Как подготовка к чемпионату мира изменила ЕкатеринбургВ России принято, что изменения нужно заслужить. Екатеринбургу и еще десяти городам, которые принимают чемпионат мира по футболу, это удалось. За шесть лет с момента выбора мест проведения мирового первенства, в них были завершены старые и новые проекты благоустройства. Свердловский губернатор Евгений Куйвашев назвал сумму в 30 миллиардов рублей: столько потратили на подготовку Екатеринбурга к этому событию. IMC собрал в одном тексте все, что построили, реконструировали и убрали к ЧМ-2018 в нашем городе.
18+

Город для футбола или футбол для города

Как подготовка к чемпионату мира изменила Екатеринбург

13 Июня, 16:50
Автор: Юлия Субботина
Фото: Вячеслав Солдатов

В России принято, что изменения нужно заслужить. Екатеринбургу и еще десяти городам, которые принимают чемпионат мира по футболу, это удалось. За шесть лет с момента выбора мест проведения мирового первенства, в них были завершены старые и новые проекты благоустройства. Свердловский губернатор Евгений Куйвашев назвал сумму в 30 миллиардов рублей: столько потратили на подготовку Екатеринбурга к этому событию. IMC собрал в одном тексте все, что построили, реконструировали и убрали к ЧМ-2018 в нашем городе.

Транспортные развязки у Центрального стадиона

Фото: Вячеслав Солдатов

Что изменилось? Одно из самых больших изменений связано с дорожной сетью у Центрального стадиона: проспект Ленина соединили с улицей Татищева, а Пестеревский переулок — с ВИЗ-Бульваром. Появилась прямая дорога от центра города к ВИЗу. Здесь же пустили новую трамвайную линию. Сильно изменилась улица Репина на участках от Малышева до ВИЗ-Бульвара и от Токарей до Попова. Улицу Пирогова расширили. На обновленных тротуарах появились велодорожки, пешеходные зоны и брусчатка возле Центрального стадиона. 

Идея соединения улиц далеко не новая, она была заложена в генплан Свердловска еще в 1972 году (46 лет назад). Мэрия поднимала вопрос несколько раз, но на реализацию проекта не хватало средств. В сентябре 2014 года проект согласовали, в апреле 2015 нашли подрядчика ОАО «Трест Уралтрансспецстрой», в начале 2016 перекрыли улицы, к июлю запустили движение трамваев, а осенью того же года частично сдали дорогу. 

Фото: Областная газета

Изменение развязки должно было разрешить проблему пробок в западной части города. В целом движение здесь действительно ускорилось, хотя на некоторых участках, например, на улице Крауля, появились новые пробки. Горожане жалуются, что движение трамваев стало хуже. Блогер Евгений Кузнецов заметил: из-за продления маршрута №18 до станции Волгоградской увеличился интервал движения, маршрут очень популярный, так что вагоны набиты под завязку, что тоже неудобно. Также новая развязка трамвайных путей на Площади Коммунаров подразумевает только прямое движение с Ленина на Татищева. И когда главную улицу перекрывают на праздники или из-за ремонта, то движение маршрутов в сторону ВИЗа останавливается, и людям приходится добираться от центра пешком.

Еще одним минусом работ стала вырубка деревьев на проспекте Ленина и улице Репина.

Сколько длились работы: По контракту 33 месяца.

Стоимость: 4,3 миллиарда рублей (по данным Е1.RU).

Ремонт дорог

Фото: РБК

Что изменилось? К Чемпионату мира активно взялись за ремонт дорог по маршруту следования клиентских групп FIFA: в 2016 году отремонтировали 25 участков (504 000 квадратных метров), в 2017 году – 50 участков (908 000) квадратных метров. Ремонт коснулся центральных улиц, а также важных участков на проспекте Космонавтов, Комсомольской улице, переулке Базовом, улице 40-летия Октября, Объездной дороге, Сибирском тракте и других. Кроме замены дорожного покрытия на 12 перекрестках установили умные светофоры, которые автоматически реагируют на загруженность дорог. В местах, где поток машин интенсивнее, зеленый свет загорается чаще. 

За 2016 и 2017 годы в Екатеринбурге восстановили рекордное число дорог. Не все прошло гладко – на улице Машиностроителей грузовик ушел под землю на отремонтированной дороге, на Амундсена провалилось новое полотно, о состоянии дорог весьма нелестно отзывался начальник местного ГИБДД. В 2018 году ремонт продолжается: например, дорогу опять обновляли на проспекте Ленина от 8 марта до Карла Либкнехта.

Сколько длились работы: около двух с половиной лет – с 2016 по настоящее время.

Стоимость: 2,5 миллиарда рублей (по данным Е1.RU).

Благоустройство аллеи проспекта Ленина

Фото: Юлия Субботина

Что изменилось?  На аллее главного проспекта города обновили плитку, отремонтировали уличное освещение, восстановили газоны и установили дизайнерские скамьи необычной формы. Одни с высокими спинками и основанием, повторяющим контур буквы Е, другие с двумя спинками, развернутыми в разные стороны, третьи длинные, в форме змейки и полукруга. На металле можно заметить вырезанных ящерок, отсылающих к сказам Бажова. 

Гулять по аллее стало приятнее, но без недочетов не обошлось. Московский дизайнер обвинил мэрию в плагиате. А для горожан двухсторонние скамьи установлены не совсем удобно: смотреть с одной стороны приходится не на улицу, а в чугунный забор или стену здания. Логичнее было бы установить их в местах, где по обе стороны открывается красивый вид. 

Сколько длились работы: один год.

Стоимость: ремонт в 2017 году обошелся в 400 миллионов рублей (данные Znak.com).

Велодорожки

Фото: Юлия Субботина

Что изменилось? К ЧМ-2018 в городе появились новые велодорожки на проспекте Ленина, улицах Репина, Попова, Татищева, Пирогова, Пестеревском переулке и Верх-Исетском бульваре. Они отделены от пешеходной зоны и обозначены дорожными знаками, чего раньше в городе не было. Но и здесь есть серьезные минусы.

По мнению создателя сообщества «Вело-город» Константина Молчанова, проблема новых дорожек кроется в отсутствии единого стандарта. Поэтому на них можно увидеть столб, урну или ограду, съезды упираются в автомобильную парковку, а сами дорожки пересекают пешеходную часть. На Ленина их вовсе проложили по газону, причем шириной 70 сантиметров (при стандарте от 1,5 метров). Единый стандарт велодорожек, предложенный «Вело-городом», вошел в генеральный план Екатеринбурга 2025 года. Созданные неправильные дорожки останутся, и заменят их во время капитального ремонта.

Фото: Юлия Субботина

Проблемы есть и с велопарковками. Новых парковок на Ленина слишком мало, а в мэрии попросили некоторых представителей бизнеса убрать свои парковки на гостевых маршрутах. Сейчас велосообщество пытается вернуть их на место. Кстати, куратор проекта Let’s bike it! и сотрудник Минтранса РФ Владимир Кумов назвал велодорожки абсурдными.  

Сколько длились работы: около двух лет

Стоимость: Неизвестно. По словам Константина Молчанова, велодорожки заложили в капитальный ремонт участков дорог: «То есть либо тротуар постелили, либо велодорожки положили. Как дополнительную трату это рассматривать нельзя».

«Бульварная лента»

Фото: Юлия Субботина

Что изменилось? Между стадионом «Екатеринбург Арена», парком XXII Партсъезда и Дворцом молодежи появились новые пешеходные зоны – бульвары Спорта, Молодежи, Цветной и Медицинский. 

Бульвар Спорта находится рядом со стадионом — это выложенная плиткой пешеходная зона со скамейками, фонарями, насыпными клумбами и велодорожками. Цветной бульвар проходит по улице Пирогова, Медицинский бульвар объединяет территории у Вечного огня и здания Медуниверситета. Молодежный бульвар – реанимированная для жизни парковка за Дворцом молодежи. Здесь появились большие качели, скамьи, спрятанные в деревьях, и главная достопримечательность – скейт-парк.  

Фото: Юлия Субботина

Отличительные знаки «Бульварной ленты» – это люки и ограничители движения в форме куба с логотипом «Екат-ерин-бург», а также эргономичные модульные элементы – пуфы, урны, скамьи и вазоны, разработанные уральским бюро Moony Rocks. Проект новой пешеходной зоны принадлежит польским архитекторам S&P Architektura Krajobrazu. 

Фото: Юлия Субботина

Многое из задуманного не удалось осуществить: перед Дворцом молодежи должны были запустить сухой фонтан, бульвары хотели соединить надземными дорожками, чтобы не прерывать движение переходом через оживленную автополосу, а зелени планировали высадить больше. При этом «Бульварная лента» все равно сильно изменила территорию. Теперь на «лунных камнях» можно посидеть не только возле Ельцин Центра, а такой скейт-парк у нас вообще один в городе.

Сколько длились работы: два года – с начала 2017 года по весну 2018.

Стоимость: в открытых источниках на момент начала проекта указана сумма 200 миллионов рублей, благоустройство одного Бульвара Молодежи обошлось в 29,1 миллионов.

Очистка города от наружной рекламы

Фото: Юлия Субботина

Что изменилось? Как и все города, принимающие ЧМ-2018, Екатеринбург получил федеральное распоряжение очистить улицы от визуального мусора. Рекламные агентства должны были в срок от месяца до года убрать незаконную рекламы и изменить работу в разрешенном формате. Затем конструкцию предписывали демонтировать по решению суда, как это случилось с гигантской рекламой «Мотива» на колледже имени Ползунова. Но иногда незаконно установленные щиты и афиши возвращались на прежнее место.

Сейчас в городе демонтировали более 1,2 тысяч рекламных конструкций (561 афишный стенд, 187 щитов, 80 скамеек с рекламой и 29 суперсайтов). На оставшихся конструкциях установили щиты с символикой чемпионата мира по футболу.

К 2018 году рекламы в городе стало заметно меньше. Это легко почувствовать на примере метро, в котором нет ни одной рекламной наклейки, или на контрасте центра и отдаленных районов, которые программа не затронула. Рекламу пока убрали только на маршрутах следования к стадиону и в двухкилометровой зоне вокруг «Екатеринбург Арены», но в МУГИСО говорят, что работы продолжатся после чемпионата. 

Сколько длились работы: с конца июня 2017 по май 2018. 

Стоимость: около 30 миллионов рублей.

Реставрация фасадов

Фото: Юлия Субботина

Что изменилось? В программе подготовки города к ЧМ-2018 еще в 2015 году появился пункт о реставрации сразу 29 исторических памятников Екатеринбурга. На улице 8 Марта отремонтировали Дом старых большевиков (1930-е) и Второй дом советов. На проспекте Ленина обновили фасад Главпочтамта, колледж Ползунова, «Колизей», бывшее здание Свердловской киностудии, которое сейчас занимает «Сити-центр» (правда, на фасаде вновь появились трещины и разводы). Возле Центрального стадиона привели в исторический вид старое здание юридического института 1932 года постройки.

Сколько длились работы: около четырех лет, с 2015 по 2018 включительно.

Стоимость: колледж Ползунова – 14,2 миллионов рублей (по данным ЕТВ); Главпочтамт – 8,8 миллионов (по результату тендера), Колизей – 4,3 миллиона рублей (по данным Е1.RU).

Фан-зона в ЦПКиО

Фото: Тимур Насибуллин, официальный портал Екатеринбурга

Что изменилось? Парк Маяковского уже принимал болельщиков во время ЧМ-2014. Для нового чемпионата старую фан-зону решили полностью снести и построить новую на площади в два гектара. Там есть сценический комплекс с огромным экраном, 17 фуд-корнеров, ресторан на 180 человек и санитарные зоны. Трибуны вместят 5000 зрителей, для маломобильных граждан оборудуют специальную трибуну. 

В самом парке на месте контактного зоопарка делают прогулочную зону, рядом обустраивают пруд и этно-деревню. Всего обновленная к ЧМ-2018 фан-зона будет вмещать 17 тысяч зрителей одновременно. Парк оснастили 80 камерами наблюдения, установили 45 мачт освещения и обновили Wi-Fi. Пространство для болельщиков в парке Маяковского будет работать всего 25 дней. Здесь пройдут трансляции матчей и концерты. После мундиаля территорию планируют использовать для концертов и масштабных мероприятий. Ближайшее – фестиваль «Маяк», где выступят Земфира, «Би-2», Дельфин и «Сплин».   

Сколько длились работы: с весны 2017 по июнь 2018 года 

Стоимость: около 120 миллионов рублей (по результатам тендера)

Новые остановки и киоски

Фото: Юлия Субботина

Что изменилось? Остановочные комплексы и торговые павильоны реконструировали в соответствии с единой концепцией оформления городских пространств. Они серого цвета, фасад украшает логотип «Екат-ерин-бург» и цветная линия голубого, оранжевого или зеленого оттенков. Новые остановки появились в центре города и по маршруту следования клиентских групп FIFA в центре города, на ВИЗе и Уралмаше. Помимо остановок, в городе можно увидеть немало киосков с газетами, табаком, цветами, фруктами. Обновили и общественные туалеты. Если по поводу вида остановочных комплексов, соединенных с киосками еще звучит недовольство, то изменение уборных сложно воспринять негативно: мимо них теперь не страшно ходить.

О том, что городские власти готовят преобразование остановочных комплексов, главный художник Екатеринбурга Дмитрий Фогель говорил еще в 2014 году. К Чемпионату мира проект удалось осуществить лишь частично. В ближайшее время власти обещают вмонтировать на остановках информационные табло, где будет указано время до прибытия транспорта.  

Сколько длились работы: около пяти месяцев – с января 2018 года по настоящее время

Стоимость: неизвестна

Общественный подземный паркинг

Фото: Юлия Субботина

Что изменилось? Масштабная стройка в районе Центрального стадиона побудили власти создать общественную парковку, которая должна обеспечить посетителей арены. Она находится на пересечении улиц Татищева и Пирогова, выход ведет на улицу возле стадиона. Здесь два уровня, есть подземные лифты для инвалидов, вентиляция, вытяжка. Всего паркинг вмещает 439 автомобилей – 169 на первом, 270 на втором. 

Паркинг обещают отдать жителям в пользование после проведения Чемпионата. Проблему с парковкой у Дворца молодежи собираются решить с помощью наземной стоянки, появившейся к Чемпионату мира за Вечным огнем. 

Сколько длились работы: около двух лет.

Стоимость: 652,9 миллионов рублей (по данным ЕТВ).

Екатеринбург Арена

Фото: Вячеслав Солдатов

Что изменилось? Памятник архитектуры 1950-х реконструировали и превратили в спортивную арену на 35 000 человек с медиафасадом и выступающими трибунами. Из 12 стадионов, принимающих ЧМ-2018, Центральный стадион (на время первенства его будут называть Екатеринбург Ареной), единственный имеет статус исторического памятника. Реконструкция подразумевала сохранение исторического фасада с элементами сталинского неоклассицизма. Были отреставрированы скульптуры, восстановлены барельефы и вазоны, которые существовали только на бумаге, но при этом безвозвратно утрачены северная и южная стена стадиона. Чтобы не спорить с историческим фасадом, кровлю и выступающие трибуны возвели из металлических конструкций и эластичного покрытия нейтрального цвета, а внутреннюю отделку выполнили клинкерным кирпичом. Также там полностью обновили устройство футбольного отсека стадиона и добавили удобную навигацию. 

Фото: Вячеслав Солдатов

История с подготовкой стадиона к ЧМ-2018 была неоднозначной. Проект реконструкции, выигравший городской конкурс в 2000-х, подразумевал сохранение всех стен стадиона и увеличение трибун с 27 до 45 тысяч мест, чтобы учитывать требования FIFA. Но тогда не было понятно, будет ли Россия участвовать в ЧМ. В итоге здание реконструировали, оставив 27 тысяч мест и потратив 2,5 млрд рублей. А через четыре года стадион снова закрыли на реконструкцию, которая обошлась уже в 12,7 млрд. От исторического здания в итоге осталось 30% забора, а с учетом разбора трибун по бокам, количество мест уменьшится с 27 000 до 23 000.

Сколько длились работы: первая реконструкция – пять лет (2006-2011), вторая – два года (2015-2017).

Стоимость: первая реконструкция – 2,5 миллиарда; вторая – 13,1 миллиарда рублей.

Новые спортивные площадки

Фото: РИА Новости

Что изменилось? Помимо главного футбольного стадиона города к чемпионату реконструировали четыре тренировочных площадки. Это муниципальные «Урал», «Калининец» и парк-стадион «Химмаш» (переименованный в «Ермак»), а также частная «СКБ-Банк Арена» (бывший стадион Уралмаш»). За пять лет Екатеринбург получил четыре новых небольших стадиона с идеальным газоном и благоустроенной территорией. После мирового первенства площадки отдадут местным спортивным школам

Сколько длились работы: около двух лет.

Стоимость: «Калининец» – около 191 миллиона рублей; «Химмаш» – 210,5 миллионов рублей (по данным Е1.RU); СК «Урал» – более 140 миллионов рублей (по данным ПравдаУРФО).

Система «Умный вокзал»

Фото: E1.RU

Что изменилось? На железнодорожном вокзале Екатеринбурга отремонтировали кровлю и фасад здания, установили ограждения, поставили будки пассажирского досмотра, привокзальную площадь выложили плиткой. А главным нововведением стала система «Умный вокзал». 

Автоматизированный диспетчерский центр теперь круглосуточно контролирует работу основных систем жизнеобеспечения вокзала: вентиляцию, кондиционирование, освещение, отопление и влажность воздуха. При отклонении показателей система сама оперативно приводит показатели к нормативным. Также здесь работает 391 камера, которая следит за происходящим на вокзале. На табло появилось расписание на двух языках, объявления по громкой связи звучат на русском и английском. Изменились информационные стенды и указатели, помимо перевода на английский, появился шрифт Брайля для слабовидящих. На платформы можно подняться на лифтах.

Сколько длились работы: около полутора лет – с конца 2016 по май 2018.

Стоимость: 129 миллионов рублей, по данным Е1.RU.

Вторая взлетно-посадочная полоса в Кольцово

Фото: Транспортная дирекция-2018

Что изменилось? Согласно регламенту FIFA, в екатеринбургском аэропорту увеличили пропускную способность: здесь открылась вторая взлетно-посадочная полоса. Благодаря ей показатели увеличились до 28 взлетов и приземлений в час. Вторую ВПП открыли в 2008 году к Саммиту ШОС в Екатеринбурге а работу старой полосы приостановили. Несколько лет она была «заморожена», а к Чемпионату мира ее удлинили, сделали улучшенное покрытие, установили современное метеооборудование. Она успешно функционирует с весны этого года. 

Сколько длились работы: с начала 2016 года по декабрь 2017.

Стоимость: 2,7 миллиарда рублей (по данным Znak.com).

Новый общественный транспорт

Фото: transport2018.com

Что изменилось? К чемпионату мира в городе обещали построить вторую ветку метро. Но стало понятно, что, даже в условиях увеличения бюджета, это будут неподъемные деньги. Чтобы обеспечить свободное движение, муниципалитет закупил 170 низкопольных автобусов на газомоторном топливе у Минского и Нефтекамского автозаводов. Сити-менеджер Александр Якоб в одном из обращений отметил, что без чемпионата этот транспорт бы не приобрели.

Сколько длились работы: с 2015 по 2017 годы.

Стоимость: Первая партия низкопольных МАЗов обошлась в 703 миллиона рублей, вторая – в 710 миллионов, на покупку третьей партии автобусов был заключен контракт по предоставлению лизинга с АО «Газпромбанк Лизинг» на сумму 888 миллионов рублей.

Озеленение

Фото: Юлия Субботина

Что изменилось? Стал город зеленее к Чемпионату мира или нет, понять сложно. Изменение сетки улиц в центре привело к вырубке многолетних тополей и кустарников. В мэрии этот ущерб обещали возместить. В начале мая в мэрии заявили о появлении 3000 новых деревьев. Сейчас на перекрёстке улиц Малышева и Белинского уже высадили кусты альпийской смородины. На улице Титова от Сухоложской до Ферганской появится аллея из кустов боярышника. В новом парке рядом с Дворцом молодежи посадят яблони.А еще в 2017 году в рамках реконструкции набережной от КБ «Стрелка»

было высажено 77 деревьев и 18,4 тысяч кустарников.

Сколько длились работы: неизвестно

Стоимость: 30 миллионов за озеленение набережной в 2017 году, остальное – неизвестно.

Чего сделать не удалось

Фото: Вячеслав Солдатов

Хотя город претерпел изменения, многое из запланированного так и не удалось воплотить в жизнь. В 2011-2012 году, когда подготовка к чемпионату только начиналась, власти Свердловской области и Екатеринбурга обещали горожанам многое. Планировалось строительство второй ветки метро, завершение ЕКАД, вынос СИЗО из центра города, покупка 800 единиц общественного транспорта, прокладка десятков километров трамвайных линий, радикальное улучшение качества воды и даже строительство высокоскоростной магистрали «Москва - Екатеринбург». 

Конечно, задуманное не удалось осуществить во многом из-за изменения экономической и политической конъюнктуры. Упали цены на нефть, снизился курс рубля, осложнились отношения с Западом. Однако это должно стать уроком для горожан: рисуя перед гражданами радужные перспективы международных событий, власти обещают куда больше, чем делают в реальности.

Как крупные события меняли лицо Екатеринбурга

Изменения, происходившие в городе за последние 15 лет, часто оказывались связаны с крупными международными событиями. Точкой отсчета можно назвать российско-германский саммит в 2003 году. Это был первый подобный саммит, который проходил не в столице, и Екатеринбург активно готовился. В центре впервые с советских времен проводилось масштабное благоустройство. Улицу Вайнера превратили в «местный Арбат», отремонтировали дороги и фасады большинства зданий по гостевому маршруту, построили Храм-на-Крови.  

Фото: Wikipedia.org

В 2009 году Екатеринбург принимал саммит ШОС. На подготовку города к нему ушло 60 миллиардов рублей. 343 исторических памятника привели в порядок, у домов в центре впервые появилась подсветка фасадов (для этого даже построили две дополнительные подстанции). В Екатеринбурге выстроили отель Hyatt Regency и новый терминал аэропорта (и линию электрички к нему), реконструировали детский театр «Щелкунчик», центр культуры «Урал» и новые школы. 

После саммита ШОС Екатеринбург еще долго не подвергался столь масштабным единовременным изменениям: к российско-германскому саммиту в 2010 году, когда в город приезжали Дмитрий Медведев и Ангела Меркель, так серьезно уже не готовились.

Фото: Максим Кайгородов

С появлением в ежегодной повестке «Иннопрома», изменения вышли за пределы центра: в 2011 году на Кольцовском тракте открылся крупнейший за пределами Москвы выставочный комплекс в России «ЕКАТЕРИНБУРГ-Экспо». Строительство обошлось в 6 млрд рублей. Здесь проводятся многие крупные выставки, фестивали и частные мероприятия. 

Подготовка к чемпионату мира стала еще одним событием, которое изменило лицо города. Правда, почти все преобразования (за исключением строительства стадиона и тренировочных площадок) Екатеринбургу и Свердловской области пришлось проводить без помощи федерального центра, на собственные средства. Напрашивается вопрос: если центр почти не помогает, зачем тогда ждать крупных мероприятий, а не заниматься преобразованиями в текущем режиме?

В будущем город надеется принять Экспо-2025. Если право проведения Всемирной выставки достанется Екатеринбургу, подготовка к мероприятию повлечет новые масштабные изменения в городе. Лишь бы за всеми этими событиями власти не забывали, что город все-таки существует не для VIP-гостей, а для горожан.

Реклама

Реклама