35 лет — 35 фактов о Свердловском рок-клубе. И плейлист с лучшими песнями
18+

На Урале был рок

35 лет — 35 фактов о Свердловском рок-клубе. И плейлист с лучшими песнями

28 Апреля, 10:49, 2021 г.
Автор: IMC
Фото: Евгений Карасюк

В этом году отмечается 35 лет со дня основания Свердловского рок-клуба. Хотя официально он просуществовал всего пять лет, рок-музыка в Свердловске зазвучала гораздо раньше, а активная рок-жизнь продолжается до сих пор. В рамках проекта компании МТС «Городские легенды» предлагаем вспомнить историю рок-клуба в 35 фактах. А для полного погружения в атмосферу включайте плейлист, составленный из лучших песен фестивалей рок-клуба по опросам зрителей и экспертов того времени.

Благодарим за помощь в подготовке материала историографа Свердловского рок-клуба Дмитрия Карасюка. В тексте использованы цитаты из его книг «История Свердловского рока 1961–1991» и «Свердловская рок-энциклопедия». 

1. Рок-концерты запрещали, но музыку слушали на пленке

Поглядывая на вовсю гремевший Ленинградский рок-клуб, свердловские рокеры мечтали создать музыкальную структуру, чтобы выступать перед зрителями и транслировать свое творчество. В то время вся концертная деятельность контролировалась властями, а несанкционированные выступления жестко пресекались. С декабря 1983 года по октябрь 1985 года в Свердловске не было ни одного рок-концерта — ни официально разрешенного, ни подпольного. Единственным способом донести свое творчество до слушателей и получить от них обратную связь была запись композиций на пленку. Их тайно передавали из рук в руки. Первые катушки с записями «Аквариума» и «Зоопарка» стали продавать на толкучке на Шувакише наравне с западными пластинками, они пользовались большим спросом. Их цена достигала 20 рублей — на эти деньги можно было купить примерно 11 кг конфет, 8 кг вареной колбасы или почти 2 мешка муки.  

2. Майк Науменко и Виктор Цой дали пять концертов на Урале

В декабре 1983 года в Свердловск приехал фронтмен группы «Зоопарк» Майк Науменко и мало кому известный тогда Виктор Цой. За три дня рокеры дали пять концертов, самый массовый прошел на физтехе УПИ 23 декабря. Науменко и Цой пели полтора часа, зрители были довольны. Организатору концерта Дмитрию Кунилову чудом удалось избежать отчисления из института. 

Фото: В.Арашкевич (из архива Свердловского рок-клуба)

В этот же вечер гастролеры дали квартирник на Вторчермете, еще одно выступление было для студентов архитектурного института, где среди зрителей были замечены Вячеслав Бутусов, Владимир Шахрин, Владимир Бегунов, работавший тогда в милиции Железнодорожного района. Потом пели в общежитии пединститута, а закончили концертом в ДК Свердлова. Визит рокеров так вдохновил уральцев, что в 1984 году большая делегация из Свердловска отправились на второй фестиваль Ленинградского рок-клуба.  

3. Юрий Шевчук работал в ЦПКиО

Июль 1984 запомнился тем, что в парке Маяковского работал лидер «ДДТ» Юрий Шевчук. Он уехал из родной Башкирии из-за преследований КГБ после выхода альбома «ДДТ» «Периферия». В Свердловске его радушно приняли Александр Пантыкин, Егор Белкин, Илья Кормильцев и Николай Грахов — будущий основатель рок-клуба. 

Егор Белкин и Илья Кормильцев. Фото: О.Ракович (из архива Свердловского рок-клуба)

Шевчуку предложили поработать в группе «Глобус» при фирме обслуживания «Досуг», которая занималась организацией культурного досуга горожан в парке. Шевчук музицировал в ЦПКиО, а еще озвучивал мероприятия в Свердловске и даже за пределами города. Ставка музыкантов составляла 150 рублей в месяц, а в репертуаре были эстрадные шлягеры: песни Юрия Антонова и «Непогода» из фильма «Мэри Поппинс, до свидания». «Глобусу» удалось пару раз спеть несколько безобидных песен «ДДТ». 

4. Музыканты попадали в «черные списки» или в тюрьму

1983–1984 годы были плохим временем для рок-музыки. Власти составляли «черные списки» музыкантов и «спускали» их в регионы. Тогда посадили Жанну Агузарову, Алексея Романова из группы «Воскресение», оба провели по полгода в Бутырской тюрьме. Группу «Урфин Джюс» пытались заставить изменить название, концепцию и поменять автора текстов. Песни самодеятельных рок-групп запрещалось транслировать по радио и телевидению, включать на дискотеках. 

«Трек». Фото: С.Кислов (из архива Свердловского рок-клуба)

В Свердловске в «черном списке» были «Урфин Джюс», «Трек», «Наутилус Помпилиус», «Чайф» и «Змей Горыныч бэнд». Забавно, но в 1985 году Шахрин неожиданно оказался депутатом Кировского райсовета. На первом заседании ему предложили «подавать сигналы» о том, где в городе проходят рок-концерты, на что Шахрин сказал, что сам играет в запрещенной группе и плохого ничего в этом не видит. Одна из чиновниц жутко разозлилась, так что через неделю «Чайф» выгнали из комнаты в ДК, где группа репетировала.

5. Вместо рок-клуба могла появиться Студия молодежной музыки

Первые попытки создать рок-структуру были в 1984 году. Тогда задумались о Студии молодежной музыки, которая должна объединять рок-группы, и начали писать устав. Николай Грахов мечтал, чтобы план мероприятий утверждали и формировали сами музыканты, а не власти. Но эта инициатива властям как раз и не понравилось. Так что проект остался на уровне идеи и мечты.

6. Создание рок-клуба — одно из последних решений Ельцина в Свердловске

Решение о создании Свердловского рок-клуба было одним из последних распоряжений Бориса Ельцина перед его переводом в Москву. Правда, идея создания рок-клуба обсуждалась намного раньше. Об этом с первым секретарем обкома КПСС Борисом Ельциным завел речь корреспондент «Известий» Юрий Носков. Ельцин идеей заинтересовался, поползли слухи о том, что он пригласит музыкантов на прием в феврале 1985 года, однако встреча так и не состоялась.

Учредительное собрание рок-клуба. Фото: Д.Константинов (из архива Свердловского рок-клуба)

7. У Свердловского рок-клуба был свой президент

15 марта 1986 года состоялось организационное заседание Свердловского рок-клуба, на котором огласили решение о его создании. Присутствовавшие музыканты проголосовали за создание рок-клуба, а президентом избрали Николая Грахова. Позже он скромно объяснит свое избрание так: «Я умел превращать аморфные рассуждения в конкретику».

Николай Грахов. Фото: Ю.Чернокошкина (из архива Свердловского рок-клуба)

8. Музыканты должны были получить разрешение на выступления, но их никому не давали

Чтобы музыкальный коллектив мог выступать перед публикой, нужно было получить «официальное разрешение», а каждая песня должна быть залитована Межсоюзным домом самодеятельного творчества. Эта структура заверяла ноты и слова на предмет того, что в них нет ничего предосудительного. Но в нотах «си» или «ми» вряд ли могло быть что-то подобное, да и чтобы их заверять, нужно знать нотную грамоту, поэтому на них внимания не обращали. А вот в текстах придирались к каждому слову. Чиновники боялись и не литовали песни. Доходило до абсурда. Группа «Метро» написала песню на переведенные стихи бельгийского поэта Мориса Карема. Чиновница отказалась ставить на них свою печать. Когда ей сказали, что текст уже был опубликован в советской книжке, она густо покраснела, но печать так и не поставила.

Каждый коллектив должен был получить аттестацию. Для этого собиралась специальная комиссия, которая отсматривала программу и решала, достаточно ли профессионален этот коллектив, чтобы выступать перед широкими массами трудящихся. Ни одна любительская группа в Свердловске не имела ни литовок, ни аттестации.

9. У Свердловского рок-клуба лучшие декорации и стильные костюмы

В Свердловском рок-клубе работали несколько разных секций — организационная, техническая, информационная и другие. Особенностью уральской организации была сильная оформительская секция, поэтому на фестивалях и концертах рок-клуба всегда были стильные декорации. Продумывались и костюмы артистов. К примеру, наряды «Наутилуса Помпилиуса» для первого фестиваля создавали сотрудницы Свердловского дома моделей одежды. Сшили четыре широких костюма с цветными пиджаками, но на их фоне лица музыкантов казались зеленоватыми. На помощь пришел театральный грим — в итоге щеки музыкантов украсили «абстрактные геометрические фигуры в стиле Кандинского».

«Наутилус» на первом фестивале рок-клуба. Фото: О.Ракович (из архива Свердловского рок-клуба)

«Наутилусы» приобрели вид четырех грустных Пьеро, непонятно как попавших вместо кукольного театра в Дом культуры имени Свердлова», — писал Дмитрий Карасюк в книге «История Свердловского рока 1961–1991».

10. Здание Свердловского рок-клуба передали Епархии

Вопреки расхожему стереотипу, здание Дома культуры Свердлова никогда не принадлежало рок-клубу. Ему выделили только лишь крохотную комнатку на втором этаже, а для проведения фестивалей предоставляли большой зал на 630 мест.

У окна в комнате № 64 сидел администратор Александр Калужский. На полках стояли два магнитофона «Олимп МПК-004С», в шкафах хранилась клубная документация. На стенах — плакаты с Миком Джаггером, Китом Ричардсом и «Генеалогический рок-кустарник» свердловских групп. За пять лет к этому интерьеру добавились лишь телевизор и видеомагнитофон. 

Так сейчас выглядит здание, в котором располагался рок-клуб. Фото: Марина Молдавская/It's My City

Сейчас здание ДК находится в аварийном состоянии. В 2016 году его передали Екатеринбургской епархии, которая объявила в конце 2020 года, что займется реставрацией памятника. Позже здесь будут располагаться творческие коллективы. Можно сказать, что Дом культуры отчасти вернется к истокам. Ведь в 1916–1917 годах его построили для братства святого праведного Симеона Верхотурского, с 1925 года здесь разместили клуб совторгслужащих имени Профинтерна. Позже здание реконструировали и расширили.

11. Насте Полевой советовали петь народные песни

Лидер группы «Настя» Настя Полева не раз пробовала получить профильное образование. Она пыталась поступить в училище имени Чайковского, даже брала несколько уроков у преподавателя по академическому вокалу. Но та ей сказала: «Оперная певица из тебя не выйдет. Разве что народные песни петь». В итоге Настя решила поступать на эстрадно-джазовое отделение. На отборе ей вынесли вердикт: «Для эстрадно-джазовой певицы у абитуриентки Полевой слишком своеобразная манера пения».

Группа «Настя». Фото: А.Шишкин (из архива Свердловского рок-клуба)

12. Фестиваль, который не назывался фестивалем

Первый вопрос, который поднял рок-клуб — проведение фестиваля. Он состоялся с 20 по 22 июня 1986 года, всего через три месяца после регистрации СРК. За три дня музыканты отыграли пять концертов. Слово «фестиваль» тогда не звучало, официально мероприятие называлось «творческой мастерской». 

Билет на «творческую мастерскую». Фото: из архива Свердловского рок-клуба

13. Первыми гостями «творческой мастерской» были чиновники и сами музыканты

На первом фестивале в зале сидело жюри, являвшееся в то же время аттестационной комиссией. От их решения зависело, получит группа аттестацию, а с ней и возможность выступать, или нет. Большая часть зрителей были сами члены рок-клуба. Музыканты играли свою программу и перемещались в зал, чтобы смотреть выступления своих товарищей. Каждому музыканту дали по два билета: можно было привести жену, чтобы она убедилась, что муж не пропадает вечерами черти где. В эти июньские дни билеты на фестиваль были самой твердой валютой в Свердловске. Ажиотаж был огромный, все хотели туда попасть, но возможности такой у большинства не было. Люди умудрялись пробираться в Дом культуры через подвалы и окна. 

14. «Чайф» выступил феерично, а «Урфин Джюс» — «кисло»

Всего на фестивале выступили 20 групп. Многие из них были на слуху и уже имели альбомы. Тем не менее, сценического опыта не было у половины — до этого фестиваля им просто не давали выступать. Как шутит Дмитрий Карасюк, «фестиваль был мешком, в котором сидели 20 кошек. Кого-то публика открывала с новой стороны, в ком-то разочаровалась». К примеру, от группы «Чайф» ничего экстраординарного не ждали, но 20 июня они выступили феерично. Рок-энергия лилась со сцены в зал, зрители танцевали, сидя на своих местах. 

«Урфин Джюс». Фото: О.Ракович (из архива Свердловского рок-клуба)

Некоторые группы, от которых ждали чего-то великого, провалились. Тот же «Урфин Джюс», как писал Дмитрий Карасюк, выступил «кисло». Лауреатами фестиваля стали четыре группы — «Наутилус Помпилиус», «Чайф», группа Егора Белкина и «Кабинет» (у группы тогда еще не было названия и они выступали как группа Игоря Скрипкаря). Из 20 команд аттестовали 11, несколько команд отправили на репетиционный период, то есть им дали еще время, чтобы они могли показать себя позднее и получить аттестацию. Кто-то не прошел ее совсем. 

15. Вместо концерта «Наутилуса Помпилиуса» горожане ели торт и запивали его чаем

Музыканты, которых аттестовали, получили возможность выступать в городе. Например, в конференц-зале Уральского госуниверситета выступали и «Наутилус Помпилиус», и «Чайф», и Группа Белкина. Все слышали про эти группы, но мало кто их видел живьем. Поэтому народ на эти концерты буквально ломился. 

У «Наутилуса Помпилиуса» появилось много новых поклонников. Сразу три концерта группы прошли в ноябре 1986 года в безалкогольном ресторане «Малахит». Пятирублевые билеты, в стоимость которых входил чай и кусок торта, раскупили влет. К тому времени у «Наутилуса Помпилиуса» были залитованы девять песен, поэтому концерт был довольно короткий. Но народ все равно был счастлив. На второй вечер пришла комиссия Управления культуры — она не знала, к чему придраться. В итоге их не устроил внешний вид Бутусова, а точнее очки-полоски, которые музыкант привез из Польши. Из-за них третий концерт и запретили. Народ пришел, но за свои пять рублей поел торт с чаем. 

16. Один музыкант играл в нескольких коллективах

Иногда одни и те же музыканты играли сразу в нескольких группах. В то время в творческой среде не хватало профессионалов. Поэтому на фестивале Александр Пантыкин играл в группах «Настя», «Урфин Джюс» и «Кабинет». Саксофонист Алексей Могилевский выступал в пяти коллективах. Передовиком был барабанщик Владимир Назимов, который выступал аж в шести коллективах. 

17. Ворона на эмблеме рок-клуба намекала на конформизм музыкантов

Легендарная ворона с сыром и гитарой не сразу стала эмблемой рок-клуба. Сначала это был вензель из букв С и Р, который напоминал перевернутую ноту. После первого фестиваля дизайнеры Павел Ковалев и Юрий Чистов, сидя на очередном занудном научном совете, решили порисовать, чтобы не заснуть. В итоге нарисовали ворону. 

«Образ был немного с намеком на конформизм. Ворона на гитаре играет, но и сыра своего не упустит. Мол, уральские рокеры хотят играть свое, но при этом с работы не уйдут и бунтовать особо против власти не будут»,  — рассказывал Ковалев.

18. Над первым самиздатом СРК работали в зоопарке

Рок-клуб не мог существовать без собственного печатного органа. Первые летучки будущего журнала «Свердловское рок-обозрение» проходили в зоопарке, где работал сторожем писатель Андрей Матвеев. Первый номер журнала вышел в мае 1986 года. Печатались в нем под псевдонимами. К примеру, Кормильцев взял псевдоним Айк, Андрей Матвеев — АМ, Дмитрий Карасюк — Д. Лемахастов. В конце номера можно было найти аж по две рецензии на каждый альбом «Урфина Джюса», «Наутилуса Помпилиуса» и «Чайфа», а еще был раздел слухов и приколов «Завалинка». 

Зоопарк, где проходили летучки редакции самиздата. Фото: из архива Свердловского рок-клуба

95 страниц журнала были напечатаны тиражом пять экземпляров. По экземпляру отправили в Ленинградский рок-клуб и Московскую рок-лабораторию, еще один отдали в обком комсомола. Два оставшихся экземпляра хранили в рок-клубе и выдавали желающим под роспись.

19. Лучшую рекламу рок-клубу снял Балабанов

Лучшим рекламным роликом СРК стал киножурнал «Советский Урал» № 13. Его снял молодой режиссер Алексей Балабанов. С экранов кинотеатров к зрителям обращались «Урфин Джюс», Бутусов и Шахрин, звучали их песни. Многие зрители покупали билеты на киносеансы только для того, чтобы посмотреть киножурнал, который показывали перед основным фильмом.

Алексей Балабанов. Фото: Д. Константинов (из архива Свердловского рок-клуба)

20.  Группа «Флаг» стала жертвой креативности

Один из громких скандалов был связан с группой «Флаг». Музыкантов в городе давно знали как профессионалов, они работали в ресторане «Старая крепость» рядом с железнодорожным вокзалом. Группа записала уже два магнитофонных альбома. На первом фестивале «флаговцы» решили не только порадовать хорошей музыкой, но и необычно проиллюстрировать название своей группы. 

Фееричное выступление группы «Флаг». Фото: из архива Свердловского рок-клуба

За час до концерта музыканты сбегали в ЦУМ и купили кусок красной материи, а чтобы изобразить на флаге серп и молот, взяли мохеровые желтые носки у вокалиста. Для демонстрации «боевого» духа команды решили прожечь на флаге дырки, будто бы его пробила пулеметная очередь. Во время выступления в середине первой песни за спинами музыкантов поднялось «знамя». Жюри встало и покинуло зал. Этот перформанс объявили идеологической провокацией, а в газетах написали, что музыканты «расстреливали знамя, держа гитары наперевес», хотя как их можно было держать по-другому? На самом деле никакой крамолы в текстах не было. 

21. Славянофилы писали на рокеров пасквили

Публикаций о рок-клубе в газетах было довольно много. Обсуждалось все, вплоть до странных названий групп. Последней «отрыжкой» антироковой кампании были публикации в газете «Уральский рабочий», инициированные Марией Пинаевой — журналисткой и активисткой консервативного общества «Память», которое во всем искало заговоры. Представители этой славянофильской организации даже на вывеске кафе-мороженое «Пингвин» на углу Ленина — Карла Либкнехта узнали в снежинке звезду Давида и заподозрили сионистский заговор. Подозрения пали и на рок-клуб. В статье «Совсем небезобидный рок» название группы «Урфин Джюс» перевели как «еврейский сирота», а название «Наутилус Помпилиус» посчитали сбивавшим с толку юношей и девушек. После того, как подобные пасквили осудили даже в обкоме партии, эта кампания прекратилась.

22. Уральские музыканты получили признание в городе на Неве

С января 1987 года свердловские группы стали выезжать в Пермь, Челябинск, Поволжье. В апреле 1987 года в Ленинграде проходил семинар Союза композиторов, на котором советским композиторам решили показать молодежную музыку. В первом отделении выступил «Наутилус Помпилиус», во втором — «Аквариум». Последние выступили расслаблено, позиционируя себя уже как звезды, а «Наутилус Помпилиус» был «на высоте».

23. Свердловский рок-клуб старался объединить рокеров всей страны

На первую годовщину клуба в марте 1987 года приехали «Алиса» из Петербурга и «Калинов Мост» из Новосибирска. Свердловск стал объединяющим городом для рокеров из разных частей страны. В конце того же года на Урале прошла конференция, на которую пригласили представителей всех рок-клубов страны. 15 октября 1987 года была учреждена федерация рок-клубов, документы на регистрацию отправили в Минкульт, где они и затерялись. Тем не менее, 15 октября несколько лет отмечали как День советского рок-н-ролла. Кстати, 15 октября еще и день рождения Вячеслава Бутусова.

24. Из-за заработков рок-клуб известным музыкантам стал не нужен

В стране начала развиваться кооперативная деятельность. Со второй половины 1987 года группам стали платить за концерты. В рок-клубе началось расслоение. Те группы, которые добились известности — «Наутилус Помпилиус», «Чайф», «Настя», «Апрельский марш», «Кабинет» — смогли зарабатывать творчеством. Они ездили с концертами по всей стране и рок-клуб им стал не нужен.

«Апрельский марш». Фото: А. Шишкин (из архива Свердловского рок-клуба)

25. Молодые группы отправили репетировать в другой ДК

Но рок-клуб активно работал с молодыми группами. Для них создавали репетиционные помещения в подвале Дома культуры, проводили концерты-мастерские, чтобы музыканты могли выступать на сцене. Со временем администрация ДК Свердлова стала брать деньги за аренду зала. Концерты молодых музыкантов не окупались. В итоге мастерские стали проводить на Сурикова, 31 в ДК Ленинского района в маленьком зале с небольшой сценой.

26. Рокеры занимались экологическим активизмом

За что только не боролись советские рокеры. Владимир Шахрин озаботился загрязнением природы. Все думали, что это ненадолго, но дело приняло серьезный оборот. В 1989 году было создано экологическо-музыкальное движение «Рок чистой воды», боровшееся с загрязнением и природы, и музыки.

«Чайф» на субботнике. Фото: М.Залогина (из архива Свердловского рок-клуба)

14–15 сентября 1989 года в московском спортивно-концертном зале «Дружба» прошла первая акция, где выступили «Настя», «Апрельский марш» и «Чайф». В следующие несколько лет масштабные акции с участием рокеров Свердловска, Москвы, Ленинграда и Сибири прошли на Волге, Байкале и в Чернобыльской зоне. В течение нескольких лет музыканты «Чайфа» боролись за чистоту родного Екатеринбурга не только песнями, но и личным примером: каждую весну они устраивали субботники по уборке городских парков и скверов.

27. «Смысловые галлюцинации» стали последней группой, принятой в СРК

Последняя группа, которую приняли в рок-клуб — «Смысловые галлюцинации». Они выступали на «творческих мастерских» в ДК Ленинского района и первое время выступали довольно посредственно. Администратор рок-клуба сказал: «Если вы станете известными, с меня ящик коньяка». Спустя 10 лет «Смысловые галлюцинации» прославились на всю Россию, но выигранного коньяка так и не получили.

«Смысловые галлюцинации». Фото: из архива Свердловского рок-клуба

28. Конец пришел в 1991 году, но кризис начался раньше

В 1989 году ажиотажная популярность рока схлынула и народ стал ходить на рок-концерты гораздо хуже. Свердловский рок-клуб существовал на комсомольские дотации, но в 1991 году, после путча, когда комсомол исчез, кончились и дотации. Осенью 1991 года Свердловский рок-клуб прекратил свое существование. В октябре Николай Грахов официально объявил о его закрытии.

29. Уральские рокеры покорили Европу

Многие группы рок-клуба довольно успешно выступали и за границей. В то время «Чайф» объехал с концертами итальянскую провинцию Эмилия-Романья, а «Агата Кристи» завоевала Гран-при на фестивале молодых европейских групп Open du Rock во Франции. Группа получила премию 10 тыс. франков и несколько спонсорских призов. В репортаже газеты Beaune et la cote с финального концерта выступление уральцев назвали фантастическим.

«Агата Кристи» в Берлине. Фото: А. Кузнецов (из архива Свердловского рок-клуба)

30. Артефакты рок-клуба можно найти, гуляя по городу

Гуляя по Екатеринбургу, можно найти несколько артефактов, связанных с рок-клубом. Мемориальная доска поэта Ильи Кормильцева висит на стене корпуса УрФУ на Куйбышева, 48, где он учился с 1977 по 1981 год. Памятную доску режиссера Алексея Балабанова установили на стене гимназии № 2 в переулке Пестеревском, 3. А если вы отправитесь в район ЖБИ, то на стене ДК МКЖ на Высоцкого, 22 увидите мемориальную доску, которая появилась в честь 33-летия группы «Чайф». В этом здании музыканты когда-то дали свой первый концерт.  

31. В конце 1990-х рок-клуб пытались возродить

Один из администраторов Свердловского рок-клуба Рудольф Стерхов предпринял попытку возродить СРК летом 1998 года. Администрация умирающего ДК Свердлова с радостью была готова предоставить площадку. Стерхов решил представить публике современный формат рок-клуба, разместить его на втором этаже в малом зале. Рудольф уже собрался идти в банк за кредитом, но отложил это дело до осени. А в августе 1998 года грянул кризис и идея умерла.

32. Члены рок-клуба снимались в фильмах Балабанова

Режиссер Алексей Балабанов всегда был в дружеских отношениях с уральскими рокерами. В 1997 году в фильме «Брат» он снял Бутусова и Настю. Правда, им картина не понравилась, они потом долго не разговаривали с Балабановым.

«Алексей до этого снимал сугубо интеллектуальные фильмы. Мы думали, что это будет то же самое, только немножко с «пиф-паф, ой-ой-ой», но он просто похулиганил...», — цитирует Дмитрий Карасюк интервью музыкантов.

Возобновили дружбу после фильма «Про уродов и людей», который был интеллектуальным, в отличие от боевика «Брат». Позже режиссер использовал музыку рокеров в своих картинах. Как многие помнят, композиция «Смысловых галлюцинаций» «Вечно молодой» стала не только саундтреком фильма «Брат-2», но и помогла группе получить всероссийскую славу.

33. После каждого фестиваля выбирали лучшие песни

После первого и второго фестиваля Свердловского рок-клуба среди зрителей проводились соцопросы. Им раздавали анкеты, в которых нужно было назвать лучшую песню, лучшего вокалиста, группу или программу. Этим занимались студенты и аспиранты философского факультета УрГУ.

Фото: В.Арашкевич (из архива Свердловского рок-клуба)

Потом опросы прекратились, но выбирать лучшие композиции не перестали. Так, после третьего и четвертого фестивалей авторы газеты «ПерекатиПоле» обсуждали мероприятия, выбирали лучших и публиковали результаты в издании. 

Все эти песни вы можете услышать в нашем плейлисте ниже.

34. Многие музыканты продолжили дело своей жизни

Президент Свердловского рок-клуба Николай Грахов возглавляет один из крупнейших радиохолдингов Екатеринбурга. В него входят радиостанции «Радио СИ», «Эхо Москвы — Екатеринбург», «Пилот» и другие. «Дедушка уральского рока» Александр Пантыкин стал председателем Союза композиторов Свердловской области. Дмитрий Карасюк написал несколько книг об истории уральской рок-музыки. Музыканты «Чайфа», «Наутилуса Помпилиуса», «Агаты Кристи» и многих других групп продолжают выступать и заниматься главным делом своей жизни — музыкой.

35. Про уральский рок расскажут экскурсоводы

В этом году в честь юбилея Свердловского рок-клуба компания МТС в рамках проекта «Городские легенды», журналистка Светлана Толмачева и историограф Свердловского рок-клуба Дмитрий Карасюк выпустят новый туристический аудиогид и маршрут по памятным местам рок-клуба. В этом проекте активное участие примут и горожане. 

Аудиогид предназначен для самостоятельного знакомства с достопримечательностями Екатеринбурга с помощью звуковой экскурсии, размещённой на крупнейшей в мире специализированной платформе аудио путеводителей izi.TRAVEL и в специализированном мобильном приложении для путешествий Surprise Me. Перед началом экскурсии достаточно будет бесплатно скачать ее в свой смартфон и далее следовать подсказкам экскурсовода. Пользоваться аудиогидом можно даже без подключения к интернету и в любое удобное время. Обновленную экскурсию презентуют в «Ночь музеев».

Фото: МТС

Партнерский материал.