Весной 2025 года в Екатеринбурге стали появляться инсталляции с маленькими буквами, из которых складывались строчки песен известных групп и музыкантов. Сейчас в разных точках города можно найти тексты песен Монеточки, групп «Курара», «Обе две» и других.
За всеми ими стоит девушка с псевдонимом Птичка Напела, которая таким образом переносит важные для себя смыслы на улицы города. Откуда появилась художница, какое ее настоящее имя, никто не знал. Как оказалось, автор уличных работ — уроженка Екатеринбурга, которая уже несколько лет живет за границей, но время от времени возвращается на Урал.
It’s My City удалось связаться с Птичкой, погулять с ней по Екатеринбургу и поговорить о стрит-арте, эмиграции и музыке, которую она транслирует с помощью своих уличных работ.
«Это как баночка с уральским воздухом, которую я открываю, вдыхаю и оказываюсь там, в своих любимых местах, со своими близкими»
Настоящее имя Птички — Алла. Она предпочитает скрывать лицо и свою фамилию, чтобы оставаться анонимным автором, чтобы иметь возможность цитировать любых исполнителей (даже «нежелательных» в России) в своих работах. Девушка не считает себя художницей, а просит называть ее «уличным плеером».
— Художниками я как раз считаю тех людей, чьи песни бетонирую. Получается, что я беру их музыкальную картину и вешаю в уличной галерее, — говорит Алла.
Первую работу в Екатеринбурге Птичка Напела сделала в Городке чекистов: у одного из подъездов расположились строчки из песни Монеточки «Русский ковчег». Девушка проверяет маленькие бетонные буквы, не отклеились ли они от стены. Все оказались на месте.
— Лиза Монеточка восхищает тем, что своими песнями тянет к себе людей всех возрастов. Это специфическое сочетание текста и музыки, которое тебя тащит и на глубокое, и в танцы. Такой микс имеют все мной любимые уральские исполнители. Они честные, сильные, чувствующие, свободные, — говорит Птичка.
Еще одна работа находится неподалеку — на доме № 69/10 на проспекте Ленина. Это фраза из песни группы «Курара» — «А еще, ты — это то, что у тебя в наушниках». На ней Алла проверяет хвостик у птички, которых она клеит у каждой своей инсталляции рядом с QR-кодом на свой «Инстаграм»*.
— «Курара» поселилась в моем плейлисте в 2007 году. Тогда было интересно знакомиться с новым для меня языком реальности, любви и среды через музыку «Курары». И с тех пор она звучит в любом месте, где бы я ни оказалась. Это как баночка с уральским воздухом, которую я открываю, вдыхаю и оказываюсь там, в своих любимых местах, со своими близкими. Это особый свердловский темп музыки и холод речи, закутки диалекта, каменные слова, которые как глыбы разбиваются тебе о голову, и так хорошо становится, — рассказывает Птичка.
Место для этих арт-объектов предложил друг Аллы Рома, ведь Городок чекистов — это дома с историей, а еще в комплексе много уличных работ.
В целом поиск локации происходит по-разному, но в основном это происходит спонтанно: «Мы выходим клеить, а где клеить — найдем». Табу для девушки — отремонтированные фасады исторических зданий.
— Я не трогаю чистые фасады, тем более фасады, на которых, как здесь, 50 оттенков муниципального (показывает на здание на Ленина, 75, на котором много следов от закрашивания граффити и нарко-рекламы). Зачем людям работу добавлять? У них и так много работы. Поэтому чистые и исторические фасады стараюсь не трогать.
«Взрослых не существует». О первой работе в Израиле
Алла родилась в Екатеринбурге, но первая ее работа появилась не в России, а в Израиле в апреле 2022 года. Там она живет уже 5 лет с мужем, у которого есть право на репатриацию. Изначально они уехали на год-полтора, чтобы вернуться с новым жизненным опытом и вторым паспортом, но после февраля 2022 года возвращение отложилось на неопределенный срок. Планы поменялись потому, что муж не может жить без «Макдональдса», шутит Алла.
— В Израиле очень комфортная программа поддержки новых репатриантов. Первые полгода государство предоставляло нам корзину абсорбции (финансовая помощь для новых репатриантов — прим. ред.), благодаря которой мы смогли посвятить себя интенсивному изучения языка и адаптации в новых жизненных обстоятельствах. Этих денег нам хватало чтобы арендовать квартиру, оплачивать счета, покупать продукты и пить самый дешевый лагер, — рассказывает девушка.
Переезд в Израиль выпал на период между двух волн коронавируса, что, с одной стороны, осложняло социализацию, а с другой — помогло избежать дополнительных трат и соблазнов.
Когда первые полгода в Израиле и корзина абсорбции кончились, Алла с мужем стали искать работу. Муж пошел подрабатывать грузчиком, а Птичка еще долго перебирала разные сферы: работала паяльщицей на производстве медицинского оборудования, мастером по сборке лед-ламп, оператором станка на заводе пластиковых изделий и штукатуром-маляром на стройке. Но в один день она решила уехать на другой конец страны и работать там.
— Мы живем на севере Израиля, в Хайфе. В какой-то момент стало дурно в голове, я уехала на подработку на самый юг Израиля, в город Эйлат, и осталась там на полгода жить и работать помощником повара в большом отеле. Для меня это оказался очень депрессивный город, несмотря на то, что это туристический город-набережная со множеством отелей, — рассказывает Алла.
В тот период ей и пришла идея сделать свою первую уличную работу с фразой, но не на русском, а на иврите. Выглядел объект совершенно по-другому: вместо маленьких букв были огромные штуковины из бетона 17 сантиметров высотой. Самая первая работа еще не была посвящена музыке.
— У моих друзей и у меня в голове крутилась фраза «Взрослых не существует». Я в тот момент пересекла границу в 30 лет и подумала: «А где все эти взрослые, которые все знают, понимают и у них всегда есть ответы на все вопросы?» У меня этих ответов не оказалась.
Просто какой-то бесконечный гул. Мне захотелось эту фразу налепить на стену, чтобы обсудить с кем-то этот вопрос, — добавила девушка.
Для своего самого первого арт-объекта Алла выбрала скейт-парк. Она нарисовала фон из шахматной сетки, похожий на прозрачный фон в Photoshop, а сверху приклеила фразу «Взрослых не существует» на иврите. Работа получилась веселой и даже детской, но отсылающей к серьезным вопросам. К сожалению, буквы продержались недолго.
— Я прихожу на следующий день уставшая с работы, а буквы были с яростью разбиты и валялись за забором. Но все равно остался след от бетона, я подумала: «Все равно вы не скроете правду». Я немного выдохнула, потому что у меня была изначально позиция, что все, что я оставляю на улице, остается на улице и принадлежит ей.
Поэтому я взяла баллончик с краской с теми же цветами, и уже на английском написала фразу «Сила не в разрушении, а в созидании». И подписала внизу ptichka_cry. Ее грубое целенаправленное разрушение ответило на мой внутренний вопрос. Стало так приятно и легко после этого, как будто тот город и правда поговорил со мной в такой интересной для меня форме, — говорит Алла.
На следующий день она уехала в Хайфу и больше не возвращалась жить в Эйлат. Пакеты с цементом, из которых Алла сделала фразу на иврите, простояли нетронутыми три года, пока девушка не решила творить под псевдонимом ptichka_napela. Он, к слову, появился благодаря работе на кухне.
— Когда я жила в этом городе на юге, работала помощницей повара, и у нас был су-шеф араб. У него со всеми работниками были теплые отношения, и он в какой-то момент начал звать меня «птичка». Но не на иврите, не на арабском, а на русском. Он говорит на иврите, а меня называет «птичка».
Когда мне стало проще общаться на иврите, я спросила у него, почему он называет меня птичкой. Он сказал: «Ты быстро летаешь по отелю, все находишь, и ты маленькая». Я подумала, что это справедливо по всем пунктам, — говорит Птичка Напела.
Имя Алла по звучанию похоже на «Аллах», поэтому для людей, исповедующих ислам, проще было называть ее просто «птичка».
«Купили пива в круглосуточном ларьке и поехали довольные промерзшие домой»
Один из последних арт-объектов Птички в Екатеринбурге находится в паре кварталов от Городка чекистов — над подъездом дома № 83 на проспекте Ленина. Небольшими гипсовыми буквами там наклеена фраза «Мы сегодня дома», отсылающая к припеву песни группы «Хадн дадн».
— Такое уютное, домашнее. Подъезд маленький, теплый, кофейня рядом, железнодорожные пути, подземный переход и улица, на которой я много лет жила. А потом строчки туда легли. Мне эта песня уже много лет знакома, и всегда кутала меня в какую-то свою комнату. Потом она стала гимном самоизоляции. Столько в ней простого и важного для каждого, — рассказывает Алла.
Во дворе этого же дома расположилась еще одна работа — строчка из песни группы «Самое большое простое число». Фраза «Люблю нельзя сказать короче» несколько раз повторяется по всей окружности заброшенного фонтана в центре двора.
Несмотря на то, что работа появилась недавно, она уже потеряла несколько букв. Алла клеила их при температуре -5 градусов, и, видимо, клей не выдержал таких холодов.
— Делали мы эту работу с моим другом Ромой ночью. Мы, конечно, как в привычный нам осенний поход снарядились, тепло оделись, взяли с собой все необходимое, в том числе клей, который обещал работу при минусовой температуре. Температура упала до минус пяти в процессе, и клей перестал быть клеем. Как только оказывался на поверхности, превращался в ледяные катышки.
Пожалели, что не взяли газовую горелку, которой за три часа до этого пользовались дома. Пришлось греть клей под буквами зажигалкой, чтобы выгнать излишки. Закончили дело, сели на велосипеды, купили пива в круглосуточном ларьке и поехали довольные промерзшие домой, — рассказывает Алла.
Мы собрали упавшие на землю буквы, а Птичка фотографирует все недостающие детали, чтобы потом вернуться с новыми. Оказалось, что все «люблю» остались целыми. Алла говорит, это что-то значит, и она даже думает оставить все как есть.
«Люди, которые говорят: „Да я особо ничего не слушаю“, пугают меня». О музыке, которая вдохновляет
Спустя три года после создания первой работы Алла решила продолжить заниматься стрит-артом. В этом ее поддержали друзья, хотя изначально девушка не понимала, куда ей двигаться и какие работы делать.
В итоге Алла пришла к тому, чтобы посвящать арт-объекты музыке. Она постоянно есть в жизни Птички: дома в колонке, на улице и на работе в наушниках.
— Очень много вещей из песен, которыми я хочу поделиться, врезаются в голову. И я думаю, что много людей, которые слушают эту музыку, тоже останавливаются на этих строчках у себя в голове, — отметила Алла.
Сейчас пятнадцать работ Птички есть в России, Израиле, Сербии и Грузии. Она делает арт-объекты там, куда «ветер унес» ее. Первый арт-объект в каком-либо городе всегда приветственный. Алла выбирает артиста, связанного с этим городом, и выкладывает из букв строчки из его песни. Например, в Батуми Алла сделала работу, посвященную песне «Вера» Валерия Меладзе, так как певец родился в Батуми.
— Мы к такому формату привыкли на зданиях в форме вывесок или каких-нибудь металлических букв на заводах или надписей «В это доме жил…». Я беру за основу этот фундаментальный формат серьезных огромных букв и очеловечиваю его.
Так что этот проект я расцениваю как наивное искусство, потому что в нем нет никаких заявок на серьезность с художественной точки зрения. Наивность — это не про текст, который я выбираю, потому что это чаще всего тексты, над которыми надо думать, надо слушать и задаваться такими вопросами, которые поднимают эти исполнители, — говорит Алла.
Иногда девушке сложно определиться с выбором строчки: столько всего можно вытащить на стены из одной песни.
— В такие моменты я чувствую себя уличным плеером, который с одного носителя вынес песню на другой. В моем случае — на стены. Главное в этом всем — это музыка. Вообще, я всегда находила крайне интимным процесс, когда вы делитесь друг с другом музыкой. А люди, которые говорят: «Да я особо ничего не слушаю», пугают меня. Как и те, которые не любят животных. Не знаешь, что от таких людей можно ожидать, — делится Алла.
«Мы занимаемся любовью с городом». О том, как создается стрит-арт
Алла активно занимается стрит-артом уже несколько месяцев, и за это время она путем экспериментов выработала определенную схему создания работ.
Сейчас процесс выглядит так: Алла выбирает строчку из песни, рассчитывает количество букв и время на их заливку. Если буквы большие, то она делает их из бетона, а если маленькие — из гипса. Гипсовую или бетонную массу Птичка заливает в формочки в виде кириллических и латинских букв, а затем красит их. При установке арт-объекта используется малярный скотч, чтобы не испачкать клеем стену, и лазерный уровень, чтобы строчки расположились на стене ровно. Однако даже с такими приспособлениями ровно выходит не всегда.
У Аллы довольно много друзей, которые ездят с ней устанавливать работы на городских улицах. Их Птичка называет «подельниками».
— Меня в этом сильно поддерживают друзья. Они знают, что я перфекционист, так что они говорят: «Клей вылазит? Пусть вылазит. Это клей, он должен быть». Рома меня очень сильно склоняет к тому, чтобы не убиваться в перфекционизм. Он мне как-то сказал фразу: «Мы делаем вещи либо не делаем их вообще». Это всегда меня поддерживает во всех этих минус пяти градусах, когда и сопли, и холодно, и страшно.
В этом есть такая неподдельная детская радость. Мы разговариваем много и обо всем. Смеемся, вспоминаем, придумываем новое. Даже только ради этого я хочу продолжать заниматься Птичкой. И вообще в этих прогулках я чувствую, как мы занимаемся любовью с городом, — рассказывает Алла.
Друг Аллы Роман, который регулярно помогает подруге с установкой арт-объектов, утверждает, что это мистический процесс, а поэтому по некоторым приметам можно понять, пройдет очередная вылазка удачно или нет.
— Если работа хорошая, то всегда все складывается: к тебе подъезжают менты и тут же уезжают, к тебе подходят люди и тут же уходят. Если есть сомнения, то будет очень много проблем и тебя будут бесконечно все теребить. Но вообще в любой непонятной ситуации можно сказать, что ты делаешь работу для «Стенограффии», — говорит Роман.
«Хочет просто белые столбики с чистым фасадом». Недовольные горожане
Вылазки, во время которых Алла и ее друзья устанавливают арт-объекты, обычно проходят спокойно, а люди вокруг не реагируют на них как-то по-особенному. Но на ее творческом пути все же встретился человек, которому это не понравилось.
— Мы выбрали место на Ленина, 5, там есть двор с колоннами. На одну из колонн мы уже наклеили тейп, все разметили. Тут проходит мужчина с женой и с дочкой и говорит: «А че вы тут делаете?». Мы отвечаем, что песни на стенах пишем. Он спросил: «А вы можете это здесь не делать?»
Причем там все столбы вокруг расписаны тэгами, все черное из-за них. Потом он в процессе разговора сообщил, что очень сильно от этого устал и хочет просто белые столбики с чистым фасадом. После вопроса, почему он не обращается в муниципальные службы, начал менять тему, — рассказывает Алла.
Девушка объяснила мужчине, что собирается приклеить лишь гипсовые буквы, никакой «чернухи». Разговор продлился 10 минут, и мужчина не переставал жаловаться, что ему надоел вандализм и что он не может с ним бороться.
— Мы с ним попрощались, и моя подруга Аня, с которой я клеила работу, спросила: «Ну че, делаем?» И я такая: «Да конечно делаем. Че мы будем его слушать?» Но в итоге мы подумали, что человек очень вежливо с нами поговорил, рассказал о своих переживаниях по этому поводу, о своей боли. Мы обошли двор и сделали работу в нем же, но с другой стороны.
Эта история для меня оказалась про то, как я со своего детского и протестного «делаем конечно», быстро одернула себя и поняла, что мы же вообще не про это, а про любовь к городу в первую очередь, — говорит Птичка.
«Люди здесь борются». О мечтах вернуться в родной город
Алла уже 5 лет живет в Израиле, но периодически приезжает в Екатеринбург, чтобы увидеться с близкими. До переезда у девушки была своя мастерская украшений, которая находилась в креативном кластере в бывшей Уральской золотосплавной химической лаборатории (ул. Первомайская, 1).
— Финансово провальный, но жутко интересный период. Было ощущение вечной творческой смены пионерского лагеря для взрослых, — вспоминает Алла.
Больше всего из времени работы в мастерской ей запомнились протесты в сквере у Драмтеатра. Девушка ходила на митинги каждый день, пока там собирались люди. Там она встречала очень много знакомых и друзей, видела, как люди знакомились, буквально грели друг друга по вечерам, разливали горячий чай и пели.
— Невероятное стало в те дни реальным. В тот момент я в очередной раз ощутила свою необъятную любовь к Екатеринбургу и людям, которые понятие справедливости воплощают в жизнь своими действиями. В этом и состоит ответ на вопрос, почему я хочу вернуться жить в Екатеринбург. Я люблю эти взгляды, слова, мысли и дела. Уникальный регион с непростой историей, — считает девушка.
За время жизни в Израиле Алла повстречала много людей, которые по-доброму высказывались о Екатеринбурге, многие знали историю с защитой сквера. Вспоминая те моменты, Птичка мечтает когда-нибудь вернуться в Екатеринбург и жить в доме на природе.
— Тут что-то всегда происходило, что каждый раз очень удивляет по-хорошему. Например, как было с историей про сквер. Люди здесь борются. Нас в детстве всегда учили чего и кого бояться, но никогда не учили, как не бояться. Никогда никто мне об этом не говорил, а это надо знать вообще-то. Поэтому я сейчас учусь этому здесь благодаря людям, которые здесь живут, и делают совершенно невероятные и бесстрашные вещи. Это сильно вдохновляет. Тянет быть среди них, — говорит Алла.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.