорово, что люди начали говорить и замечать проблемы вокруг себя.
Отчасти это связано с тем, что в 2020 году все остались в городе и не уехали на курорты. Раньше тут пробегали зимой, а летом никогда не появлялись. И теперь появился запрос на то, чтобы проводить время в городе. Люди начали открывать для себя новые места, уголки и по-другому ощутили себя горожанами — через кроссовки, не через руль.
Пешеходная улица «Кировка» — челябинская «Вайнера». Фото: Instagram «Челябинский урбанист»— Ты выше говорил, что из Челябинска легко уехать по этим широким улицам. Почему ты, твои друзья до сих пор не уехали из города, несмотря на такое большое количество проблем?
— На самом деле половина моих друзей уехала. И сам я понял, что мне, чтобы добиться успеха в Челябинске, нужен профессиональный рост, которого я не могу достичь здесь. Думаю, что в следующем году попробую пожить не в Челябинске. Я уперся в потолок и сгорбился. Хочу снова расправиться и тянуться наверх и попасть в комнату, где я самый глупый. Знаний, которые помогали мне организовывать людей, сейчас недостаточно, чтобы формировать значительные общественные проекты. Они сильнее влияют на город, чем просто читаемый блогер.
— При этом ты говорил, что в политику не хочешь идти.
— Сейчас я говорю про городскую политику. Например, будет переход подземным и наземным— это городская политика. Подземный переход — значит, город для богатых и здоровых, а не город для бедных и больных. А моя идея заключается в том, чтобы город был доступен каждому вне зависимости от статуса и дохода. Я хочу влиять на городскую политику в этом ключе.
— Но заниматься ею в системе, менять изнутри ты не хочешь?
— Учитывая полную вертикализацию власти сегодня, изнутри сама система может тебя изменить, а не ты систему. Особенно когда муниципалитеты крайне несамостоятельны и тоже вписаны в вертикаль власти. И если ты работаешь в системе, то ты не можешь говорить. А кто-то должен говорить, и мне нравится быть этим рупором.
Фото: Instagram «Челябинский урбанист»— Ну в Москве же смогли несколько лет назад провести выборы в муниципальные советы, когда многие кандидаты не от «Единой России», самовыдвиженцы попали в местные органы власти.
— Политическая ситуация в стране органически будет становиться лучше со временем. Просто потому, что будет отмирать старое советское поколение, родившееся при другой системе в условиях «безальтернативного выбора», и одновременно будут становиться все более взрослыми люди, несущие иную систему ценностей, которая уже не завязана на примитивных инстинктах и желании обогащаться.
— А ты на молодежь как сейчас смотришь?
— Восторгаюсь ими, мне все нравится. Это очень свободные люди, которые больше отвечают за свои слова, чем сегодняшние сорокалетние, которым я предъявляю то, что они просрали страну. Они должны были говорить, когда им было 25, но они молчали. Им было слишком хорошо от растущего уровня доходов.
— Сейчас ты занимаешься работой в архитектурном бюро и несколько отошел от активизма. Что будет дальше с твоей деятельностью в Челябинске?
— Хочу создавать физически свой продукт и уже никого не убеждать. Я понял, что если ты делишься знаниями бесплатно — ты их обесцениваешь. Я задал себе вопрос: зачем я делюсь знаниями бесплатно, я просто буду реализовывать. Мне кажется, что я дал Челябинску все, что мог, и то же самое мне дал Челябинск. И повторяться уже нет смысла. Нужно работать с теми, кто хочет изменений. Не нужно пытаться кого-то спасать, если они не хотят — вспоминаю сюжет фильма «Дурак» Юрия Быкова, где в итоге виноватым оказался тот, кто указал на проблему.
Еще я пришел к мысли: а кто я такой, чтобы говорить? Со временем я все больше понимаю, что мир сложный и ничего не делится на белое и черное. По мере взросления и накопления знаний это неминуемо ведет к тому, что ты воздерживаешься от радикальных заявлений. Стал чаще сомневаться и узнавать как можно больше мнений, прежде чем что-то писать. Я понял, что лучше делать публикации реже, но гораздо глубже. Думаю, в следующем году в жизни «Челябинского урбаниста» многое изменится.
