Чем запомнился городу первый главный архитектор Свердловска
В Уральском музее архитектуры и дизайна открылась выставка «Первый главный», сделанная к 135-летию со дня рождения архитектора Георгия Голубева. Это он спроектировал в Свердловске Медгородок, Дом печати и здание теперешней мэрии – объекты, остающиеся символами города и сегодня. It’s My City рассказывает, зачем Голубев переехал на Урал из Петербурга, как первый главный архитектор смог сочетать конструктивизм и «сталинский ампир» и почему гордился реконструкцией Горсовета.
Георгий Голубев родился в 1883 году в Харькове, в семье служащего, происходившего из крестьян. Вместе с учебой в гимназиях Таганрога, Тифлиса и Петербурга учился рисованию: то в Тифлисской гимназии у художника Чернова, то в Школе технического рисования барона Штиглица. В 1915 году он окончил институт гражданских инженеров Николая I в Петербурге, причем с золотой медалью «За лучшие проекты по архитектуре».

После революции 1917 года Голубев преподавал графические искусства на женских курсах высших архитектурных зданий, впоследствии переформированных в архитектурный институт. В 1920 году он занимался оформлением Смольного дворца к конгрессу III Интернационала, а также был архитектором-консультантом Управления Октябрьской железной дороги. Работая в ленинградских Торговой палате и Торговой бирже, архитектор Голубев восстанавливал здания Фондовой и Калашниковской бирж.
После 1920-х положение зодчих нельзя было назвать уверенным – страна пережила Гражданскую войну, а концентрация архитектурных сил в Петербурге превышала все мыслимые границы. С этим исследователи связывают, например, «петербургский десант» архитекторов в огромную новообразованную Уральскую область, где нужно было строить будущий «Большой Свердловск» – центр территории от Северного Ледовитого океана до казахский степей. Так в 1926 году Георгий Голубев переехал в Свердловск по приглашению Уральского облздравотдела на должность проектировщика.
По архивным данным с 1926 по 1935 год в столицу Уральской области приехало более 80 специалистов. Самыми опытными архитекторами там были В. Соколов, В. Горшков, Г. Голубев, И. Антонов – у них уже было около 14-15 лет стажа работы с ведущими архитекторами Петербурга. При своем опыте они не были чужды новациями, в частности Голубев разрабатывал проект конструктивистского Медгородка, комплекса зданий физиотерапевтического института, медицинской академии, института охраны материнства.
Фото: Вячеслав СолдатовАрхитектор работал и в области: по его проектам построены поликлиника в Кизеле, хирургический павильон в Троицке, больница в Лысьве. А в Свердловске уже в 1938 году была построена больница спецназначения в Зеленой роще, но она заметно отличалась от конструктивистских построек.
Среди других проектов Голубева – два «Дома специалистов» (Переулок Банковский, 8-10), «Дом печати», также сохранившие черты советской авангардной архитектуры. Еще архитектор предлагал оригинальные решения по реконструкции ведущих площадей города: 1905 года, Привокзальной, Народной мести, плотины и набережных Городского пруда.
Больница в Зеленой Роще. Фото: 1723.ruВесной 1936 года Голубев был утвержден на должность главного архитектора Свердловска. За 8 лет он выполнил несколько значимых проектов. Главные работы этого времени: реконструкция здания Горсовета на площади 1905 года (1937-1949 годы), Дворец культуры завода «Уралэлектротяжмаш» (1940-е—1953), уже упоминавшаяся больница в Зеленой Роще. В годы войны Георгий Голубев занимался поиском промышленных площадок для эвакуированных предприятий и размещением заводов.
Здание Управления НКВД по Свердловской области. Фото: 1723.ruПостройки этого времени знаменуют отход от конструктивизма: на зданиях появляются классические пропорции, колонны и портики – все в русле господствующей тогда «неоклассики». По мнению Эдуарда Кубенского, большая часть свердловских конструктивистов с радостью восприняла поворот к неоклассицизму в архитектуре: старшее поколение – в связи со своим классическим образованием; молодое – из-за желания строить коммунизм, в частности, Дворцы коммунизма.
«Георгий Голубев гордился реконструкцией здания Горсовета на площади 1905 года. Сегодня нам кажется это логичным, ведь Георгий Александрович учился в Петербургском институте гражданских инженеров у знаменитого Щуко, с котором позднее разрабатывал пропилеи Смольного института и многочисленные павильоны Российской империи на международных выставках в Италии и Франции в классическом стиле. Более того, в Музее архитектуры на Плотинке хранится его рукопись, посвященная творчеству великого архитектора эпохи Возрождения Андреа Палладио», – уточняет Кубенский.
Фото: 1723.ru«Старая школа» давала необходимый опыт: например, во время реконструкции здания Горсовета Голубеву пришлось учитывать исторически сложившиеся объемы и одновременно преодолевать однородную плоскостную структуру стоявшего здесь ранее Гостиного двора. А кругозор помогал заниматься большими проектами вроде реконструкции улицы Якова Свердлова, проекта Привокзальной площади или участия в разработке генерального плана застройки города.
Фото: 1723.ruПосле войны Георгий Голубев продолжает заниматься проектами в Свердловской области: он осуществил планировку нового города Карпинска. В 1949 году, во время строительства клуба «Огнеупор» в Богдановиче (который создан по подобию ДК УЭТМ в Свердловске) Голубев умер от сердечного приступа. Он похоронен на Лютеранском кладбище города, которое в советское время было местом упокоения городских архитекторов — Г. Валенкова, С. Домбровского, П. Оранского и М. Рейшера. Могила Голубева в Свердловске не сохранилась, но остались здания, которые он создал. Без них город был бы другим.