В Арт-галерее Ельцин Центра открылась выставка «Я последняя пятилетка», которая знакомит уральского зрителя с новой волной казанского искусства. Современное искусство Казани имеет крепкую базу, но развивалось непоследовательно и долгое время ему не уделялось достаточно внимания, утверждают кураторы.
В последние пять лет на первый план стали выходить местные молодые художники, которые теперь осваивают не только мир искусства Казани, но и других городов. В Арт-галерее Ельцин Центра привезли работы десятка казанских художников: они работают с разными темами и в разных техниках, но отлично показывают разнообразие совриска Казани.
It’s My City узнал, что из себя представляет казанское современное искусство, и на что стоит обратить внимание на новой выставке.
Главной вехой развития искусства в Казани стало появление центра современного искусства «Смена» в 2013 году. Именно ее резиденты привезли в Екатеринбург свои работы. Проект создала группа друзей-энтузиастов, и за годы работы он превратился в настоящую независимую культурную институцию.
Поначалу «Смена» привозила и показывала совриск из других городов и стран, но с 2021 года проект переориентировался на местных художников, рассказывает ее сооснователь Кирилл Маевский. Центр начал проводить опен-коллы, лаборатории и резиденции, благодаря которым молодые художники смогли выставляться, а казанские любители современного искусства узнали новые имена.
К сегодняшнему дню сформировалась целая новая волна казанского искусства, которая вышла за пределы Татарстана и постепенно осваивает и другие города России, добралась она и до Екатеринбурга. Все это произошло за пять лет переформатирования «Смены», поэтому и название выставки «Я последняя пятилетка» отсылает к этому сроку.
В Арт-галерее Ельцин Центра теперь можно увидеть работы десяти художников из Казани — Артура Голякова (он же куратор выставки), Зули Алиевой, Тани Бронниковой, Нурии Нургалиевой, Зухры Салаховой, Ирины Сайфуллиной, Саши Шардака, Надежды Риговой и коллектива ORDO (Махмуд Абзалов и Дарья Родченко). Все они работают с разными материалами и в разных стилях, говорят на разные темы через свои арт-объекты.
Например, художница Зухра Салихова размышляет о том, как наш мир выглядел бы после человека. Главными героями ее инсталляций становятся небольшие зверьки, рептилии и насекомые, которые обустраивают свой быт и одновременно борются друг с другом. Например, в ее работах можно увидеть муравьев и их муравейники, сотканные из лоскутов.
Казанский художник Саша Шардак погружается в прошлое — далекое и не очень. Особенно его привлекает эпоха позднесоветского модернизма и девяностых: автор вдохновляется популярными в то время направлениями дизайна и делает «коллажи» из геометрических фигур, металлических каркасов, деревянных балок, а также из света и пространства.
— Экспозиция построена на теме культурной трансформации на переходе веков — из XX в XXI. Работы имеют чисто символический характер, само пространство представлено в виде знаков — элементов дизайна, которые я счел наиболее выразительными для того периода, — рассказывает Саша.
На выставке также можно увидеть серию работ Тани Бронниковой — художницы, которая уже не впервые выставляется в Екатеринбурге. В прошлом году у нее была персональная экспозиция «Вышивание крестиком» в «Доме Метенкова».
В своих работах, основанных на фотографиях, Бронникова размышляет, насколько сегодня можно доверять изображениям. Ведь часть представленных на выставке работ сгенерировала нейросеть, а другие фотографии Таня сделала сама.
Центральная работа художницы — огромное изображение улицы с коттеджами и идеальным газонами. Полотно разделено на лоскуты и походит на дверные шторы, которые были популярны в странах СНГ в девяностые и нулевые. Оно как раз-таки создано с помощью искусственного интеллекта.
Художница Надежда Ригова привезла в Екатеринбург десятки керамических ягнят и козлят, многие из которых будто доехали не целиком: некоторые из них без голов или ног, зачастую на витринах оказались только лишь ноги и копыта.
Так автор обращается в ветхозаветным мотивам, когда детенышей приносили в жертву на алтарях, чтобы получить от высших сил счастье и благодать. Жертв становится больше и больше, но жизнь лучше не становится.
— Надя пытается говорить о жертвенности, затронуть глобальные истории и в целом отношение человека к человеку. Грубо говоря, можно свести все к вопросу: «Сколько нам еще нужно положить на алтарь жертв, чтобы мы, наконец, начали жить дружно?» — говорит куратор выставки Артур Голяков.
Выставка «Я последняя пятилетка. Новое искусство Казани» будет работать в Арт-галерее Ельцин Центра с 9 августа по 26 октября. В первый день ее работы зрители смогут познакомиться с казанскими художниками лично: в Образовательном центре ЕЦ пройдет дискуссия с их участием, а в галерее — экскурсия по экспозиции, которую проведет куратор Артур Голяков.