Несколько девушек публично обвинили главного режиссера Центра современной драматургии (ЦСД) в Екатеринбурге Антона Бутакова в домогательствах, эмоциональном насилии, принуждении к сексу без контрацепции. В редакцию It’s My City обратились четверо предполагаемых пострадавших, которые рассказали о своем опыте работы и личных отношений с Бутаковым. Режиссер же отрицает обвинения в свое адрес, заявляя, что таким образом ему мстят за увольнение бывшие сотрудники театра.
Собеседницы It’s My City отмечают, что Бутаков обращал внимание на девушек сильно младше себя, «втирался в доверие» и одновременно выстраивал отношения с несколькими молодыми девушками 18–20 лет. Бутакову на тот момент было 33 года. По словам девушек, он уверял их, что с каждой выстраивал моногамные отношения. Однако позже выяснилось, что на самом деле он встречался сразу с несколькими девушками одновременно.
Пострадавшие утверждают, что Бутаков занимался с ними сексом без презерватива. Две девушки рассказали о его домогательствах и принуждении к сексу на работе. Они также поделились с редакцией переписками с режиссером, которые показывают, что у него были с ними романтические отношения.
«Удобно вешать лапшу на уши маленьким девочкам»
Алла (имя изменено) познакомилась с Антоном Бутаковым вне ЦСД в 18 лет, а романтические отношения у них начались, когда ей было 19 лет. Девушка отмечает, что была влюблена в него, это не были свободные отношения, и режиссер говорил об «эксклюзивности».
— После начала половой связи он пытался уговорить меня на незащищенный секс, аргументировав это тем, что мы уже долго вместе, что мы искренние друг с другом и у нас с ним уникальные отношения. Говорил, что проходил тестирование на ВИЧ, но никаких справок не показывал. По сути, он сознательно подвергал нас риску заражения инфекциями, включая ЗППП и ВИЧ, — рассказывает Алла.
Она прошла медицинское обследование после отношений, но, к счастью, никаких заболеваний у нее не обнаружилось.
— Ты сидишь, и у тебя берут кровь, и ты понимаешь, что фактически ты можешь быть заражена чем угодно, потому что ты не видела ни одной справки, а просто поверила человеку, — добавила девушка.
Она считает, что настаивать на незащищенном сексе с его стороны лицемерно. Недавно Бутаков снял фильм про людей, живущих с ВИЧ-инфекцией, также он связан с фондом, занимающимся повышением информированности о таких заболеваниях.
По словам Аллы, Бутаков сам предложил ей расстаться и не рассказал о связях и изменах с другими девушками. О них она узнала позже.
«Не стыдно ли вам таким заниматься?»
Вера (имя изменено) работала с Бутаковым над общим проектом.
— Человек, будучи сильно взрослее нас и сильно опытнее, втирался в доверие, буквально искал ходы. Мы сдружились. Он говорил такие вещи, которые неопытную девочку, которая с мужчинами не имела опыта отношений, заставляют ему доверять, заставляют влюбляться, — вспоминает Вера начало романтических отношений с Бутаковым.
На тот момент Вере было 19 лет. Она утверждает, что подобное поведение было не только в ЦСД, и что «Бутаков пользовался неопытными девочками и за рамками театра».
Вера также рассказывает о сексуальном контакте без предохранения. В один из вечеров она сидела в его машине и произошла ссора.
— В какой-то момент личного разговора он просто притянул меня за шею к члену. Разумеется, в таких обстоятельствах никто не спрашивал, не хочешь ли ты, чтобы я надел презерватив? — спрашивает Вера.
Второй подобный инцидент произошел в театре.
— Он вызвал меня в ЦСД по работе, я приехала работать. Когда спектакль начался, он заходит кабинет, где я сидела, закрывает дверь на ключ, подходит сзади, начинаются опять прикосновения. На вопрос «Не стыдно ли вам таким заниматься» он ответил: «Нет, не стыдно».
По ее словам, после этого случая Вера решила прекратить общение с ним.
«Все его жутко боялись и боятся до сих пор»
Бывшие сотрудницы ЦСД, которые согласились поговорить с It’s My City, утверждают, что Антон Бутаков регулярно запугивал и унижал их.
Когда Ольга (имя изменено) пришла работать в театр, первый год не было никаких приставаний или намеков. Однако в 2023 году, с началом театрального сезона в августе, ситуация изменилась. Как утверждает девушка, Бутаков использовал различные предлоги для приглашения в свой кабинет, где начинал приставать.
— Пытался обжимать, лапать… Ну, я всегда его боялась. Сложно не бояться бородатого двухметрового человека, когда он еще и твой начальник, и неизвестно, что он может с тобой сделать, если ты ему откажешь, — говорит Ольга.
По ее словам, она долго собиралась с силами, чтобы ему отказать. Однако когда она все-таки отказала ему в связи, со стороны режиссера начался буллинг и постоянные претензии к работе Ольги. Примерно в это же время в театре ввели систему штрафов и особенно часто она применялась именно к ней.
— Мы все работали неофициально, без договора, но штрафы были официальные. Ты даже не знаешь, за что можешь получить штраф и в каком размере, — утверждает Ольга.
По ее словам, многие сотрудники театра боялись Бутакова, поэтому ничего не говорили насчет его отношений с актрисами.
— Все его жутко боялись и боятся до сих пор. Люди прямо говорят: «Я боюсь с ним разговаривать», — сказала Ольга.
Экс-сотрудники ЦСД, с которыми поговорил It’s My City, рассказали, что Бутаков набрасывался на артистов, мог кричать на них матом и желать кому-то смерти. Ольга также вспоминает, что однажды Бутаков очень грубо обошелся с новеньким звукорежиссером и за ошибку пожелал ему «умереть от СПИДа».
Ольга заявила, что из-за обстановки в театре она решила уйти по собственному желанию, отыграв последние спектакли. По словам девушки, за них ей так и не заплатили.
— А через несколько дней после ухода мне прислали бумагу, где было сказано, что я была уволена за «нарушение субординации».
Систематические домогательства
После того как Кристина (имя изменено) начала работать в ЦСД, их общение постепенно переросло в симпатию.
— Мы могли иногда сидеть, болтать на отвлеченные темы, потом опять работать, шутить, — вспоминает девушка.
Однако вскоре начались домогательства и излишнее внимание.
— Он начинает эти зажимания в углах. Он же еще здоровый… И он начинает зажимать тебя в угол на лестнице. Начинается вот эта все это похабное отношение, — рассказывает Кристина.
Девушка говорит, что тогда отказывала ему, так как Бутаков был в отношениях. После того как он расстался с другой актрисой, они начали встречаться. Вскоре она стала замечать, что вокруг Бутакова появляются «еще какие-то слухи с разных сторон». Когда она попыталась выяснить, насколько серьезны отношения между ними, Антон избегал прямых ответов. По ее словам, ей это надоело, и девушка предложила режиссеру прекратить любые романтические взаимодействия, на что он согласился. Но к концу 2023 года ситуация обострилась.
— Начались агрессивные зажимания в кабинетах и в коридорах. Я могла быть одета как угодно, это не имело значения, — говорит Кристина, добавляя, что эти действия происходили против ее воли.
С увеличением количества работы и сфер ответственности девушки возросло и количество вынужденных рабочих контактов с Бутаковым.
— Я иду в кабинет по рабочему вопросу, а он закрывает кабинет и начинается облапывание, — добавляет бывшая сотрудница театра.
Кристина утверждает, что просьбы открыть кабинет и ее активный отказ он игнорировал: «Он не понимает слова «нет».
Однажды во время рабочего дня Бутаков предложил пройти девушке в кабинет под предлогом обсуждения рабочих вопросов. После ее отказа и просьбы обсудить вопрос в публичном месте он начал применять физическую силу: схватил Кристину за шею и удерживал против ее воли. В какой-то момент ему надоело и он отпустил девушку. У нее остались синяки на шее.
После этого случая она хотела обратиться в полицию, чтобы зафиксировать следы на шее, но испугалась «связей, которыми кичится Антон», и в целом не была уверена, что силовики как-то ей помогут.
Как и другие женщины, Кристина утверждает, что Бутаков настаивал на сексе без предохранения. Эти ситуации с главным режиссером театра стали одной из причин для увольнения девушки.
Она также вспоминает и подтверждает существование системы необоснованных штрафов.
— Система штрафов появилась просто потрясающая. Есть, например, штраф за несоблюдение субординации. Когда главный режиссер вас хуями кроет на сцене, это у нас не является несоблюдением субординации. А если я пошучу в его сторону при ком-то — это штраф в половину оклада, — говорит Кристина.
С редакцией It’s My City поделились доказательствами введения штрафов другие бывшие сотрудники ЦСД. В каких-то случаях это штраф в половину оклада, а на второй раз — лишение оклада за месяц, хотя актеры и другие сотрудники и так получают в театре не очень много.
Реакция режиссера
Антон Бутаков категорически отрицает все обвинения, называя их «фейком» и «провокацией». Он также утверждает, что на протяжении 10 лет был в отношениях с актрисой ЦСД и не вступал в интимные связи с другими женщинами. По его словам, обвинения исходят от людей, которые обиделись на увольнение из театра.
«Я прекрасно понимаю, откуда растут ноги у этой ситуации. Она напрямую связана с человеком или людьми, с которыми театр принял решение расстаться, но которые сохранили обиду. Сейчас это выливается в попытку дискредитации меня и театра. Я не намерен позволять топтаться на моем имени и на репутации театра. Подобные «новости» — фейк, порожденный злостью и бездарностью отдельных людей», — заявил Бутаков в своем Telegram-канале.
Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.