В «Эрмитаж-Урале» начнет работать выставка петербургского художника Николая Сажина. В Екатеринбург привезли больше ста произведений из личной коллекции семьи автора. Уральский зритель сможет познакомиться как и с ранними работами Сажина, когда он был частью ленинградского андеграунда 1970-х годов, так и поздники экспериментами, созданными под конец его жизни, в 2010-е годы.
Сажин родился в городе Троицке Челябинской области, но почти всю жизнь он прожил в Ленинградской области (а именно в Выборге) и Ленинграде / Санкт-Петербурге. Однако связь с Уралом все-таки осталась: в качестве дипломной работы художник сделал иллюстрации для «Малахитовой шкатулки» Павла Бажова.
В петербургском мире искусства Сажин является практически культовой фигурой. Большая часть его работ сейчас выставляется в музее современного искусства «Эрарта»: там художнику посвящен отдельный зал.
Екатеринбургский музей ИЗО тоже решил не отставать от коллег и обратился напрямую к родным Николая Сажина и попросил предоставить картины, которые в течение шесть лет после смерти художника хранились в его мастерской.
— То, что сделал Никита Николаевич [Корытин, директор ЕМИИ], потому что работать с родственниками [художников] — это ужас. Это нужно убеждать, уговаривать [нас] два года, он притащил огромную команду, которая, засучив рукава, в пыли [разбирала картины в мастерской]. Очень часто семья [художника] оказывается в беспомощна: осталось столько всего, и что с этим всем дальше делать? — рассказала Елена Рудова, жена художника.
Название выставки «Покидая кокон», по словам Рудовой, отлично характеризует натуру ее мужа: он тоже всю жизнь жил, как в коконе, и каждый этап его жизни был новым слоем этого кокона. К тому же заглавной работой всей выставки стал триптих «Коконы», которые Сажин написал в 2006 году.
Главными темами в творчестве Николая Сажина были Эрос (страсть, любовь, жизнь) и Танатос (смерть и разложение).
— Эти понятия, введенные в научный оборот Зигмундом Фрейдом, обозначают врожденные противоположные стремления психики: тягу к размножению и самосохранению и влечение к возврату в изначальное неживое состояние. Для выражения столь фундаментальных концептов Сажин изобретает собственный образный язык и пластические формулы, — отмечает куратор выставки Глеб Савенко
На две части — на Эрос и Танатос — разделили зал «Эрмитаж-Урала», в котором открылась экспозиция. Справа от входа зритель может увидеть картины, где художник так или иначе говорит о смерти, которая в конечном итоге ведет к зарождению новой жизни. Эту часть выставки сотрудники ЕМИИ оформили фиолетовым светом.
По левую руку от входа разметили работы, посвященные Эросу. Эту половину зала оформили желто-оранжевым светом. Центральными персонажами «жизнеутверждающих» серий картин являются тыквы-горлянки, которые напоминают фаллосы, и лягушки.
Прямо напротив входа расположена отдельная комнатка — тоже кокон, — где можно познакомиться с отдельными работами Сажина, которые не входят в серии работ, связанных с Эросом или Танатосом. Здесь зритель может познакомиться с личными переживаниями и эпизодами из жизни художника: как он болел и ездил лечиться в Германию, как выглядел (именно здесь представлены его автопортреты).
— Так как мы работали работали с одним наследием, с одной мастерской, конечно, у нас не было возможности показать раннего Сажина, весь путь развития его визуального миру. Но то, что мы сейчас видим перед собой, очень хорошо характеризует его мышление. Понятно, что художник всегда концентрируется вокруг ключевых тем, но на самом деле в искусстве все темы одинаковы, ключевые, и никто ничего нового не придумал. Меняется только призма, картинка, путь, но не само высказывание, — отметил директор музея Никита Корытин.
Выставку «Покидая кокон» можно посетить с 12 августа по 26 октября в «Эрмитаж-Урале» (ул. Вайнера, 11).