20 августа, 15:38, 2021 г.
Врачи, работавшие в омской больнице скорой медицинской помощи № 1, не исключали, что Алексей Навальный был отравлен нервно-паралитическими веществами. Но позже по неизвестным причинам отказались ставить такой диагноз и заявили, что у политика произошло нарушение обмена веществ. К такому выводу пришел врач, руководитель клиники травматологии в Ильинской больнице Андрей Волна, который проанализировал две разные копии истории болезни Навального.

Фото: Instagram Алексея Навального
Волна сравнил неофициальную копию истории болезни, которую омские врачи по устному запросу выдали соратникам Навального, и «официальную», которую Иван Жданов получил чуть позже с помощью нотариально заверенной доверенности. Официальная копия отличается от неофициальной тем, что в ней больше листов — в нее добавили несущественные заключения консилиумов, врачебные дневники и различные правки.
Некоторые листы в официальной версии были заменены, вместе с тем из окончательной версии истории болезни пропали три справки — о результатах химико-токсикологической экспертизы, анализов крови и мочи. В результатах анализов крови фиксируется критическое снижение холинэстеразы — важного для нервной системы вещества, которое подавляется фосфорорганическими соединениями. К последним относятся вещества из группы «Новичок».
Кроме того, в официальной версии документа на странице 41 приводится заключение старшего научного сотрудника НИЛ нейропротекции и нейрометаболических нарушений РНХИ им. проф. А. Л. Поленова Наталии Лестевой, которая является специалистом в нарушениях нейробиологического характера. В своем отчете Лестева указывает на характерные симптомы у Навального.

Страница 41 из истории болезни политика
«Утрата сознания, гиперсаливация, необходимость в ИВЛ, отсутствие повышения... (неразборчиво) ферментов в крови могут свидетельствовать о токсическом воздействии преимущественно синаптического уровня», — говорится в заключении от 20 августа 2020 года — именно в этот день Навальный поступил в омскую больницу.
Доктор Волна считает, что это заключение указывает на отравление препаратами, которые воздействуют на синаптическую передачу. Именно к ним относятся ингибиторы холинэстеразы, которые содержатся в фосфорорганических ядах. Волна указывает, что больше специалиста Лестеву к экспертизам не привлекали.
Врач отмечает, что диагноз «отравление» оставался рабочим примерно до 00:30 21 августа, когда главный токсиколог Минздравсоцразвития РФ и главный токсиколог Сибирского федерального округа провели телефонную консультацию по поводу произошедшего с Навальным. На утро 21 августа в Омск прибыла группа московских специалистов, ни один из которых не был токсикологом. Именно под ее началом Навальному поставили диагноз «нарушение обмена веществ», а возможность отравления последовательно исключали.
Навальный почувствовал себя плохо на борту самолета, летевшего из Томска в Москву, 20 августа прошлого года. Самолет совершил экстренную посадку в Омске где политику ввели антидот, а позже поместили его в состояние искусственной комы. 22 августа Навального транспортировали на самолете в немецкую клинику «Шарите». Позже лаборатории Франции, Германии и Швеции объявили, что политик был отравлен фосфорорганическим соединением из группы «Новичок».
В декабре Навальный вместе с журналистами Bellingcat и The Insider (признан иностранным агентом в РФ) расследовал свое отравление и пришел к выводу, что его могла отравить группа сотрудников ФСБ, которые до этого следили за ним в течение трех с половиной лет. Российские власти в лице Владимира Путина и министра иностранных дел неоднократно отрицали эти обвинения.