Парад не для всех, очереди на спектакль и море людей. Репортаж IMC с 9 Мая в ЕкатеринбургеУже не первый год День Победы в Екатеринбурге сопровождается обсуждением перекрытых улиц и труднодоступного просмотра парада военной техники. Поэтому в праздничный день мы решили отправиться в центр города без аккредитации и журналистских корочек и увидеть День Победы так, как его видят горожане. Корреспондент IMC Дмитрий Колбин посетил основные площадки праздника и рассказывает, насколько удобно было передвигаться по городу, что говорили прохожие на улицах и каким ему запомнился этот день.
18+

День Победы глазами горожанина

Парад не для всех, очереди на спектакль и море людей. Репортаж IMC с 9 Мая в Екатеринбурге

9 Мая, 18:54
Автор: Дмитрий Колбин
Фото: Марина Молдавская

Уже не первый год День Победы в Екатеринбурге сопровождается обсуждением перекрытых улиц и труднодоступного просмотра парада военной техники. Поэтому в праздничный день мы решили отправиться в центр города без аккредитации и журналистских корочек и увидеть День Победы так, как его видят горожане. Корреспондент IMC Дмитрий Колбин посетил основные площадки праздника и рассказывает, насколько удобно было передвигаться по городу, что говорили прохожие на улицах и каким ему запомнился этот день.

Десять утра. Небо затянуто угрожающими тучами, готовыми вот-вот обрушиться на головы горожан дождем. Проспект Ленина перекрыт начиная с его пересечения с улицей Карла Либкнехта. Здесь мы встречаемся с фотографом и начинаем движение в сторону Площади 1905 года. До этого на углу у Колизея я видел парня в плаще, предлагающего прохожим купить георгиевские ленточки с интонацией, как у уличных дельцов, продающих золото и сотовые телефоны. 

И ленточек, приколотых к воротникам, и сотовых телефонов, фиксирующих все происходящее, в этот день будет много — не обойдется и без дождя.

Чем дальше мы пробираемся, чем труднее двигаться: улицу заполонили горожане, часть из них — участники акции «Бессмертный полк», наперебой спрашивающие у полицейских, где точка сбора.

На набережной Исети возле дома Севастьянова — огромный экран, на котором транслируется происходящее на Площади 1905 года: губернатор Евгений Куйвашев поздравляет всех с Днем Победы, на площадь вносят флаг и Знамя Победы, объявляется минута молчания в память о погибших. Затем звучит залп из орудий. В окружающей нас толпе раздаются крики, детский плач. Подруга, живущая в здании по адресу 8 марта, 4, рапортует в Instagram, что стекла в ее окнах чуть не повылетали, а сама она едва не родила, будучи на восьмом месяце беременности. Начинается Парад Победы.

По Ленина маршируют колонны, но нам с фотографом — людям роста невысокого — ничего не видно. Перебираемся по подземному переходу на Плотинку: парень поет под гитару песню, никак не связанную с войной. В Историческом сквере пока малолюдно, люди столпились на ступенях, почти у каждого мужчины на плечах — ребенок или девушка. 

Если пройти по улице Воеводина чуть подальше в сторону Малышева, открывается неожиданно хороший обзор: по мосту едет тяжелая военная техника. Всех деталей не разглядеть, но зрелище впечатляющее. Впрочем, лучший вид — у тех, кто умудрился забраться на крышу здания колледжа Ползунова. Сами же они вызывают в памяти картины из прошлогодней «Уральской ночи музыки», когда смельчаки-меломаны слушали Noize MC с крыши Краеведческого музея.

Дворами пробираемся все ближе к Площади 1905 года. Навстречу идут толпы горожан. «Там видно хоть что-нибудь?», — спрашивает нас мужчина заранее обреченным голосом. Уверяем его, что видно. На парковке возле станции метро стоит автомобиль, из которого короткостриженные молодые парни торгуют самодельными праздничными украшениями — 150 рублей за брошку из георгиевской ленточки. 

Слышны отголоски музыки, звучащей на площади: глубокий баритон в сопровождении барабанного боя. Из-за многократного отражения звука и удаленности его источника все это похоже на поздние авангардные альбомы Скотта Уокера — эффект, конечно, непреднамеренный, но занятный.

Рядом с «Пассажем» люди оккупировали клумбы, при этом культурно стоят на бортиках, а не топчутся по растениям. Когда мы находим просвет среди толпы на улице Вайнера, парад уже окончен, оркестр отыграл «Прощание славянки», и по площади едет ретро-техника. Затем наступает небольшое затишье. Холодает, девушки-полицейские ежатся на ветру. «Скучно», — говорит девочка в военной фуражке, и мама уводит ее. И напрасно: сюда уже движутся участники акции «Бессмертный полк». 

Пока шествие можно увидеть только на экране, но и это зрелище завораживает: огромная река людей заполняет проспект Ленина, тысячи людей несут транспаранты с фотографиями своих родных и близких — ветеранов войны, тружеников тыла. Диктор с левитановскими интонациями рассказывает о сути акции и декламирует стихи: «Бессмертный советский солдат сегодня снова наденет бушлат». Наконец, колонна доходит до площади, звучит музыка, взлетают десятки голубей. И именно в этот момент начинается дождь. Когда День Победы в Екатеринбурге обходился без дождя?

Часть горожан остается на своих местах, другая бежит под навесы, в метро намечается настоящее столпотворение. Замечаем в толпе семью с транспарантами «Бессмертного полка», спрашиваем, почему они не со всеми остальными. «Мы не успели прийти. Надо было заходить с Толмачева, а мы смотрели парад на Московской, где заворачивала техника — там как раз можно было хорошо все разглядеть».

Вскоре дождь прекращается, тучи расходятся, город наполняет солнечный свет, и начинаются традиционные для этого праздника народные гуляния. На Площади 1905 года транслируют парад Победы в Москве. На улице Пушкина детишки облепляют военную технику. Рядом стоят ретро-автомобили словно привет из другого массового праздника — Дня города. 

Пространство вокруг фонтана Каменный цветок переоборудовано в фудкорт, тут своя атмосфера: шашлыки, шаурма — все это не очень-то вяжется с самим праздником, но такова необходимость. Возле памятника Татищеву и Де Генину развернулась палатка полевой кухни, здесь подмерзшим под дождем горожанам бесплатно наливают чай. Тем временем по Ленина все еще движутся участники «Бессмертного полка» — колонна все не кончается.

С полудня основным местом действия становится Исторический сквер: студенты УрГЭУ устраивают танцевальный флешмоб «Вальс Победы» возле «капсулы времени»: танцуют под музыку военных времен, а затем выстраиваются в форме слова «Ура» по нарисованным на каменном покрытии линиям — хочется надеяться, что белую краску потом удастся смыть. 

Затем на большой сцене начинается большая концертная программа «Мы внуки твои, Победа!». Выступления коллективов детских школ искусств Екатеринбурга продлятся до самого вечера. Репертуар у выступающих весьма широк, подчас внезапен: только звучал Утесов, а теперь — что-то из современной поп-музыки. Мы отправляемся в шатер у южных ворот сквера — здесь проходит серия открытых лекций «Свердловск времен Великой Отечественной войны». Попадаем на музыкальную и узнаем, что Урал занял важное место в культуре Советского Союза военных лет: «Боевая уральская», «Уральская прощальная», «Уральцы бьются здорово», «Песня старого шахтера» и «Уралочка» — эти песни были очень популярными в те годы. Здесь совсем немного слушателей, но это определенно одна из самых интересных площадок Дня Победы.

Напоследок в нашей дневной прогулке мы откладывали посещение «Театра Великой войны». Как выяснилось, напрасно: к выстроенным в Историческом сквере павильонам проекта выстроилась огромная очередь. У охранников мы узнали, что туда запускают по 400 человек каждые полчаса — ровно столько идет иммерсивный спектакль. Желающих попасть на него было явно больше, и нам все же пришлось назваться журналистами, чтобы попасть внутрь. Охрана пропускает нас, но отказывает женщине с маленьким ребенком: вход — строго 12+. Как мы узнаем чуть позже, возрастной ценз более чем справедлив.

Проходим по стеклянному полу, нависшему прямо над водопадом. Все вокруг озарено кроваво-красной подсветкой. Довольно страшно. Дальше — еще страшнее: темный зал, низкочастотный гул и скрежет, зацикленный видеоряд с цифрами о потерях в годы войны, долгое томительное ожидание. Наконец перед зрителями начинает разворачиваться история юноши, распрощавшегося с матерью и попавшего на фронт, угодившего в саму мясорубку войны. Сперва мы наблюдаем эту историю на большом экране, затем появляются актеры: сперва солдаты Красной армии, после их матери и фашисты. Начинается хаос: кто-то палит из пистолета, кто-то кого-то душит, экран позади заливает кровь, в качестве саундтрека — какофония стрельбы и криков. Стройное поначалу повествование перерастает в данс-макабр, все действо напоминает брутальные спектакли авангардного режиссера Ромео Кастелуччи. Симфония войны и ужаса все нарастает, одному из зрителей — маленькому мальчику — становится дурно, родители поят его водой, приводят в чувство. Когда все заканчивается, глаза у многих зрителей красные от слез. 

«Очень трогательно», — отвечают все, кого мы спрашиваем о впечатлениях. Что и говорить: «Театр Великой войны» мы покидаем словно оглушенные, но «трогательно» — не то слово, которое кажется уместным после увиденной кровавой бойни. 

Все вышеописанное уместилось в три достаточно насыщенных часа. А вечером горожан ждут выступления Газманова, Трофима и Безрукова, а также праздничный салют и фейерверк в вечернем небе Екатеринбурга. 

Но все же главным из всего этого стал именно «Бессмертный полк»: сформированная меньше десяти лет назад, эта акция уже стала сутью праздника. В остальном, День Победы в Екатеринбурге, как и День города, мало подвержен изменениям: все те же толпы, очереди, перекрытые дороги, танки и концерты, что и в любой другой год. И привычные для столицы Урала дожди. Как и всегда, трудно найти для себя место во время парада, все время рискуешь увязнуть в людской массе. Но, опять же, еще лет пять назад толпы были более агрессивными, а сейчас даже в окружении огромного числа людей чувствуешь себя достаточно спокойно. А в целом, сама тематика не располагает к каким-то современным веяниям. Это традиционный праздник, и относится к нему, наверное, следует соответственно.

Реклама

Реклама