В конце августа 1980 года в Свердловске началась большая стройка: на улице Челюскинцев начали копать котлован для будущей линии метро. Первый метрополитен на Урале создавался долго и трудно: первую линию завершили только в начале 2010-х, в городе с уже другим названием. It’s My City изучил, как в Екатеринбурга появилась подземка и что она значила для горожан.
18+

Подземка в Уральских горах

Как в Екатеринбурге начали строить метро

30 Августа, 18:36
Автор: Вячеслав Солдатов

В конце августа 1980 года в Свердловске началась большая стройка: на улице Челюскинцев начали копать котлован для будущей линии метро. Первый метрополитен на Урале создавался долго и трудно: первую линию завершили только в начале 2010-х, в городе с уже другим названием. It’s My City изучил, как в Екатеринбурга появилась подземка и что она значила для горожан.

О планах строительства метро писали еще в газете «Вечерний Свердловск» в 1962 году:  метро должно было состоять из двух линий, которые пересекали бы город с ВИЗа на Втузгородок и с Уралмаша на Химмаш. После специалисты начали сбор сведений, необходимых для технико-экономического обоснования строительства. А в 1967 году институт Свердловскгражданпроект подготовил предварительные данные, и передал его в московский институт Гипрокоммундорстрой, где приступили к разработке комплексной транспортной схемы Свердловска.

В книге «История Уралгипротранса 1936 – 2006 гг.» сообщается, что «необходимость строительства метрополитена была обоснована при разработке Генплана города, утвержденного Советом Министров РСФСР постановлением от 25 мая 1972 года № 316». А постановлением Совета Министров СССР от 16.12.1977 года было принято решение о строительстве в г. Свердловске метрополитена. Метро должно было развиваться по трем линиям, пересекающимся в центральной части города и образующим треугольник с тремя пересадочными узлами.

Проектированием первой очереди Свердловского метрополитена в 1975 году стал заниматься филиал института Метрогипротранс — коллектив Харьковметропроекта. Местные специалисты занимались рабочей документацией («Уралгипротранс»), архитектурным обликом станций («Свердловскгражданпроект», «УралпромстройНИИпроект»).

Наконец, 28 августа 1980 года был вынут первый ковш грунта на строительстве вертикального шахтного ствола нынешней станции «Уральская». Изыскательские работы продолжались и далее: так, летом 1983 года на городском пруду появился мощный понтон, и время от времени от небольшого причала на берегу к плавающей платформе курсировали лодки с людьми и грузами. Горожане шутили, что в на дне ищут золото, но так метростроители изучали состав грунтов на месте будущей подземной магистрали.

Строительство метро у площади 1905 года. Фото: Государственный архив Свердловской области

Строительство метро у площади 1905 года. Фото: Государственный архив Свердловской области

Неровный рельеф города, а также плотная застройка в центре Свердловска потребовали комбинации станций глубокого и мелкого заложения. Кроме этого, проектировщики выбирали каким способом проходить станции – открытым или закрытым. А прочные грунты и остатки лавы древних вулканов определили трудность строительства метро. По заключению экспертизы Госплана СССР, стоимость строительства одного километра тоннеля в Свердловске составила 22 миллиона рублей. В Харькове она составила 9 миллионов.

Первые километры тоннелей появились под городом только в середине 1980-х, за сутки проходные комплексы продвигались на 5–7 метров. Тоннели «одевали» в чугунные тюбинги, которые делали на Уралмаше. Отделывать будущие станции решено было тоже в «суровом» стиле, используя уральский гранит и мрамор, металлические детали (чугун, нержавеющая сталь, алюминий).

Фото: Государственный архив Свердловской области

Фото: Государственный архив Свердловской области

По первоначальным проектам метро в городе должно было состоять из трех линий. Первая линия протягивалась по направлению север – юг от станции «Баканских Коммисаров» до станции «Уктусские горы» (16,4 км, 12 станций); вторая линия – по направлению запад – восток от станции «Западная» до станции «Каменные палатки» (12,5 км, 11 станций); третья линия – по направлению северо-восток – юго-запад от станции «Калиновская» до станции «Академгородок» (15,9 км, 11 станций). На станциях «Площадь 1905 года», «Геологическая» и «Театральная» планировались пересадочные узлы.

Фото: Государственный архив Свердловской области

Фото: Государственный архив Свердловской области

Из-за все дорожавшего строительства сроки открытия первой линии все время откладывались: сначала на 1987 год, потом на 1989. В результате участок от «Машиностроителей» до «Проспекта Космонавтов» открыт 27 апреля 1991 года. 22 декабря следующего года открыта «Уральская», в 1994 году – «Динамо» и «Площадь 1905 года».

В Екатеринбурге 1990-х темпы сдачи новых станций существенно снизились – город почти лишился дотаций из федерального бюджета, а муниципалитету в годы экономического спада в одиночку строить метро было непросто. Так, «Геологическая» была открыта в 2002 году, а через десять лет с пуском «Чкаловской» закончена первая линия екатеринбургского метро. Сейчас на ней девять станций, а общая протяженность составляет почти 14 километров.

После завершения первой линии городские власти и горожане много раз обсуждали, каким будет екатеринбургское метро, и будет ли оно развиваться дальше. Альтернативами подземке называли городскую электричку, успешно действующую и сегодня; проекты канатной дороги, скоростного трамвая, монорельса. При этом считается, что вторая линия метро должна начаться на участке «ВИЗ Правобережный – Площадь 1905 года» и после протянуться до Синих палаток. Некоторые говорят о развитии линии от Юго-западного района до Пионерского.

Строительство станции

Строительство станции

Особое внимание к развитию метро было приковано перед ЧМ-2018, когда Екатеринбург стал одним из городов-участников мирового первенства. Эксперты предлагали за основу взять опыт метро Барселоны, где, в отличие от классической схемы (два независимых однопутных тоннеля пятиметрового диаметра), метростроевцы практикуют вариант, при котором под землей прорубается единый тоннель, а при этом укладка путей для движения поездов в разных направлениях осуществляется друг над другом. Это должно было удешевить и ускорить строительство подземки.

Но Чемпионат мира по футболу прошел, оставив городу продленный проспект Ленина с наземным общественным транспортом; о новых станциях метро в Екатеринбурге вспоминают либо в связи с выборами, либо в связи с Экспо и другими крупными международными проектами. А горожане садятся на «Проспекте Космонавтов» и выходят на «Ботанической» (и наоборот). Первое уральское метро перестало быть самым коротким в мире, но пока не стало более перспективным, чем о нем думали сорок лет назад.

Обложка буклета «Первое метро Урала» / 1723.ru

Обложка буклета «Первое метро Урала» / 1723.ru

Реклама

Реклама