«Если мы смотрим на хорошее современное искусство и не понимаем его, то мы не понимаем современность»

В «Синара Арт» открылась выставка, где искусство рождается в голове у зрителя

20 октября, 18:08, 2025г.    Автор: Людмила Ради

В галерее  «Синара Арт» в Екатеринбурге открылся выставочный проект «Создать пару», представляющий работы двух современных художников — Алины Глазун и Петра Кирюши. Выставка знакомит уральского зрителя с искусством, которое не пытается дать готовые ответы, но создает пространство для личных открытий. It’s My City выяснил, как два очень разных художника говорят со зрителем на языке современности и на что стоит обратить внимание на новой выставке.

Работы художников для экспозиции «Создать пару» предоставил российский бизнесмен Антон Козлов, который считается одним из самых известных коллекционеров современного искусства. Он видит в поддержке современного искусства особый вызов и азарт: довольно легко собирать старое искусство, но в совриске ставки выше и интереснее. 

— Современность именно такая: она может удивлять, казаться непривычной. Но все, что нам кажется конвенционально понятным, уже про прошлое. Если мы смотрим на хорошее современное искусство и не понимаем его, то мы не понимаем современность, — считает Антон Козлов. 

Антон Козлов

Выставка в «Синаре» — это монографии современных художников и возможность показать хорошее современное искусство екатеринбургскому зрителю.

— Сейчас мы ходим в музеи и ожидаем получить качественный опыт коммуникации с искусством. Мы идем на громкое имя, на большую очередь или на время. Вот прошло 50 лет и оно показало первый ряд имен. Однако на выставке «Создать пару» мы смотрим на то, что просто чуть-чуть позже назовут этими именами. Это особое удовольствие, что мы можем показать вам то, под чем мы ставим свою фамилию, свою репутацию, тем самым утверждаем, что это хорошее современное искусство, — говорит Козлов.

Куратор выставки Галина Шубина считает, что художники Алина Глазун и Петр Кирюша создают в своих работах художественные ситуации, которые так или иначе резонируют с внутренним миром зрителя, и результат этого взаимодействия непредсказуем. 

— Какого-то ключа к просмотру этой экспозиции не оставлю, потому что для меня одинаково интересно идти направо, в экспозицию Алины Глазун, и потом, получив этот опыт, войти в пространство живописи и графики Петра Кирюши. Или же, напротив, насладиться физическими работами Петра, а потом поймать точку напряжения в словах Алины Глазун. Выбирайте свой собственный путь, который вам близок, — добавила Шубина.

Галина Шубина и Петр Кирюша

Яркой деталью выставки стали кошки Алины Глазун. Ее ранние работы — это «коробочки» с историей внутри, где случайные фразы из журналов соседствовали с образами котов. Но за кажущейся простотой и иронией скрывается глубина. Ее арт-объекты — это всегда шифр, множество закодированных историй и отсылок.

Одна из работ Глазун — картина с двумя котами и словом «Россия». Это настоящие коты автора, но в работе заложена отсылка к известному видео, где художник Дмитрий Пригов уговаривает своего кота Ваську сказать слово «Россия», и кот в конце концов убегает, так и не сказав ничего. 

Привлекает внимание и работа из четырех частей, которая представляет собой интерпретацию известного стихотворения Бродского «Не выходи из комнаты». Произведение Глазун рассказывает о том, как рождается искусство: из хаоса, хроноса, эроса, а иногда и из ничего.

Петр Кирюша тоже обращается к образу кошки. Его мы можем увидеть, например, на картине «Приручение кошки»: кот, сидящий к нам спиной, наблюдает вехи человеческой эволюции  — от человекообразной обезьяны до Homo sapiens sapiens. 

Серия работ Петра Кирюши с руками представляет собой оптическую иллюзию: если сделать определенный жест руками на уровне глаз, то можно представить себе другую картину мира. Получается визуальный коллаж, который невозможно сохранить.

— Отношение с реальностью у Петра очень эфемерное. Он последовательно отдаляется от нее. Даже когда это фиксация окружающего пространства, это преображенная реальность. Работа «Отражение тени» тому подтверждение, — подчеркивает куратор Галина Шубина.

По мнению искусствоведа Тамары Галеевой зритель может прийти на «Создать пару» ради тонкой живописи Петра Кирюши и юмора Алены Глазун и ее сквозного образа кошки, который может быть близким каждому. 

— Я думаю, что это очень живое соединение, очень гуманистическое. В общем, я за то, чтобы таких выставок было больше. Все предметы, которые вырастают из как бы повседневной жизни, превращаются в художественные объекты. Выставка очень оптимистичная, но также она очень нюансированная, тонкая. Здесь много чего можно найти, — поделилась Галеева.  

Однако есть и негативные отзывы о выставке Глазун и Кирюши. Художник Сурен Хондкарян считает, что такие работы ошибочно относят к наивному искусству, хотя на самом деле они не имеют к нему никакого отношения. 

— Это уже последствия того, что было в Европе лет 50−60 назад. Владеть профессией, знаете, это как поэт должен уметь буквы писать, а художник должен уметь рисовать. Дальше люди вообще не задумываются о композиционном построении, ляпают пятна сверху, снизу, сбоку, справа, слева. Ни формы, ни содержания. Я прихожу и удивляюсь, но в негативном смысле. Это просто какие-то изобретения, дизайн какой-то, — считает Хондкарян.

Выставку «Создать пару» можно посетить до 10 декабря в выставочном пространстве «Синара Центра» (Верх-Исетский бульвар, 15/4, –1 этаж).
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: