Художник Александр Баженов — о Баския, жизни без соцсетей и людях «в форме обрубков»
Современный екатеринбургский художник Александр Баженов, работы которого можно было увидеть в экспозиции Уральской биеннале, в недавнем выпуске зинов ГЦСИ или на углу Малышева-Вайнера, сегодня отмечает 30-летие, а заодно открывает новую выставку. В пространстве музея «Ячейка F» выставили его экспозицию, посвященную мэтру конструктивизма Владимиру Татлину. Обозреватель IMC и автор телеграм-канала «Е-катарсис» Анна Филосян встретилась с художником в его мастерской и расспросила о творческом методе, страхах, архетипах, движущей силе искусства и жизни без социальных сетей.
— Ты начал работать в 2016 году. Как это было?
— Все началось от страха. Я выпустился из университета и понял, что у меня ни одной картины нет, есть только ученические. Этот страх не реализоваться сталкивал меня с самим собой, и я себя спрашивал: Саша, ты художник в конце концов или нет? И от этого страха я нашлепал немало работ, часть не очень любопытных потом выкинул, а часть оставил. Какое-то время выкладывал работы в интернет, и так пошло-поехало.
— Твои работы построены на контрастных негармонирующих цветах, обобщенных фигурах и ярких контурах, в них много тревоги, какой-то болезненности. Но есть и юмор, подписи вот эти в духе концептуализма, снижающие пафос: «Это лапа». У тебя есть авторитеты в искусстве? Например, у Баския ты что-то черпал?
— Бывает, что и не хочешь черпать, но оно само проявляется. Да, возможно, во мне откликается неоэкспрессионизм Баския — выражение себя, своей боли через холст. Корни неоэкспрессионизма, как и собственно экспрессионизма, — в том же, с чего я начинал, — в страхе. Например, Георг Гросс, с его ужасом, абсурдом и безысходностью накануне прихода Гитлера к власти. Или тот же Мунк. А насчет подписей — там, где подписано «лапа», например, эта лапа должна была выделиться, вылезти из всего этого мяса, а она не вылезла, совсем потерялась как-то. Мне стало лень докрашивать, перекрашивать — нравилось, как краски легли, и я просто подписал, чтобы ничего не менять.
— Тебе больше нравится работать в графике или в живописи?
— Это неважно. Для меня главное — чтобы был законченный художественный образ. Я не то чтобы жду появления идеи, а потом выбираю подходящую технику. Скорее наоборот, я сажусь, начинаю работать, и в процессе приходит понимание: о, вот это круто! Вот это надо развить, а это кинуть, потому что это посредственно.
— А как работает этот внутренний метроном? Как ты отличаешь: вот это посредственно, а это круто?
— Нет какой-то определенной схемы. Это зависит от насмотренности и опыта собственного рукотворчества.
— Твоему творчеству посвящен один из 4-х зинов про современных художников, которые в 2018 году издал ГЦСИ Урал. Арт-критик Елена Ищенко в нем пишет, что твои работы основаны на принципе тавтологии: их образность раскрывается не в разглядывании какой-то одной, а в самом жесте пролистывания и объединении образов в серии. Ты с этим согласен?
— И да, и нет. В принципе мысль интересная — о том, что картины можно листать, как книгу, насматриваться ими, выводить из суммы образов какой-то общий смысл. Но и разглядывать мои работы вполне возможно. Я сам так делаю: могу вот здесь рассесться и часами лицезреть, например, вот эту работу — просто сижу и смотрю, мне это доставляет удовольствие. Это, кстати, задник для перформанса экспериментального театра «Место» по абсурдистскому тексту Саши Белова «Человек у двери».
— Зин содержит поп-ап открытку «Крик», которую можно сложить, как оригами. Как пришла эта идея?
— Вот как было дело. Одно время я работал с детской группой — на занятиях мы создавали поп-ап открытки, которые можно самому сложить в определенную фигуру. Мне нужно было подготовить серию таких открыток, и когда я уже утомился в конце рабочего дня, я решил: надо угореть в конце — и сделал «Крик». А потом, когда шла работа над зином, он у меня как-то всплыл. У меня часто бывает, что я достаю из прошлого какие-то хорошие вещи и реанимирую их. Так что ничего стараюсь не выкидывать, и когда поступает какой-то запрос, я сначала проверяю, что у меня есть в багаже. А если ничего не подходит — тогда делаю новое.
— По твоим словам, на которые ссылается Елена, для тебя важна намеренная простота (но не легкость) образов, отсылающая к архетипическому. Каковы эти основные образы, повторяющиеся от серии к серии, как они возникают?
— Главный образ, наверное, человек — причем не антропоморфный, а в форме обрубков каких-то, упрощенных форм, типа шара и полена какого-то, что ли. Есть вечные символы, знаки, которые способен понять любой. Например, материнство, или цветок, или ангел — большинство это считает, это универсальные образы, вбирающие в себя много смыслов, понятные каждому. При этом мне их нескучно рисовать. Они хоть и похожи между собой — понятно, что у художника есть свой почерк, манера определенная, — но все время разные получаются.
— Работа, которая сейчас располагается в нишах бывшего здания Дома науки и техники на углу Малышева — Вайнера, это тоже такой архетипический образ? Что ты в нее вкладывал?
— Да, это все о том же, там есть голова, ноги, руки — архетип человека. Вообще, я сам предложил сделать эти росписи. Архитектор здания предполагал сделать что-то такое монументальное в этих глухих нишах без окон, но не успел. А у меня получилась такая новая монументальность — не реалистичная, а предельно упрощенная, обобщенная. Кстати, с этим проектом произошло так же, как с открыткой — когда-то я делал здоровенные коллажи, о которых в нужный момент вспомнил, и в итоге они реализовались таким неожиданным образом.
— Вообще за последние десятилетия искусство радикально вышло на улицу. Как ты считаешь, это сближение с массовым зрителем идет ему на пользу?
— Смотря, о каком уличном искусстве мы говорим. Если посмотреть на советское монументальное искусство 60-х годов, — это очень величественно, от него дух захватывает. А стрит-арт — то, что берет начало от аэрозолей и граффити Нью-Йорка 80-х, и то, во что все это превратилось сегодня, — для меня это не очень интересная вещь, у меня сердце к этому не лежит. Мне больше нравится совок: гудящие трубы, мужики эти жуткие, это так круто! И такого никто уже больше не сделает, это такая исчезающая натура. Все это, кстати, тоже в страхе было создано: постоянные худсоветы, разборы, собрания, репрессии; страх нарисовать или написать что-то не то.
— Журналист и публицист Глеб Жога написал книгу по следам фестиваля ГЦСИ «Бажов-фест». Она посвящена древнему легендарному Уралу, его «мифоносным пластам», и ты делал к ней иллюстрации. Расскажи подробнее об этом проекте.
— Эта работа далась мне тяжело. Я старался нигде ничего не подсматривать, ничего не заимствовать в духе постмодернизма — возможно, у меня не очень получилось сопротивляться этим соблазнам, но очень хотелось из самого себя все это вытащить. Пожеланием ГЦСИ было двигаться в направлении орнамента, мне оно показалось симпатичным, и я его поддержал. Сначала я создал мир — формы, персонажей, простые картинки, — из которого уже формировал упрощенные орнаменты. Думаю, что в итоге в книге будет не только орнамент, но еще и тот самый мир, окружение — первоисточник. Старался все это сделать побогаче, чтобы сотрясти пустоту.
— Австрийский архитектор Адольф Лоос выступал резко против орнамента как ненужного украшательства (его эссе 1908 года «Орнамент и преступление» стало предвестником архитектуры модернизма). А в чем сегодня суть и ценность орнамента?
— Орнамент — это нечто повторяемое, опять же архетипическое, фундаментальное, вбирающее в себя множество смыслов. Причем носитель может быть любой — от монументальной стены до спичечного коробка. Например, я беру спичечный коробок с самолетиком — знаете, классический такой, советский, — и мне непонятно, причем здесь самолет, как связаны спички и самолет. А вот что-то местное, уральское, древнее туда поместить — было бы круто.
— Говорят, стоимость твоих работ растет, и нужно успевать их покупать, пока есть такая возможность. Сколько стоят твои работы? Как они продаются?
— Мои работы воруются. Был такой случай, две работы у меня украли. Не буду говорить кто, но я сильно обиделся. Но вообще, да, кое-что продается. Я участвовал в акционе «Кости», там выставлялись два моих графических листа. На оба выпала высшая ставка — 6, оба ушли по 6 тысяч, итого 12. Дело было перед Новым годом, я был счастлив.
— Это правда, что ты удалился из всех соцсетей?
— Да. Не помню, что послужило причиной, я периодически так делаю. Есть фейки, с которых я смотрю новости, потому что новости интересно смотреть. А для всего остального есть почта и сайт, на сайте у меня информация обновляется, с картинками.
— Современный художник может жить без соцсетей?
— Может, но ему тяжело. Я избрал этот путь осознанно. Если опираться на соцсети, то можно делать цифровое искусство и выкладывать его в онлайн-галереи, и тогда вещественные работы становятся не нужны. Я все-таки больше люблю что-то осязаемое, живое, рукотворное.
— В понедельник тебе исполняется 30 лет и открывается твоя персональная выставка. Есть ощущение какого-то рубежа? Ты задумываешься о будущем?
— Мне кажется, все еще только начинается. О будущем я задумываюсь, мне кажется, мне еще предстоит много интересных вещей сделать. Особенно лет в 50−60. Я бы хотел оставить культурный багаж в Екатеринбурге.
— Что будет представлено на твоей выставке-молнии? Почему она посвящена Татлину, а не тебе?
— Я очень стесняюсь ходить на свои выставки. Стараюсь их избегать. А Татлину недавно исполнилось 130 лет, и я праздновал его день рождения. Опять же локация — музей конструктивизма, все взаимосвязано. Хотел сделать с ним плакат (но так и не сделал), но осталось штук 30 его портретов, которые одинаковые, но при этом все разные. У меня была задача нарисовать его в один присест, но за этим было много попыток, вот эти попытки все там. Страдания и страх, что не получится.
— Ты много говоришь о страхах. Для тебя искусство — способ их преодоления?
— Искусство — это надежда. Надежда, что за всем этим что-то последует. Что-то будет.
1. Редакция ItsMyCity.ru (далее IMC) предлагает вам осуществить пожертвование в любой удобной вам форме на следующих условиях.
2. Настоящее предложение является предложением коллектива IMC заключить с любым, кто отзовется на данное предложение (далее — Жертвователь), договор пожертвования, на условиях, предусмотренных ниже.
3. Предложение вступает в силу со дня, следующего за днем ее размещения на сайте IMC в интернете по адресу itsmycity.ru/donate (далее - Сайт).
4. Предложение действует бессрочно. IMC вправе отменить предложение в любое время без объяснения причин. В предложение могут быть внесены изменения и дополнения, которые вступают в силу со дня, следующего за днем их размещения на Сайте. Недействительность одного или нескольких условий предложения не влечет недействительности всех остальных условий предложения.
5. Соглашаясь с предложением, Жертвователь дает свое согласие на получение транзакционных писем от IMC, подтверждающих совершение платежа.
6. Жертвователь безвозмездно передает в собственность IMC денежные средства в размере, определяемом Жертвователем, на цели, указанные в п. 7 данного предложения.
7. Назначение пожертвования: средства считаются поступившими на ведение уставной деятельности и содержание IMC.
8. Датой осуществления пожертвования является дата поступления денежных средств от Жертвователя на счет IMC.
9. IMC вправе в любое время до передачи ей пожертвования и в течение 15 дней после передачи пожертвования от него отказаться. В случае отказа от пожертвования после передачи пожертвования IMC возвращает пожертвование в течение 15 дней после принятия решения об отказе. В случае невозможности передать пожертвование Жертвователю пожертвование остается в распоряжении IMC.
10. Жертвователь вправе отказаться от своего пожертвования в течение 15 дней со дня совершения транзакции. О своем желании Жертвователь извещает IMC по электронной почте, по адресу editor@itsmycity.ru.
11. IMC обязуется вернуть денежные средства в течение 15 дней с момента заявления Жертвователя.
12. Совершая действия, предусмотренные данным предложением, Жертвователь подтверждает, что ознакомлен с условиями и текстом настоящего предложения, целями деятельности IMC, осознает значение своих действий, имеет полное право на их совершение и полностью принимает условия настоящего предложения.
13. В соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» Жертвователь настоящим дает свое согласие на обработку своих персональных данных любыми не запрещенными законом способами для целей исполнения настоящего предложения.
Процессинговый центр CloudPayments защищает и обрабатывает данные Вашей банковской карты по стандарту безопасности PCI DSS 3.2. Передача информации в платежный шлюз происходит с применением технологии шифрования SSL. Дальнейшая передача информации происходит по закрытым банковским сетям, имеющим наивысший уровень надежности. CloudPayments не передает данные Вашей карты нам и иным третьим лицам. Для дополнительной аутентификации держателя карты используется протокол 3D Secure.
В случае, если у Вас есть вопросы по совершенному платежу, Вы можете обратиться в службу поддержки клиентов платежного сервиса по электронной почте support@cloudpayments.ru.
Предоставляемая Вами персональная информация (имя, адрес, телефон, e-mail, номер кредитной карты) является конфиденциальной и не подлежит разглашению. Данные Вашей кредитной карты передаются только в зашифрованном виде и не сохраняются на нашем Web-сервере.
Мы рекомендуем вам проверить, что ваш браузер достаточно безопасен для проведения платежей онлайн, на специальной странице.
Безопасность обработки Интернет-платежей гарантирует ООО «КлаудПэйментс». Все операции с платежными картами происходят в соответствии с требованиями VISA International, MasterCard и других платежных систем. При передаче информации используются специальные технологии безопасности карточных онлайн-платежей, обработка данных ведется на безопасном высокотехнологичном сервере процессинговой компании.
Федеральный закон РФ № 152-ФЗ «О персональных данных» — федеральный закон, регулирующий деятельность по обработке (использованию) персональных данных.
Интернет проект www.itsmycity.ru (далее – URL, «мы») серьезно относится к вопросу конфиденциальности информации своих клиентов и посетителей сайта www.itsmycity.ru (далее – «вы», «посетители сайта»). Персонифицированной мы называем информацию, содержащую персональные данные (например: ФИО, логин или название компании) посетителя сайта, а также информацию о действиях, совершаемых вами на сайте www.itsmycity.ru. (например: заказ посетителя сайта с его контактной информацией). Анонимными мы называем данные, которые невозможно однозначно идентифицировать с конкретным посетителем сайта (например: статистика посещаемости сайта).
Мы используем персонифицированную информацию конкретного посетителя сайта исключительно для обеспечения ему качественного оказания услуг и их учета. Мы не раскрываем персонифицированных данных одних посетителей сайта www.itsmycity.ru другим посетителям сайта. Мы никогда не публикуем персонифицированную информацию в открытом доступе и не передаем ее третьим лицам. Исключением являются лишь ситуации, когда предоставление такой информации уполномоченным государственным органам предписано действующим законодательством Российской Федерации. Мы публикуем и распространяем только отчеты, построенные на основании собранных анонимных данных. При этом отчеты не содержат информацию, по которой было бы возможным идентифицировать персонифицированные данные пользователей услуг. Мы также используем анонимные данные для внутреннего анализа, целью которого является развитие продуктов и услуг www.itsmycity.ru
Сайт www.itsmycity.ru может содержать ссылки на другие сайты, не имеющие отношения к нашей компании и принадлежащие третьим лицам. Мы не несем ответственности за точность, полноту и достоверность сведений, размещенных на сайтах третьих лиц, и не берем на себя никаких обязательств по сохранению конфиденциальности информации, оставленной вами на таких сайтах.
Мы делаем все возможное для соблюдения настоящей политики конфиденциальности, однако, мы не можем гарантировать сохранность информации в случае воздействия факторов находящихся вне нашего влияния, результатом действия которых станет раскрытие информации. Сайт www.itsmycity.ru и вся размещенная на нем информация представлены по принципу "как есть” без каких-либо гарантий. Мы не несем ответственности за неблагоприятные последствия, а также за любые убытки, причиненные вследствие ограничения доступа к сайту www.itsmycity.ru или вследствие посещения сайта и использования размещенной на нем информации.
По вопросам, касающимся настоящей политики, просьба обращаться по адресу donate@itsmycity.ru
Юридическое лицо
ИП Колезев Дмитрий Евгеньевич
ИНН 667116912412
ОГРН 317665800061970
Адрес: 620025, г. Екатеринбур, ул. Мамина-Сибиряка, 126, оф. 299
Сделанный платеж можно отменить в течение 15 дней после его совершения. Для этого напишите на почту donate@itsmycity.ru, указав email, оставленный при регистрации платежа, а также указав номер платежа, который будет указан в письме, полученном после осуществления платежа.
Если вы хотите отменить регулярную подписку на платежи, напишите на donate@itsmycity.ru, также указав ваш email и номер платежа.