В Екатеринбурге появились соседские центры. Это новый элемент жилой инфраструктуры, выполняющий культурно-досуговые, социальные и бытовые задачи. Поскольку новое – это хорошо забытое старое, можно сказать, что это некая современная разновидность советского дворового клуба. Представители Центра прикладной урбанистики Екатеринбурга рассказали IMC, как разработали собственную технологию проектирования и запуска соседских центров и как это работает.
18+

Что такое соседский центр

В Центре прикладной урбанистики Екатеринбурга занялись объединением соседей

9 Февраля, 22:56
Автор: IMC

В Екатеринбурге появились соседские центры. Это новый элемент жилой инфраструктуры, выполняющий культурно-досуговые, социальные и бытовые задачи. Поскольку новое – это хорошо забытое старое, можно сказать, что это некая современная разновидность советского дворового клуба. Представители Центра прикладной урбанистики Екатеринбурга рассказали IMC, как разработали собственную технологию проектирования и запуска соседских центров и как это работает.

Сегодня инициаторами создания соседских центров, как правило, являются застройщики. Цели их при этом просты: повысить лояльность и увеличить продажи. В Ново-Молоково (Московская область) с момента запуска соседского центра продажи по рекомендации выросли на 40%, а в Оазисе-54 (Новосибирск) основной мотивацией при покупке стала «рекомендация друзей». При этом жители получают собственную общественную площадку, которая формируется, управляется и содержится местным сообществом.

Как работает соседский центр

Польза соседского центра, его эффективность напрямую зависят от искренности и «проговоренности» ожиданий жителей. Если не выяснить, чего они хотят – эффекта не будет. Очевидно, что добрососедство – дело необязательное, и вы никогда не сможете принудить кого-то «дружить с соседями». Добровольное желание делать что-то совместно может возникнуть у жителей только в том случае, если это будет отвечать их потребностям.

Невозможно навязать соседские активности, а иногда мы не можем их даже предсказать. Например, в Ново-молоково жители создали своеобразный «краеведческий музей», в котором рассказывают друг другу о жизни своей семьи и своих выдающихся родственниках. Если навязывать жителям сценарии извне или пытаться руководить активизмом, то ничего не выйдет. При этом как невозможно навязать соседские активности, так же нельзя эти активности за кого-то реализовывать.

Хоть застройщик и выступает инициатором создания соседского центра, предоставляет ресурсы на первых порах его становления, он не должен пожизненно его содержать

Соседское сообщество постепенно становится самостоятельной и финансово независимой локальной ячейкой, выходящей на самоокупаемость. Никто не говорит о том, что соседских активистов будут «учить плавать, бросая в воду», но никакой пожизненной опеки они не получат.

В конечном счёте они и сами этого не захотят – независимость гарантирует защиту интересов сообщества. Поэтому координаторы соседского центра могут помочь жителям реализовать их идеи и мечты, но они не могут делать это вместо них – такой подход приведет к тому, что сообщество не будет развиваться и со временем может исчезнуть. Например, в Новых Ключах (Сургут), застройщик решил, что на данном этапе сопровождение соседского центра может взять на себя маркетинговый отдел. Результатом этого стало  уменьшение активности и инициативности жителей.

Центр прикладной урбанистики проводил анкетирование жителей жилых комплексов в разных городах России. Данные опросов показали, что в среднем 90% жителей поддерживают идею создания соседского центра, 60% готовы так или иначе в нём участвовать, 10–15% жителей становятся лидерами и берут на себя ответственность.

Однако в реальности есть всего 3–4% людей, готовых стать лидерами и брать на себя ответственность, а около 15% могут стать их помощниками, в то время как 40-50% жителей становятся активными пользователями (участвуют в мероприятиях, посещают секции).

Когда в жилом комплексе не набирается даже этих 3% активистов и 15% им сочувствующих, то запуск соседского центра на данном этапе не имеет смысла. Он просто не сможет работать самостоятельно

Работа соседского центра основана на том, что жители самостоятельно решают текущие задачи, организуют встречи и праздники, воплощают другие свои идеи – все зависит от того, сумеют ли они договорится. Чтобы помочь наладить этот процесс, ЦПУ обучает «комьюнити-менеджеров» из числа местных жителей. Менеджер соседского центра – полноценная работа, которая должна оплачиваться. На первых порах ему может платить застройщик, но постепенно соседский центр включает содержание всех необходимых для полноценной работы сотрудников в свою финансовую модель.

Есть и другой интересный вариант решения этого вопроса – поискать незакрытые ставки в муниципальных учреждениях района. В Ново-Молоково муниципалитет выделил соседскому центру ставку библиотекаря и отчитался «наверх» об открытии новой библиотеки в районе. Менеджер соседского центра – это очень важная роль, ведь от него зависит, смогут ли соседи вырасти в устойчивое локальное сообщество.

Зачем нужно локальное сообщество

Сообщество будет востребованным и действительно живым только тогда, когда жители понимают, что вместе делать что–то проще. Полноценное локальное сообщество развивает в горожанах культуру добрососедства, повышает навыки самоорганизации, предоставляет возможности для досуга, общения, саморазвития и реализации своего потенциала. У многих жителей появляются новые компетенции, а с ними и возможность изменить свою жизнь, реализовать мечту. Офис вскладчину, созданный жителями Ново­-Молоково, дал 60 рабочих мест и способствовал появлению нескольких семейных предприятий. В результате многие жители перестали ежедневно терять драгоценное время в пути на работу и обратно.

Примечательно, что запрос на добрососедство одинаково силён в жилых комплексах как «массового», так и «элитного» сегмента. Социальное проектирование прекрасно показало себя и в небольшом «дорогом» проекте Загородный квартал (180 домовладений под Москвой, г. Химки). И хотя в проекте жители предъявляли несколько другие запросы и породили отличные функции, общую суть это не меняет.

Связь с качеством среды

Важно помнить, что кроме решения социальных вопросов, наличие локального сообщества неизбежно повышает качество среды. Тут нет ничего замысловатого: по иерархии потребностей люди в первую очередь начнут решать задачи бытового плана, связанные с окружением. Если они уже научились договариваться и делать что-то сообща, готовы организовывать совместный досуг и саморазвитие, то постепенно будут решены и вопросы благоустройства и оформления общих помещений. Так, в Столичном (Железнодорожный, Московская область) жители совместно составили техническое задание на помещение соседского центра, на основе которого архитектор разработал проектную концепцию.

Своя территория

Каждое совместное действие и решение, сообща составленные правила и требования – приближают жителей к осознанию своей территории. Существует трилогия, описывающая типы отношения жителей к тем или иным пространствам: «моё», «чужое», «ничьё». Соседский центр и локальное сообщество помогают взращивать новое качество категории «моё» – к «наше общее». Жители, осознавая территорию общей (как сообщества) и своей (себя, как части сообщества), начинают по-другому к ней относиться. Они учатся присваивать пространство, то есть осознавать требования к нему и брать за него ответственность. В московском Ново-Молоково на второй год работы центра жители при поддержке УК зарегистрировали ТОС.

Текст и фото подготовлены Центром прикладной урбанистики - Екатеринбург