Что было на втором фестивале нового аудиовизуального искусства «Луч». Репортаж IMCНакануне завершился двухдневный фестиваль нового аудиовизуального искусства «Луч» от промо-бюро «Теснота» и Арт-галереи Ельцин Центра, уже второй по счету. Он открылся в пятницу вечером CGI-фантазией о судьбе искусственного интеллекта и продолжился в субботу лекциями художников и музыкантов, выставкой с видеоартом и визуальным шоу на медиафасаде президентского центра. Рассказываем и показываем, как это было.
18+

«Это и есть современное искусство?»

Что было на втором фестивале нового аудиовизуального искусства «Луч». Репортаж IMC

Ельцин Центр
1 Сентября, 12:07
Автор: Михаил Волокитин
Фото: Марина Молдавская

Накануне завершился двухдневный фестиваль нового аудиовизуального искусства «Луч» от промо-бюро «Теснота» и Арт-галереи Ельцин Центра, уже второй по счету. Он открылся в пятницу вечером CGI-фантазией о судьбе искусственного интеллекта и продолжился в субботу лекциями художников и музыкантов, выставкой с видеоартом и визуальным шоу на медиафасаде президентского центра. Рассказываем и показываем, как это было.

Приглушенный свет и красная кровать. Справа лежу я, а слева — незнакомый бородатый мужчина. «Расслабься, ляг поудобнее» — вполне, учитывая атмосферу, мог бы сказать он, но говорит бесформенный персонаж, который транслируется проектором на потолке. Оттуда розовое нечто кусками цитирует песню «1979» американской группы The Smashing Pumpkins. По задумке авторов экспозиции трек о прощании с юностью вместе с соответствующей обстановкой должны переместить гостя из кровати, выставленной в Арт-галерее, в кровать собственной комнаты из 1990-х.

Так или иначе взаимодействуют со зрителями и другие аудиовизуальные работы, занимающие оба этажа Арт-галереи Ельцин центра. Например, в проекте «Постцифровая жизнь» можно позволить цифровым существам, напоминающим червей, оплести со всех сторон твое тело. Для этого гости фестиваля становятся прямо перед проектором, загораживая часть экрана, а электронные организмы начинают исследовать новое проекционное пространство. Таким образом художники Анастасия Крохалева и Денис Перевалов демонстрируют наступившую постцифровую эпоху, когда стирается грань между двумя — живым и неживым — мирами.

Черви в работе «Постцифровая жизнь». Если встать напротив проектора, «электронные» существа на экране начнут ползать по тебеЧерви в работе «Постцифровая жизнь». Если встать напротив проектора, «электронные» существа на экране начнут ползать по тебе

Буквально об этом говорят и бесчисленные трансляции в социальные сети, которые ведут зрители. От множества мигающих телефонов, на которые гости снимают яркие проекторы, трансляции и экраны, — иногда рябит в глазах. Вниманием публика никого не обделяет: очереди выстраиваются и к работам опытных медиа-художников, и к проектам тех, кто выставляется впервые. Кстати, большинство здесь именно таких. Формат, в котором проходит инсталляция на втором этаже Арт-галереи, называется Bring Your Own Beamer — дословно «принеси свой проектор». Это почти единственное требование для участия, и его, как выясняется, достаточно, чтобы обычное соседство переходило в качественную преемственность.

Художница из Нижнего Тагила Алиса Горшенина для фестиваля отобрала семь своих видеоробот, связанных с темой природы и существования человека внутри ееХудожница из Нижнего Тагила Алиса Горшенина для фестиваля отобрала семь своих видеоробот, связанных с темой природы и существования человека внутри ее

Автор этой работы, Франческа Фини, считает, что через «селфи», сделанные героями великих произведений, отражается искаженное восприятие женской красотыАвтор этой работы, Франческа Фини, считает, что через «селфи», сделанные героями великих произведений, отражается искаженное восприятие женской красоты

— Видно, как те, кто появляются снова и снова, заявляют все более сложные работы. Это как раз главная задача: сделать так, чтобы художественная среда ширилась, крепла, чтобы в Екатеринбурге появлялось все больше художников, — рассказывает директор Арт-галереи Ельцин Центра Илья Шипиловских.

После просмотра экспозиции на втором этаже поднимаюсь выше. Тут, кстати, наоборот — художников из Екатеринбурга нет. Выставку «Цифровая перспектива» к фестивалю подготовила куратор Санкт-Петербургской медиа-арт-лаборатории CYLAND Виктория Илюшкина. Она собрала аудиовизуальные работы Бориса Казакова, Маши Годованной, Виктории Илюшкиной, Антона Хлабова, а также Дмитрия Лурье, Максима Свищёва (YOmoYO), Франчески Фини и Александра Антипина — художников из Рима, Москвы, Питера и других городов.

На третьем этаже можно было увидеть видео разных направлений и тем из коллекции CYLANDНа третьем этаже можно было увидеть видео разных направлений и тем из коллекции CYLAND

Богатым на отзывы здесь становится перформанс Алены Терешко «Девушка с Урала», где автор в течение девяти минут пытается съесть огромную тарелку пельменей и одновременно исполнить песню. Рядом с экраном, транслирующим процесс, то и дело слышатся вздохи из разряда: «Хочу есть», «Вот бы тоже пельменей» и так далее. Тем не менее людей на третьем этаже в целом несколько меньше. 

Однако под лестницей, ведущей обратно вниз, — настоящий аншлаг. По одну сторону располагается бар со спиртными и безалкогольными напитками, по другую — сцена с уральскими электронными музыкантами. Здесь звучат девять сменяющих друг друга сетов в совершенно разной стилистике. 

Медитативно танцевать под них решаются только два смельчака. О том, что организаторы специально хотели добиться такой полярности, говорит Вячеслав Душин из промо-бюро «Теснота».

— В этом и смысл, чтобы немного нарушить и встряхнуть ту комфортную зону, в которой мы находились. В этот раз мы смогли показать спектр разного синтетического звука, который, на наш взгляд, очень подходит для галерейного выступления, — поясняет Душин.

За несколько часов до сетов музыкантов в медиазале центра проходят лекции. Например, Виктория Илюшкина, куратор выставки со второго этажа, рассказывает о лаборатории Cyland в Екатеринбурге и о «Киберфесте» — крупнейшем в России фестивале медиа-искусства. Московский художник Алексей Таруц говорит о своих перформансах, вау-эффектах и феномене «постправды», а композитор и медиа-перформер Кира Вайнштейн вспоминает историю своего превращения из журналистки в художницу.

После каждого выступления слушатели задают вопросы, некоторые подходят к спикерам, чтобы поговорить с ними наедине. Первый «Луч», прошедший в марте этого года, тоже давал такую возможность, правда, встречи тогда были заявлены дискуссиями. 

— Мы пока сами нащупываем верные ходы, ищем более успешные способы репрезентации современного аудиовизуального искусства. Мы просто смотрим, что сработает, а что нет, — рассказывает про изменения в формате Илья Шипиловских.

Однозначно срабатывает показ «Цветов материализма» Максима Свищёва в Атриуме, проходящий после выставок в Арт-галерее. На необъятной стене сменяют друг друга разноцветные абстракции. Смотреть на них снизу вверх — гипнотически завораживающе. Оба дня фестиваля заканчиваются представлениями на медиафасаде. 

Во второй день показ работ на медиафасаде шел целый час до 23:00Во второй день показ работ на медиафасаде шел целый час до 23:00

Посмотреть на стенах Ельцин Центра триптих Вадима Эпштейна, предыдущие части которого он делал для Марселя и Нижнего Новгорода, работы Максима Свищева, Tribe и других художников приходят, без преувеличения, целые толпы. У одной из женщин с детьми после представления спрашиваю:

— Как вам?

— Ну, что-то было, а потом погасло… Теперь смотрим на белый квадрат, — показывает на медиафасад в своем обычном состоянии. — Наверное, это и есть современное искусство?

Что это такое на самом деле — горожане еще смогут узнать на следующих фестивалях «Луч». Их постараются проводить каждые полгода.

Реклама

Реклама