«Сколько еще нужно положить на алтарь жертв, чтобы мы, наконец, начали жить дружно?»

В Ельцин Центре покажут современное искусство Казани. Что интересного там можно увидеть

8 августа, 18:31, 2025г.    Автор: Мария Рубинина

В Арт-галерее Ельцин Центра открылась выставка «Я последняя пятилетка», которая знакомит уральского зрителя с новой волной казанского искусства. Современное искусство Казани имеет крепкую базу, но развивалось непоследовательно и долгое время ему не уделялось достаточно внимания, утверждают кураторы.

В последние пять лет на первый план стали выходить местные молодые художники, которые теперь осваивают не только мир искусства Казани, но и других городов. В Арт-галерее Ельцин Центра привезли работы десятка казанских художников: они работают с разными темами и в разных техниках, но отлично показывают разнообразие совриска Казани. 

It’s My City узнал, что из себя представляет казанское современное искусство, и на что стоит обратить внимание на новой выставке.

Главной вехой развития искусства в Казани стало появление центра современного искусства «Смена» в 2013 году. Именно ее резиденты привезли в Екатеринбург свои работы. Проект создала группа друзей-энтузиастов, и за годы работы он превратился в настоящую независимую культурную институцию.

Поначалу «Смена» привозила и показывала совриск из других городов и стран, но с 2021 года проект переориентировался на местных художников, рассказывает ее сооснователь Кирилл Маевский. Центр начал проводить опен-коллы, лаборатории и резиденции, благодаря которым молодые художники смогли выставляться, а казанские любители современного искусства узнали новые имена. 

Кирилл Маевский

К сегодняшнему дню сформировалась целая новая волна казанского искусства, которая вышла за пределы Татарстана и постепенно осваивает и другие города России, добралась она и до Екатеринбурга. Все это произошло за пять лет переформатирования «Смены», поэтому и название выставки «Я последняя пятилетка» отсылает к этому сроку. 

В Арт-галерее Ельцин Центра теперь можно увидеть работы десяти художников из Казани — Артура Голякова (он же куратор выставки), Зули Алиевой, Тани Бронниковой, Нурии Нургалиевой, Зухры Салаховой, Ирины Сайфуллиной, Саши Шардака, Надежды Риговой и коллектива ORDO (Махмуд Абзалов и Дарья Родченко). Все они работают с разными материалами и в разных стилях, говорят на разные темы через свои арт-объекты. 

Например, художница Зухра Салихова размышляет о том, как наш мир выглядел бы после человека. Главными героями ее инсталляций становятся небольшие зверьки, рептилии и насекомые, которые обустраивают свой быт и одновременно борются друг с другом. Например, в ее работах можно увидеть муравьев и их муравейники, сотканные из лоскутов. 

Казанский художник Саша Шардак погружается в прошлое — далекое и не очень. Особенно его привлекает эпоха позднесоветского модернизма и девяностых: автор вдохновляется популярными в то время направлениями дизайна и делает «коллажи» из геометрических фигур, металлических каркасов, деревянных балок, а также из света и пространства.

— Экспозиция построена на теме культурной трансформации на переходе веков — из XX в XXI. Работы имеют чисто символический характер, само пространство представлено в виде знаков — элементов дизайна, которые я счел наиболее выразительными для того периода, — рассказывает Саша. 

На выставке также можно увидеть серию работ Тани Бронниковой — художницы, которая уже не впервые выставляется в Екатеринбурге. В прошлом году у нее была персональная экспозиция «Вышивание крестиком» в «Доме Метенкова». 

В своих работах, основанных на фотографиях, Бронникова размышляет, насколько сегодня можно доверять изображениям. Ведь часть представленных на выставке работ сгенерировала нейросеть, а другие фотографии Таня сделала сама.

Центральная работа художницы — огромное изображение улицы с коттеджами и идеальным газонами. Полотно разделено на лоскуты и походит на дверные шторы, которые были популярны в странах СНГ в девяностые и нулевые. Оно как раз-таки создано с помощью искусственного интеллекта.

Художница Надежда Ригова привезла в Екатеринбург десятки керамических ягнят и козлят, многие из которых будто доехали не целиком: некоторые из них без голов или ног, зачастую на витринах оказались только лишь ноги и копыта. 

Так автор обращается в ветхозаветным мотивам, когда детенышей приносили в жертву на алтарях, чтобы получить от высших сил счастье и благодать. Жертв становится больше и больше, но жизнь лучше не становится.

— Надя пытается говорить о жертвенности, затронуть глобальные истории и в целом отношение человека к человеку. Грубо говоря, можно свести все к вопросу: «Сколько нам еще нужно положить на алтарь жертв, чтобы мы, наконец, начали жить дружно?» — говорит куратор выставки Артур Голяков. 

Выставка «Я последняя пятилетка. Новое искусство Казани» будет работать в Арт-галерее Ельцин Центра с 9 августа по 26 октября. В первый день ее работы зрители смогут познакомиться с казанскими художниками лично: в Образовательном центре ЕЦ пройдет дискуссия с их участием, а в галерее — экскурсия по экспозиции, которую проведет куратор Артур Голяков.  

Нам нужна ваша помощь! It’s My City работает благодаря донатам читателей. Оформить регулярное или разовое пожертвование можно через сервис Friendly по этой ссылке. Это законно и безопасно.

Поделись публикацией:

Подпишитесь на наши соцсети: