Чем заняться с 11 по 17 марта: интересные события недели в Екатеринбурге
Праздники позади, а мы коротаем дни в ожидании настоящей весны на выставках и концертах. На этой неделе слушаем музыку Альфреда Шнитке, Эндрю Ллойда Уэббера, отца трип-хопа Tricky и группу OQJAV в акустике, смотрим документалки об уральской идентичности и гастрономической культуре, идем на балет Бориса Эйфмана «Анна Каренина», узнаем новое на лекциях об экслибрисе и обнаженке на театральной сцене. Обозреватель IMC и автор телеграм-канала о культурных событиях Екатеринбурга «Е-катарсис» Анна Филосян выбрала самые интересные события этой недели.
Уникальный оркестр musicAeterna, созданный известным дирижером Теодором Курентзисом, собрал лучших музыкантов из разных стран, настоящих фанатиков своего дела, каждый из которых — и безупречная часть слаженного ансамбля, и одновременно первоклассный солист. Часть большого оркестра musicAeterna — струнный квартет солистов — представит в Екатеринбурге камерные произведения Моцарта, Шуберта, Пуччини и Респиги.
В библиотеке им. Белинского открывается первая персональная выставка художницы и культуролога Екатерины Калужниковой, посвященная Году театра и Году Бажова. Экспозиция сочетает оригинальные рисунки, навеянные театральными постановками, и фрагменты рецензий на эти же спектакли, которые автор выкладывала в социальных сетях. Другая линия выставки — мифотворчество, связанное с именем великого уральского сказителя. Зрители впервые познакомятся с серией иллюстраций к анекдотам про «дедушку Бажова» из архивов Мемориального дома-музея П. П. Бажова.
Санкт-Петербургский театр балета Бориса Эйфмана в течение двух вечеров на сцене Урал Оперы будет показывать знаменитый балет «Анна Каренина» на музыку Чайковского. Убрав все второстепенные линии романа Льва Толстого, в своей постановке Эйфман сосредоточился на любовном треугольнике «Анна — Вронский — Каренин» и создал неординарный образец сценического психоанализа, основанного на трагической хронике внутреннего перерождения женщины, одержимой «основным инстинктом».
Документалки от команды Roomple и проекта «Культурное просвещение» посвящены уральской истории и идентичности. 30-минутный фильм «Урал. Заселение» описывает 12-тысячелетнюю историю Урала, показывая панораму важнейших этапов заселения уральской территории. Вторая премьера — еще один получасовой «вики-фильм» под названием «66/85» — рассказывает о must-see местах Екатеринбурга и области.
12 марта 1927 года была запущена в эксплуатацию Свердловская ГЭС на Большеконном полуострове. Совместная выставка Музея истории Екатеринбурга и Музея энергетики Урала представит фотолетопись строительства станции, запечатлевшая процесс трансформации «дикого», утопающего в зелени Большеконного полуострова в социалистический Электрогородок — рабочий поселок с комфортным жильем, клубом, летним театром и прочей инфраструктурой, необходимой для жизни сотрудников и обслуживающего персонала станции.
Фильм 1921 года, снятый «королем комедии» Максом Линдером, повествует о суеверном человеке, который пытается всеми способами избежать предсказанные ему семь лет несчастий, но вместо этого попадает во все более неудачные ситуации. Блестящую игру одного великого комика немого черно-белого кино озвучат джазовые импровизации резидентов клуба EverJazz.
Ансамбль современной музыки InterText представит программу, посвященную 85-летию со дня рождения Альфреда Шнитке — композитора, повлиявшего на музыку всего XX века, придумавшего термин «полистилистика» и воплотившего в своих произведениях принципы музыкального постмодернизма. Во вторник в Зале свободы Музея Бориса Ельцина прозвучат редко исполняемые камерные сочинения Шнитке, в том числе пьеса для скрипки и виолончели «Тихая музыка», давшая название концертной программе.
Второй весенний фортепианный вечер в «Доме Печати» будет посвящен Эндрю Ллойду Уэбберу — знаменитому британскому композитору, автору более 20 мюзиклов и неоднократному обладателю «Грэмми», «Золотого Глобуса» и «Оскара». Пианист-виртуоз Владислав Чепинога сыграет знаменитые темы из мюзиклов Уэббера «Иисус Христос — суперзвезда», «Призрак Оперы», «Кошки», «Аспекты любви», «Эвита» и «Любовь не умрет никогда».
Очередная лекция курса «Профессиональный зритель» культурного обозревателя радиостанции «Радио России» Марины Борисовой посвящена обнаженному телу на театральной сцене. «Голый человек на сцене — искусство или эпатаж?» — этот вопрос сегодня по-прежнему актуален. Для одних это верх свободы, для других — крайняя степень развращенности. На лекции речь пойдет о том, как меняется концепция восприятия человеческого тела и почему «телесность» — одна из важных характеристик современного театра.
Новый арт-резидент фотографического музея «Дом Метенкова» Михаил Шер выступит с приветственной лекцией в преддверии третьего сезона резидентской программы музея. В своих работах фотограф развивает темы визуальной репрезентации и переосмысления постсоветского ландшафта и истории. На приветственной лекции Шер расскажет о предыдущих работах и о том, как он продолжит развивать близкие ему темы на примере Екатеринбурга.
На регулярной экскурсии музея конструктивизма «Ячейка F» речь пойдет о том, как авангард изменил представление о быте горожан на примере комплекса домов Уралоблсовнархоза. В программе: прогулка, рассказ об истории дома и о том, чем мы обязаны архитекторам конструктивизма в нашем сегодняшнем быте, прогулка внутри одного из корпусов с посещением ячейки-музея и осмотр выставки «Главная достопримечательность» фотографа и журналиста Славы Солдатова, посвященной сносу недостроенной телебашни в 2018 году.
Eat Film Festival — первый российский фестиваль документальных фильмов о гастрономической культуре — пройдет в Екатеринбурге впервые. С 13 по 17 марта в Ельцин Центре покажут фильмы о женщинах-шефах, столовой Массимо Боттуры для бездомных, выезде ресторана Noma в Японию, мишленовских звездах и легендарном немецком бартендере Чарльзе Шуманне, а также премьеру — кино «Жуки» о поисках съедобных насекомых по всему миру. В день открытия фестиваля можно будет увидеть фильм «Звезды Мишлен. Истории с кухни» и поучаствовать в дискуссии «Гиды, рейтинги и тренды в мировой гастрономии».
Новая выставка в Центре современной культуры УрФУ знакомит с серией работ японской фотохудожницы Кумико Вакабаяши, размышляющей о красоте и бренности нашего мира. В духе жанра европейской живописи vanitas, основанного на концепте memento mori (лат. — «помни о смерти»), Кумико напоминает, что все материальное не вечно и есть «суета сует». От снимков цвета сепии, создающих особую оптику видения мира, веет эстетикой прошлого, тем более, что они произведены в уникальной технике мокрого коллодионного процесса, известной с середины XIX века. А 20 марта в 16.00 Кумико Вакабаяши прочитает лекцию «Современная фотография Японии».
Ли Миллер — американский модный фотограф и фотомодель, военная корреспондентка, снимавшая бомбардировки Лондона и освобождение Дахау и Аушвица, муза сюрреалиста Ман Рея, подруга Пабло Пикассо и Макса Эрнста. В ее жизни случилось столько неожиданных поворотов, что хватило бы и на несколько биографий. Фильм был переведен специально для Центра фотографии «Март».
В рамках показа документальных фильмов кинокомпании «Снега» зрители увидят фильм «Счастье не за горами» о юной японке, которая приехала в Россию, чтобы стать настоящей балериной, и ленту «Кормилец» о традиционном уральском промысле — разведении шадринских гусей.
Tricky — космическая величина в мире электронной музыки — возвращается в Россию со своим тринадцатым альбомом Ununiform. Это первый лонгплей, созданный с момента переезда музыканта в Берлин четыре года назад. Пластинка, которую Трики считает самым радикальным решением за свою карьеру, противопоставляется его наследию, истории и семье, даже самой смерти. Кстати, в записи альбома поучаствовали российские музыканты: Баста спродюсировал один трек, а в двух композициях в качестве гостей выступают рэперы Скриптонит и Смоки Мо.
Научный сотрудник сектора экскурсионного сервиса Анна Решетникова прочитает лекцию о Наталии Гончаровой — талантливой художнице, искавшей свое индивидуальное творческое «я»; о ее «многоликости», богатом художественном наследии и возможных подделках, находящихся в частных собраниях.
С пятницы в Главном Проспекте будут открыты сразу две выставки мэтров уральского искусства. Первая будет посвящена 75-летию знаменитого художника Андрея Антонова. 15 марта, в день рождения автора, откроется выставка его скульптуры, графики и живописи «Лабиринт минотавра». В тот же день откроется ретроспективная выставка художника Анатолия Калашникова. Особенностью выставки станет самая большая картина, когда-либо созданная уральскими художниками (36 кв. метров) — полотно «Монтана. Перегон скота», посвященное истории и культуре Америки.
Режиссер Василий Сенин, выпускник Мастерской Петра Фоменко ГИТИСа, осуществил на сцене Екатеринбургского ТЮЗа необычное решение классической сказки Гофмана «Щелкунчик». Спектакль в жанре «рождественский сон Мари Штальбаум» основан на созерцании прекрасного и немного страшного мира фантазий главной героини и ее становления как личности.
Фотограф Максим Шер проведет участников экскурсии по Музею Бориса Ельцина с тем, чтобы ответить на вопросы: что означает помнить с помощью фотографии и сколько историй может рассказать одна фотография. А если фотография становится частью музейной экспозиции, то понимаем ли мы роль фотографии в музее?
В рамках образовательной программы по созданию экслибриса в творческой точке «Гутенберг» состоится лекция искусствоведа Льва Шушаричева о том, что такое экслибрис, зачем он нужен, каких видов бывает, какие имеет особенности и как книжный знак живет в наше время. Предварительная запись в инстаграме в Директ.
В чем секрет знаменитых яблок Сезанна? В чем состояла революция, которую он произвел в искусстве? Почему он стал ориентиром для модернистов всего XX столетия? На эти и другие вопросы попытаются ответить слушатели лекции Вероники Калининой из цикла «Портрет мастера: от Джотто до Шехтеля».
Малый драматический театр «Театрон» проводит серию спектаклей на площадке Музея архитектуры и дизайна УрГАХУ. В субботу в стенах музея покажут историю-триллер «Persona» по сценарию шведского режиссера Ингмара Бергмана, написанному им для одноименного фильма 1966 года. Эта экзистенциальная драма повествует о знаменитой актрисе, которая замолкает прямо на сцене во время спектакля и перестает общаться с людьми. Вывести пациентку из оцепенения берется медсестра, но не медицинскими способами, а исповедью о своей жизни. Постепенно и неуловимо они меняются масками и становятся друг другом.
Известный режиссер Анатолий Праудин намерен не просто «оживить» на сцене легендарного авантюриста и его соратников из искрометного романа Ильфа и Петрова, выдержавшего три экранизации и десятки театральных воплощений. Цель постановки Праудина — не лишая публику удовольствия окунуться в атмосферу элегантного юмора и острой сатиры, раскрыть перед зрителем смысловую глубину романа, главным героем которого, по мнению авторов, были «деньги, не имеющие моральной ценности».
В субботу уральско-московское инди-поп-трио OQJAV сыграет свою первую акустику в Екатеринбурге. Акустическая гитара и ускользающее фортепиано незамерзающего зимнего моря, голоса трех баритонов, звучащие то стройно, то не совсем — Вадик Королев, Ярослав Тимофеев и Дима Шугайкин своими романтично-ироничными «Листиками», «Цветочками» и нетленной «Парижанкой» обязательно нашаманят нам весну.
Очередная сессия из серии «Открытая коллекция» в «Доме Метенкова» будет приурочена к выставке фотографа Яны Романовой «(Вне) себя». Художница работает в жанре автопортрета и исследует тему одержимости и современные медийные практики изображения женщин. В воскресенье в музее можно будет познакомиться с подборкой фотокниг современных российских и зарубежных авторов, обращающихся к схожей проблематике и в целом работающих с темами телесности, сексуальности и гендера.
Неделю назад нас покинул Кит Флинт, и все концерты тура The Prodigy отменены, но мы можем почтить память вокалиста легендарных британских электронщиков на концерте «Другого оркестра» в это воскресенье. На большом концерте-посвящении прозвучат бессмертные «Smack My Bitch Up», «Out Of Space», «Voodoo People», «Their The Law» и хиты с последнего альбома «No tourists».


